6 октября 1986 года затонула советская АПЛ К-219

Подлодка, напугавшая Горбачева и Рейгана

6 октября 1986 года в Саргассовом море в печально известном Бермудском треугольнике затонула советская атомная подлодка К-219. Катастрофа стала тяжелейшей потерей для военного флота СССР. Она сравнима разве что с катастрофой АПЛ "Курск" уже в российское время. Кроме того, в преддверии встречи Рейгана и Горбачева она была категорически некстати.

К-219 — советская атомная подводная лодка стратегического назначения, 21-й корабль проекта 667А "Навага", позже модернизированная по проекту 667АУ "Налим". 3 сентября 1986 года К-219 вышла из порта приписки Гаджиево и направилась на запад к побережью США. Там она должна была нести патрульную службу с 15 ядерными ракетами на борту. Команда была основана на так называемом первом экипаже однотипной "Наваги" К-241. Командиром крейсера в последнем походе был опытный подводник Игорь Британов.

3 октября 1986 года на лодке произошел взрыв баллистической ракеты в одной из шахт. Через три дня, 6 октября, лодка затонула в Атлантическом океане на глубине 5500 метров. Большая часть экипажа была спасена.

Читайте также: "Ленинский комсомол" сгубила пивная пробка

Причиной аварии, которая началась 3 октября и длилась несколько дней, стал взрыв в ракетной шахте, однако некоторые обстоятельства этого инцидента до настоящего времени вызывают недоумение и споры у специалистов.

Авария началась с "раздавленной" ракеты и протечки ядовитого ракетного топлива в отсек. В результате экспериментальных проверок, моделирования ситуации и тщательного анализа доказано, что это произошло не по вине экипажа. Значит, причины либо чисто технические, либо это воздействие внешних факторов.

Почему же ракету раздавило? Как попала вода в корпус ракетной шахты? В официальных отчетах есть снимки, которые подтверждают, что по корпусу К-219 прошла глубокая борозда. Именно она нарушила герметичность шахты. Именно она позволила забортной воде раздавить ракету. Вопрос в том, кто таранил лодку. Была ли "внешним фактором" иностранная субмарина?

Как всегда, существуют две версии произошедшего: официальная и неофициальная. Согласно неофициальной версии, о которой еще несколько лет назад рассказал автору этих строк известнейший подводник, капитан первого ранга Николай Алексеевич Тушин, к аварии атомохода имел непосредственное отношение неопознанный подводный объект.

Он говорил, что опытные моряки вполне серьезно относятся к разговорам о "неопознанных объектах". По словам Тушина, он сам, как и многие командиры-подводники, видел в океане светящиеся шары и цилиндры. Почти у каждого подводника такая история есть. Но как-то не принято распространяться на эти темы. Мало ли что в автономке пригрезится? Тем более, что "на приборы" мало кто фиксировал встречи с такими объектами…

Капитан Тушин был уверен, что К-219 утопила такая же загадочная сила, но в те времена об этом было не принято говорить вслух, поэтому "аномальная" версия была озвучена только спустя годы после катастрофы. Так что неопознанные подводные объекты, как и "квакеры", так и остаются нераскрытыми тайнами Мирового океана…

А теперь о подвиге, который помнят все подводники и Советского Союза, и России. Офицер реакторного отсека Беликов и 20-летний матрос Сергей Преминин вошли в реакторную камеру, чтобы вручную опустить компенсационные решетки. Температура в камере достигала 70 градусов. До того, как упасть без сознания, Беликов смог опустить три из четырех компенсационных решеток. Это была тяжелая физическая работа, поскольку в нечеловеческой жаре направляющие решеток прогнулись.

Дважды Преминин входил в камеру, прежде чем он смог опустить последнюю, четвертую решетку. Расплав активной зоны реактора был предотвращен. Но ни Преминин, ни матросы не смогли открыть перекосившийся от жара люк отсека, разделяющего реакторную камеру и контрольный пост.

Преминин погиб от жары в отсеке, а матросы были вынуждены отступать дальше в корму, поскольку лодку продолжал заполнять ядовитый оранжевый газ. Посмертно Преминин был награжден орденом Красной Звезды за ценой своей жизни предотвращенную в Гольфстриме ядерную аварию. В 1997 году Преминину было посмертно присвоено звание героя Российской Федерации.

Спустя время всплывшая К-219 установила контакт с ближайшими к месту трагедии советскими торговыми судами. В связи с продолжавшимся распространением ядовитого газа на борту К-219 было принято решение эвакуировать экипаж на теплоход "Анатолий Васильев". На борту крейсера остался только командир Британов.

6 октября был получен приказ из Москвы: "В связи с невозможностью дальнейшей буксировки, высадить экипаж на крейсер(то есть на лодку!) и следовать своим ходом в ближайший порт Советского Союза". Однако ранним утром, еще до того, как приказ был объявлен, К-219 исчезла с поверхности океана, унеся с собой на глубину 14 ракет с ядерными боеголовками и два ядерных реактора…

Вернувшись в Советский Союз, командир Британов ожидал суда дома в Свердловске до мая 1987 года, но при новом министре обороны СССР Дмитрии Язове с него были сняты все обвинения. Однако с флота Британов был уволен.

Читайтетакже: Российскую субмарину утопили деньги Запада?

Кстати, это был первый случай, когда СССР во всеуслышание официально сообщил о катастрофе на борту боевого корабля. Наступила эпоха гласности. Как американское, так и советское правительство в течение 3 октября делали официальные заявления о происшествии. Причем представители ВМС США даже созвали пресс-конференцию, на которой была представлена карта зоны аварии. Военные ведомства двух стран заявили, что опасности ядерного взрыва или утечки радиоактивных веществ нет. 4 октября 1986 года было передано сообщение ТАСС:

"Утром 3 октября на советской атомной подводной лодке с баллистическими ракетами на борту в районе примерно 1000 километров северо-восточнее Бермудских островов в одном из отсеков произошел пожар. Экипажем подводной лодки и подошедшими советскими кораблями производится ликвидация последствий пожара. На борту подводной лодки есть пострадавшие. Три человека погибли. Комиссия пришла к выводу, что опасности несанкционированных действий оружия, ядерного взрыва и радиоактивного заражения окружающей среды нет".

Время, когда произошла авария, было очень политически сложным. Поэтому обе стороны постарались воздержаться от взаимных обвинений — в противоположность тому, как это было и раньше, после гибели советской лодки К-129 в 1968 году, и позже — после потери "Курска" в 2000-м. Причиной взаимной сдержанности после гибели к-219 была готовящаяся встреча на высшем уровне Рональда Рейгана и Михаила Горбачева 11-12 октября 1986 года в Исландии.

Горбачева явно беспокоила перспектива разговора с Рейганом о русской атомной подлодке с двумя ядерными реакторами и баллистическими ракетами, затонувшей у берегов США. Ведь переговоры затрагивали вопросы стационированных в Европе ракет средней дальности. К счастью, Рейган словно забыл о погибшей советской субмарине. Ракеты в Европе были важнее…

И все-таки главная версия, которой тогда (да и сейчас) придерживались советские моряки, такова: К-219 (этот проект 667А американцы обычно называют Yankee) утопило столкновение с американской субмариной "Аугуста"…

Уже позже представители американского флота опубликовали такое заявление: "ВМС США обычно не комментируют операции подводного флота, но в этом случае, поскольку обвинения возмутительны, мы не могли не ответить. Военно-морской флот Соединенных Штатов категорически отвергает обвинение в том, что какая-либо американская субмарина столкнулась с русской субмариной К-219 класса Yankee или что ВМФ предприняли какие-либо действия, повредившие русскую Yankee и приведшие ее к гибели".

Что же сейчас творится на месте гибели советской атомной подлодки К-219? На этот вопрос отвечает "Правде.Ру" кандидат военных наук, капитан первого ранга в отставке, профессор Иван Тимофеевич Лаврушин:

— В данный момент обломки К-219 находятся на глубине примерно пяти с половиной километров. В 1986 и 1987 годах Советский институт Моря посылал к обломкам глубоководный аппарат с камерой. Были сделаны сотни фотографий, которые, кстати, и поныне имеют гриф "Совершенно секретно".

Исходя из того, что на борту в момент катастрофы находилось 30 ядерных боеголовок, можно предположить, что в сумме это составляет порядка 91 килограмма высокорадиоактивных материалов. Известно также, что на дне были обнаружены небольшие следы радиоактивности. Документально подтверждено, что на предметах, выловленных на месте гибели крейсера, найдены следы плутония. Предположительно они появились в результате взрыва ракеты.

Читайте также: Была ли наша подлодка у берегов США?

Установлено, что обломки субмарины лежат на песчаном дне. Моделирование показывает, что в этом случае плутоний никогда не выйдет на поверхность океана. На таких глубинах движение воды практически отсутствует и наиболее вероятно, что распространение радиоактивности можно полностью исключить. А вот возможность распространения радиации по так называемой пищевой цепочке — не изучена…

Напомним, что атомная стратегическая подлодка К-219 была заложена 28 мая 1970 года в цехе 50 на заводе "Севмаш2 в Северодвинске по проекту 667А "Навага" под заводским номером 460. Спуск на воду состоялся 31 декабря 1971 года. 8 февраля 1972 года К-219 вошла в состав Краснознаменного Северного флота с базированием в базе Гаджиево. В 1975 году К-219 была модернизирована по проекту 667АУ "Налим", капитальный ремонт прошла в 1980 году. Ну, а о месте ее захоронения в 1986 году мы только что говорили…

Газета Washington Post писала через несколько лет после аварии: "Специалисты ВМС США пришли к заключению, что командир и экипаж подводной лодки заслуживают высокой оценки за то, что быстро сумели всплыть, а также за действия по борьбе с огнем". В США был снят художественный фильм "Враждебные воды", посвященный подвигу Преминина и Беликова, а также мужеству всего экипажа К-219.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе