Столетний юбилей газеты "Правда"

"Правда.Ру" - о главной газете и стране

5 мая 2012 года газете "Правда", вошедшей в число ведущих мировых изданий XX века, исполняется 100 лет. "Правда.Ру" имеет непосредственное отношение к газете. В результате трагической истории закрытия  "рупора Кремля" в 1991 году и распада редакции на три газеты и три коллектива в 1991–1997 годах, одна из "Правд" после 1998 года стала онлайн-изданием "Правда.Ру".

Смотрите фоторепортаж

"Правда.Ру" выходит с 27 января 1999 года. Это первая в России ежедневная независимая общественно-политическая интернет-газета, которая на сегодня является крупнейшим и современным электронным СМИ. Тем не менее, идя в ногу со временем, коллектив "Правды.Ру" всегда сохранял связь с традициями летописца века — бумажной "Правды". Это дань уважения истории нашей страны, газете "Правда" и тем замечательным людям, которые работали в ее редакции в разные годы.

К юбилею "Правды" председатель совета директоров интернет-медиахолдинга "Правда.Ру" и бывший "правдист" Вадим Горшенин 1987-1998 годы — корреспондент молодежной приемной, специальный корреспондент, руководитель молодежного корпункта, заместитель главного редактора "Правды". — Ред.) побеседовал с редакторами отделов, специальными корреспондентами "Правды" о том, как "Правде" удалось создать о себе миф как о самой послушной прессе, но остаться самой свободной газетой страны.

В гостях у Вадима Валерьевича были Михаил Полторанин, Евгений Примаков, Владимир Губарев, Георгий Овчаренко, Владимир Любицкий, Эдуард Жигайлов, Акрам Муртазаев, Юрий Урсов, Сергей Филатов и Игорь Мосин. Эти беседы представляют особый интерес, потому что они не только о "Правде", но и о целой эпохе в истории нашей страны. И, что особенно ценно, рассказывают об этом времени очевидцы и участники событий.

"Правда" была интересной школой. Бывший вице-премьер Михаил Полторанин (специальный корреспондент "Правды" с 1975-го по 1986 год. — Ред.) рассказывает, что газета представляла собой "такой лифт социальный, политический, когда "Правда" вытаскивала людей из глубинки и поднимала наверх". Подняла она из областных и районных газет для себя и "штатного киллера" — так называли Михаила Никифоровича в газете. "Понимаете, почему меня называли киллером? - объясняет Михаил Полторанин. — Потому что я брал их за мошонку, брал и вытягивал всю цепь. А если человек не знал проблему, он приезжал и поверхностно прыгал, как кузнечик, по проблеме и не мог узреть, откуда все это идет". Михаил Никифорович в Казахстане вел статистику: по его материалам посадили 197 крупных и не чистых на руку чиновников.

Многие сегодня обвиняют "Правду" в том, что публиковались в ней только лишь распоряжения ЦК, официоз. Однако "правдисты" убеждены, что их "Правда" была самой свободной прессой в Советском Союзе. Евгений Примаков, обозреватель и собственный корреспондент "Правды" на Ближнем Востоке (в "Правде" — с 1962-го по 1970 год. — Ред.), вспоминает: "Конечно, направления давались. Я вам скажу, в "Правде" мы писали с Игорем Беляевым серию статей о поражении Египта в шестидневной войне. Мы назвали причины поражения Египта — появилась новая военная буржуазия, которая стала действовать в своих интересах. "Правда" материал поместила, но это противоречило тогда идее некапиталистического пути развития, социалистической ориентации… Нас за эту буржуазию невзлюбил один из авторов социалистической ориентации, профессор Ульяновский. Он на нас подготовил записку, где обвинил во всех смертных грехах. Но повезло нам, потому что наш посол был у Насера (Гамаль Абдель Насер — Президент Египта в 1956–1970 годы. — Ред.), а ему доложили про наши статьи. И Насер сказал, что они правильно оценили обстановку. Посол передал это поверху, и мы вздохнули с облегчением". Евгений Максимович считает, что свобода в газете, понимание ее роли главной газеты страны учили "чувству огромной ответственности за то, что ты пишешь, за каждое слово, за каждую фразу".

Смотрите видеоинтервью с Евгением Примаковым

Сергей Филатов (в "Правде" в период с 1973-го по 2000 год. — Ред.) пришел в редакцию стажером, а стал президентом ЗАО "Редакция газеты "Правда". Своим рассказом о шутке коллег в "Правде" он дополняет представление о том уровне ответственности и проверки материалов, который был в газете. В редакцию после факультета международной журналистики пришел молодой парень, Александр Кузьмищев: "Сашка был амбициозный и его распирало желание опубликоваться. А руководство считало, что он слишком молод. И вот два наших молодых сотрудника — Коля Мирошник, наш корреспондент в Италии, Греции, и Володя Шелков — решили над Кузьмищевым пошутить. Они от его имени написали якобы комментарий, который назывался "По пузо в крови" о Сомосе, диктаторе Никарагуа, и отдали его в досье. Они написали там отсебятину. А досье начало на полном серьезе проверять материал, нашло там массу несуразностей, и заведующая досье Нина Федоровна Рогульская с этим комментарием приходит к Колесниченко. Она говорит: "Что тут ерунда какая-то написана, полная чушь. Как вы можете вообще сдавать в досье? Вы сначала все это отредактируйте". Колесниченко вызывает Кузьмищева и спрашивает: "Саша, что это такое?" Кузьма, как мы его звали, говорит: "Я это не писал". Начинается жуткий скандал в отделе. А ребята, которые разыграли, валятся с хохота. Розыгрыш закончился полюбовно, все посмеялись, потом отдел долго резвился по этому поводу. А Сашке через день в первый раз дали возможность опубликоваться".

Сергей Владимирович вспомнил и об Иосифе Сталине, который хорошо понимал структуру работу газеты, и о выпускающем редакторе "Правды" Семене Соловьеве. Как-то на выпуске зазвонил телефон: "Берет трубку выпускающий: "Здрасьте, что будет в следующем номере "Правды"?" Тот говорит: "А кто это?" Ему отвечают: "Это вас беспокоит Сталин". "Да, какой ты Сталин! Разыгрывать меня будешь", — и бросает трубку. Через какое-то время выпускающего зовут в кабинет главного редактора, дают трубку, а там: "Сталин это. Что будет в завтрашнем номере "Правды"?"

Говорят "правдисты" и о грустном — о том, как, "шлепая друг друга", люди делали историю, говорит Михаил Полторанин: "Выходит газета. Сидит в типографии дежурный и вычитывает номер: в Гурьевской области в таком-то совхозе ветеринарный врач приказал подстричь овец. Овец подстригли, а ночью ударил мороз и многие овцы околели. А врач должен был знать прогноз погоды. Сидит дежурный и говорит: "Почему "Ветеринарный враг"? Просто враг". "Ветеринара" выбрасывают, пишут — "враг Аманбаев". Редактору, который выше дежурного сидит и вычитывает, приходит правка, он говорит: "Почему "враг"? — "Враг народа". Вписывает: "Враг народа Аманбаев". Так и выходит эта газета. А враг народа — значит, НКВД. Так мы делали историю, шлепали друг друга, а потом говорим: "Мы тут не виноваты, это все Сталин или еще кто-то виноват".

Газета вместе со страной переживала разные времена. Однажды правду со страниц "Правды" даже пытались выжечь. Владимир Губарев (возглавлял отдел науки "Правды" в 1985–2001 годы. — Ред.) был ведущим номера и решил опубликовать переводной материал о поездке Ельцина в США. Когда на следующий день "все взорвалось" и "Правду" жгли на Пушкинской площади, Владимир Степанович предложил желающим сжечь и его самого как человека, опубликовавшего статью: "Во-первых, правду, это удивительная вещь, никогда сразу не воспринимают. Во-вторых, не на чем было играть: у команды Ельцина — я знал Гайдара, Болдина, Полторанина — не было идей. Политика Ельцина и того времени сделана на том, за что люди будут расплачиваться очень долго. Страна отброшена на много лет назад".

"Правдисты" рассказывают и о своих главных редакторах. Особенно тепло отзываются о Викторе Афанасьеве. Георгий Овчаренко (работал в "Правде" в 1983–1993 годы. — Ред.) вспоминает Виктора Григорьевича: "Мужик был классный. Я впервые его увидел — идет мужичишка какой-то потрепанный, неказистый, в джинсах, в потрепанной джинсовой курточке, какие-то лыжи тащит на плече. Он на восьмой этаж всегда пешком поднимался — вместо зарядки. Утром — полчаса в бассейне, это обязательно. Держал форму. Женщин любил". Георгий Семенович — "правдист", о котором в Советском Союзе снимали мультфильмы, рисовали комиксы и карикатуры.

Многие подшучивают, когда разговор заходит об Иване Тимофеевиче Фролове. Владимир Губарев вспоминает: "Ивана Тимофеевича Фролова я называл нарциссом на троне. Он пришел в "Правду" с единственной целью — стать членом Политбюро, это для него был трамплин. У нас были сложные отношения. На редколлегии он сказал, что двум медведям, ему и Губареву, в одной берлоге делать нечего. Тогда я ему сказал: "Иван Тимофеевич, уходите, не возражаю".

"Правда" имела отношение к большому количеству масштабных инициатив в стране. Будь то борьба за экологию и сохранение чистоты Байкала, будь то помощь детям Чернобыля. Владимир Губарев так подвел некий итог истории газеты: "Правда", как зеркало, отражала время. Советское время — и великое, и трагическое, и ничтожное, и выдающееся, — это надо просто понимать. В газете "Правда" работали всегда те, кого сажали, и те, кто сажал, через "Правду" прошли те, которые расстреливали и те, кого расстреливали… Нельзя судить о прошлом, подходя с мерками нынешнего дня".

В ближайшее время читайте интервью с "правдистами" в разделе "Общество" и смотрите в "Видеотеке"

Автор Марина Арапиди
Марина Арапиди — журналист, редактор, клинический психолог, сказкотерапевт *