Легенду советского флота затопят на потеху туристам

В постновогодние дни в западных СМИ, специализирующихся на теме военно-морских флотов разных стран, широко обсуждается судьба знаменитой советской подлодки К-77.

Дизель-электрическая ракетная подлодка К-77 входила в состав Северного флота с 1965 года, позднее - в состав флота Балтийского. Ее построили по проекту 651 на Балтийском заводе в Ленинграде и вооружили крылатыми ракетами. Американцы по своей классификации называли ее романтично - Juliet.

Читайте подробности: Подлодка из фильма "К-19" может быть сдана в металлолом

В годы тотальной распродажи государственного имущества отслуживую свой срок лодку сбыли в Финляндию, в Хельсинки, где ее переоборудовали в плавучий ресторан, пишет "Корабельная сторона". Еще через четыре года бывшую К-77 решили использовать в съемках нашумевшего голливудского фильма о советских подводниках "К-19. Оставляющая вдов".

В свое время давний автор "Правды.ру", известный подводник, журналист и кинорежиссер Сергей Апрелев не раз обращался к теме этого голливудского блокбастера. Он был консультантом этого фильма с российской стороны, но  после монтажа, увидев конечный результат, потребовал от режиссера Кэтрин Бигелоу изъять его имя из титров…

Читайте о фильме: Ложь и правда о "К-19"

Для съемок фильма лодку буксировали через Атлантический океан в США. После окончания работы над картиной субмарину приобрел американский Фонд музея авианосца «Саратога». Так на борту бывшей советской подлодки, ставшей на якорь на реке Провиденс в штате Род-Айленд, появилась экспозиция, рассказывающая о периоде холодной войны.

Как это было: Бывшая советская подлодка затонула в американской гавани

В апреле прошлого года во время сильного шторма К-77 сорвало с креплений, выбросило на мелководье, и лодка затонула. Только в августе 2008 года ее подняли. Эксперты обследовали субмарину и установили, что ее корпус получил ряд повреждений и к тому же сильно заржавел.

На восстановление подлодки требуется около миллиона долларов, но у руководителей Фонда таких денег нет, и они надеются, что кто-нибудь купит советскую реликвию, чтобы сохранить ее для истории.

Как все начиналось: В кают-компании - консультант блокбастера!

В противном случае с лодки снимут перископы, люки торпедных аппаратов и пульты управления пусками ракет, чтобы сохранить их как артефакты, а далее - утилизация. Есть и другой вариант: одна из австралийских компаний предложила затопить легендарную субмарину и использовать ее в качестве объекта погружений для дайверов.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить