Хроника загадочной невезучей "Хиросимы"

В истории мировых флотов вряд ли сыщется еще одна такая подлодка, на чей век выпало так много несчастий, как советской АПЛ "К-19", прозванной "Хиросимой". В конце февраля ветераны подплава отмечали годовщину одной из самых громких аварий, унесшей жизни 28 человек…

24-25 февраля 1972 года на "К-19" произошел пожар в восьмом и девятом отсеках. Лодку отбуксировали на базу подводников на Кольском полуострове. Погибло 28 человек. А 12 матросов пробыли в заточении в десятом кормовом отсеке 23 дня, все остались живы…

Однако беды преследовали "К-19" еще во время постройки на Севмашпредприятии в Северодвинске. Еще до спуска лодки на воду в 1959 году при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибло. После возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр. Когда "К-19" вывели из стапельного цеха, о ее борт с первого раза не разбилась бутылка шампанского, что считается у моряков очень плохой приметой.

Читайте также: Армия оседлает отечественных "хищников"

Примета, что называется, не подвела. В начале 1961 года при погрузке ракет в шахты матрос был придавлен крышкой люка ракетной шахты и погиб на месте.

12 апреля 1961 года "К-19" чудом избежала столкновения с американской атомной субмариной "Наутилус", но при этом врезалась в дно. Значительных повреждений, к счастью, не было.

15 ноября 1969 года при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море "К-19" столкнулась с американской субмариной "Гэтоу" и, получив повреждения, вернулась к месту базирования, в базу Западная Лица на Кольском полуострове. Получив значительные повреждения носовой части, лодка все же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Много позже появилась даже легенда, что командир торпедного отсека американской лодки, приняв столкновение за намеренный таран, якобы пытался торпедировать "К-19", но капитан "Гэтоу" вовремя отменил его приказ.

15 августа 1982 года при ремонте в аккумуляторном отсеке "К-19" возникла электрическая дуга. Были обожжены несколько человек, один из них 20 августа в госпитале скончался.

Но, пожалуй, самая громкая катастрофа на "К-19" произошла 4 июля 1961 года. Именно этим событиям посвящен нашумевший голливудский блокбастер "К-19. Оставляющая вдов" режиссера Кэтрин Бигелоу с Харрисоном Фордом в главной роли, вышедший в 2002 году. Пожалуй, не только американцы, но и многие россияне впервые узнали подробности трагедии. Правда, многие эпизоды голливудского "шедевра" исторической правде, мягко говоря, не соответствуют.

Фото: AP

Давний автор "Правды.Ру", известный военно-морской историк и публицист, капитан 1 ранга Сергей Апрелев, который был консультантом фильма "К-19. Оставляющая вдов" с российской стороны, даже потребовал убрать свое имя из титров. Вот что рассказал Сергей Вячеславович о съемках блокбастера: "Зловещее прозвище "Хиросима", которое американцы в своем фильме опустили по вполне понятным причинам, лодка получила после своего первого боевого похода летом 1961-го. Тогда на переходе в район боевого пaтрулирования в Норвежском море разразилась первая, но, увы, не последняя ядерная авария на нашем флоте. Произошел разрыв первого контура одного из реакторов, что, по мнению, бытовавшему тогда, неминуемо привело бы к ядерной катастрофе. А это грозило не только гибелью подводной лодки, но и третьей мировой. Героическими усилиями экипажа и буквально из подручных материалов была изготовлена система искусственного охлаждения реактора, ставшая впоследствии штатной. Стихия атома была укрощена, но какой ценой?..

Восемь моряков, участвовавших в работах в аварийном реакторном отсеке, умерли практически сразу, а еще 22 — спустя некоторое время. Ни о каких коллизиях в отношениях офицеров на борту подлодки, а тем более, у командования корабля не было и речи. Не говоря уже о глупейшей части так называемого сценария, о "бунте на корабле" не могло быть и речи. Подводники исполнили свой долг до конца и без малейшего принуждения.

Слава богу, многие из них живы и по сей день, так что фраза из интервью Харрисона Форда, сыгравшего роль главного героя — командира лодки Алексея Вострикова, мол, "все равно никто не знает, как протекали события", не имеет под собой ни малейшего основания. И несмотря на очевидный талант большинства актеров, блестящие технические возможности, вполне доступные при более чем 100-миллионном бюджете фильма, очередной "киношедевр" "фабрики грез" остается чистой воды спекуляцией на "горячей" тематике российского подводного флота. Да и создан он практически по следам гибели "Курска". Так что с мотивацией создателей никаких загадок не остается.

Могу судить об этом еще и потому, что почти пять месяцев провел на съемочной площадке в качестве консультанта и прекрасно представляю как сущность происходящего, так и подноготную основных этапов проекта. Разумеется, все его участники — профессионалы высокого полета и, возможно, даже прекрасные люди, если это не касается чужой истории. В бережном отношении к этой самой истории их нельзя даже заподозрить. Фильм, торжественно провозглашенный прорывом в закоснелом изображении русских периода холодной войны, остается набором клише, составленных Голливудом именно в этот период.

Фото: AP

Это и традиционный конфликт между командиром и старшим помощником, перерастающий в открытую конфронтацию, без которых не обходится ни одна американская картина этого жанра. Это и нарочитая роль партии, когда замполит, он же представитель госбезопасности (очевидно, для экономии средств), заявляет, что уполномочен снимать или оставлять командира на его посту. Подводники советского периода прекрасно знают, что авторитет командира на лодке был, как правило, не оспорим. Поэтому замполит и примкнувший к его "заговору" минер с пистолетами у носа командира и наручниками превращают драму в настоящий фарс, который до этого лишь угадывается. Вообще, насколько я могу судить, в голове у режиссера Кэтрин Бигелоу, слывущей специалистом по фильмам активного действия, был изрядный сумбур от стремления привнести в свое детище все лучшее из киномаринистики. Получилась эдакая сборная солянка, хотя и высококачественная…"

Помнится, после выхода фильма на российские экраны возмущенные ветераны нашего ВМФ даже подали в суд на режиссера фильма Кэтрин Бигелоу за слишком вольную трактовку событий на "К-19", но иск был отклонен. И растиражированный на дисках и выложенный в интернете фильм все смотрят сейчас с теми же самыми фактологическими ошибками, заложенными в Голливуде. Наверное, это последняя неприятность в судьбе несчастливой "Хиросимы"…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Говядина с цезием: как распознать облученные продукты
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Спортивный юрист США: МОК совершил страшную ошибку
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры