Условность, аллегория и женщины в красном

Творчество известного советского художника-авангардиста Виктора Попкова еще в "махровые" коммунистические времена удивляло современников (и просвещенных критиков, и просто любителей живописи) своей неожиданной, словно бы даже "не нашей" художественностью. Ему была уготована редкая творческая судьба.

Впрочем, бум вокруг имени этого оригинального мастера "сурового стиля" продолжается и сегодня. На днях в Лондоне вышла в свет книга о жизни и творческих исканиях знаменитого российского живописца советских лет.

…Меценатство в России всегда было особым явлением. Оно "поднимало на щит", давало жизнь не просто отдельным творческим работам, но целым направлениям в искусстве, новым его формам и жанрам. Ныне российское меценатство снова на коне — и вновь играет важнейшую роль в судьбах отечественного искусства — в частности, открывая "пророков в своем Отечестве" в недавнем прошлом нашей страны.

К примеру, пристальный интерес международного художественного сообщества снискал сегодня, казалось бы, самый "проблемный" период в истории отечественной живописи — советское искусство. Об этом пишутся уже тома исследовательских работ, а советские художники (многие — посмертно) обретают вторую жизнь в самых блестящих западных художественных салонах, коллекционеры сражаются за их работы на престижных аукционных торгах.

Уже значительную коллекцию работ выдающихся советских художников собрал московский предприниматель и большой любитель живописи Андрей Филатов. Причем он не держит свое собрание "за каменной стеной", периодически организуя экспозиции в галереях и салонах — у нас и за рубежом. А также — занимается издательством искусствоведческих книг, посвященных творчеству советских живописцев разных направлений и жанров. Так, недавно в Лондоне был подписан договор с крупным издательством о публикации в Великобритании книги "Виктор Попков" о выдающемся советском художнике — на английском языке. Работа над изданием сегодня уже завершается.

Читайте также: Вахтанг Кикабидзе: "Татуировка из-за любви"

Условность, аллегория и женщины в красном. 286248.jpeg
"Воспоминание. Вдовы" (1966)

Творчество Виктора Попкова стало основой для подобной книги, поскольку этот художник занимает действительно особое, в чем-то даже парадоксальное место среди коллег, творивших в одно время с ним, — во второй половине прошлого века. Ему удавалось, кажется, совершенно невероятное. Так, уже студенческие работы Попкова демонстрировались в Третьяковской галерее. А в "лохматом" 1967-м он умудрился … завоевать Гран-при на Всемирном биеннале в Париже, став обладателем одной из самых престижных наград в мире изобразительного искусства.

Автор лондонской книги "Виктор Попков" — известный современный российский художник и писатель Петр Козорезенко-мл. — доктор искусствоведения, член Российской Академии художеств, председатель Секции реставрации Творческого союза художников России. Незадолго до выхода книги в свет Петр Козорезенко-мл. специально для "Правды.Ру" ответил на вопросы корреспондента:

— Почему среди многообразия имен российских художников-авангардистов, работавших в советское время, вы выбрали именно Виктора Попкова?

— Думаю, начать надо с небольшого искусствоведческого экскурса: В. Е. Попков — один из родоначальников и создателей "сурового стиля" в советском искусстве. Что такое "суровый стиль"? Его представители несколько отошли от классического восприятия формы натуры — мощно, монументально, если можно так сказать, они пытались найти свое творческое лицо. У кого-то получилось лучше, у кого-то хуже. Основатели "сурового стиля" у нас, кроме В. Е Попкова, — это Виктор Иванов, Дмитрий Жилинский, частично Ефрем Зверьков — наиболее яркие представители.

— Чем лично для вас — как художника и искусствоведа — в первую очередь интересно творчество Виктора Попкова?

— Вопрос достаточно сложный и в то же время простой. Я вырос на его творчестве. Как на многих других работах советских художников — потому что я учился сначала в художественной школе, потом в художественном университете. Отец у меня — народный художник РФ. Походы по выставкам, в Третьяковскую галерею, Русский музей — этим были заполнены мои детство и юность.

Условность, аллегория и женщины в красном. 286250.jpeg
"Строители Братской ГЭС" (1960-1961)

А что касается Попкова — его творчество всегда стояло перед глазами. Поразителен хотя бы такой факт: студенческую картину Виктора Попкова "Строители Братской ГЭС" Третьяковская галерея купила, когда автору было всего 27 лет! А ведь это мощнейший показатель признания в советское время.

Он не успел получить различные звания и регалии — художник трагически погиб в 42 года. Сегодня иногда пытаются противопоставлять его режиму, но это не совсем правильно. Просто он начал искать свой новый стиль, который не всегда вязался с классическим искусством, но это не было прямым протестом против режима. Если, например, мы возьмем для сравнения художников-нонкомформистов, — таких, как Зверев, Кабаков, Яковлев, которые были принципиально противопоставлены советской власти, — то с Попковым все немного не так. Его работы все-таки официально экспонировались, его картины покупали, он не бедствовал.

— Какие работы Виктора Попкова вы особенно выделяете?

— Он очень много написал. Хочу начать с работы, созданной сразу после института — "Весна в депо". На первый взгляд это такое классическое — реалистическое искусство, в стиле наших советских академиков периода 50-х: Пластова, Решетникова, Герасимова. Внешне — классическое русско-советское искусство. Но — очень интересно! Здесь, правда, еще нет того Попкова, которого мы все знаем.

Читайте также: Алла Пугачева: Надеть на настроение платье

Следующая знаковая работа, на мой взгляд, — "Строители Братской ГЭС", которую купила Третьяковская галерея. Она тоже вроде решена в классическом стиле, но здесь мы уже видим какие-то моменты начала его "сурового стиля": более монументальные формы, локальные цвета.

Очень мне нравится его работа "Белая лошадь" — вот это уже классический Попков! Это условность, аллегория: красный дом, белая лошадь, намеченное неясными штрихами небо… Это полотно словно перекликающаяся с чем-то невидимым. Картина была написана в период Карибского кризиса, она содержит аллегорию: убитые ведь не завидуют живущим… .

Вот еще замечательная работа "У Белого моря". Виктор Ефимович много ездил по Северу, по деревням, общался с местными жителями. У него в дальнейшем будет еще много работ, посвященных северному этапу. А картина "Бригада отдыхает" стала в прошлом году символом матча за звание Чемпиона мира по шахматам, который проходил в Третьяковской галерее. Здесь тоже круговая композиция, это уже классический "суровый стиль" — так сказать, классический Попков.

Читайте также: "Внук поет "Таганку", не зная русского"

Условность, аллегория и женщины в красном. 286251.jpeg
"Осенние дожди. Пушкин" (1974)

Работа "Двое" также находится в ГТГ — аллегоричная, здесь ярко воплощено мужское и женское начало, необычная композиция. В женской фигуре даже просматривается что-то от Боттичелли, из эпохи Возрождения. Картина "Воспоминание вдовы", также экспонируемая в Третьяковке, относится к периоду, когда художник ездил по Северу. Он видит женщин Севера в красных, "жизнеутверждающих" одеждах, хотя мужей у них уже не осталось… В замечательной работе "Одна", построенной на лаконичной аллегории, женщина тоже в красном: окно, церковь, слева портрет мужа, погибшего на войне… Интересны также "этно"-картина "Северная песня", автобиографическая работа "Воскресенье" (она еще "Мой день" называется, это он себя изобразил на крыше — птицы, тут же у него стоит кувшинчик с вином…). Выразительны работы "Художник в лесу", "Мне 40 лет", "Зимние каникулы", "Хороший человек была бабка Анисья" из Третьяковки, незаконченное полотно "Осенние дожди"… При этом период активного творчества у Попкова ведь был совсем коротким, он погиб в 1974-м., а институт закончил в 1950-м. Всего 16-17 лет.

— Какие факты биографии художника вам кажутся особенно интересными?

— Он был незаурядным человеком, трудоголиком; при этом был прямым и честным. Говорил правду в глаза. На одном из заседаний Союза художников выступил против действующего руководителя.

Был хорошим другом. Сын рассказывал: у него был приятель, у которого не покупали картины, он сильно переживал. Виктор купил у него несколько картин — просто помог, поддержал, они ему особо были не нужны. А тот художник вдруг получил хороший заказ, пришел к Виктору и забрал свои картины, вернул деньги — посчитал, что мало получил. Вот так: два взгляда на одну ситуацию.

— Книга "Виктор Попков" выходит на английском — почему, на ваш взгляд, сегодня особенно важно пропагандировать творчество советских художников в Европе?

— Дело в том, что в мире этот период не совсем хорошо знаком. У нас — знают русский и советский авангард начала прошлого века: Григорьев, Малевич, Кандинский, этакое левое искусство. Или любят классиков: Айвазовский, Шишкин, Поленов, Верещагин… Ну, а советское искусство за границей знают в основном только по тем работам, что в 90-е вывозились из России: флаги, пионеры… Художников мирового уровня тоже теперь знают, но плохо. А ведь они профессионалы, и хочется донести их творчество до более широкой аудитории. Это мощное искусство, оно может нравиться или не нравиться — как кто-то любит сладкое, а кто-то соленое. Но хочется, чтобы наших художников узнали по-настоящему.

— Где сегодня в Москве, в России можно познакомиться с работами Виктора Попкова?

— Довольно много картин Попкова представлено в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Ряд работ — в Музее реалистического искусства, в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Беседовала

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Западные журналисты продолжают писать о своих первых впечатлениях от России и россиян. Впечатления оказываются противоположными тому, что говорят западные СМИ.

ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"

Россия засомневалась во власти - после выходок правительства Медведева и чиновников Кремля высокий и ранее непоколебимый Путина снижается. Он уже стал похож на рейтинг Горбачева...

Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева
Комментарии
Эрмитажный кот признан лучшим оракулом ЧМ-2018
НАТО нарывается на случайное начало войны с Россией
Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
"Выбросят, как чемодан без ручки": Жириновский считает, что Украина скоро присоединится к России
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"
ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"
ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"
Эрмитажный кот признан лучшим оракулом ЧМ-2018
ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"
В Госдуму идет кот Бегемот
22 июня. Страшная война и цена Победы
Крымский мост как новое российское оружие против Украины
Конгрессмены США голодают во имя воссоединения семей мигрантов
"Выбросят, как чемодан без ручки": Жириновский считает, что Украина скоро присоединится к России
"Выбросят, как чемодан без ручки": Жириновский считает, что Украина скоро присоединится к России
"Выбросят, как чемодан без ручки": Жириновский считает, что Украина скоро присоединится к России
"Выбросят, как чемодан без ручки": Жириновский считает, что Украина скоро присоединится к России
Конгрессмены США голодают во имя воссоединения семей мигрантов