Праздник битвы под Москвой или Новое слово в социальной рекламе

Прекрасный образчик современной социальной рекламы украсил улицы Москвы: гвардейские ленты, гвоздики и надпись: «65 лет Битвы под Москвой». И рядом: «С Праздником!»

Годовщина одного из самых кровопролитных сражений названа праздником. С чем поздравляют нас авторы плаката? С Битвой под Москвой сентября 1941 – апреля 1942, титаническим сражением, в первой фазе которого фашистские колонны планомерно перемалывали наши линии обороны от Брянска и Орла до самой Москвы?

Назвать его «праздником» не поворачивается язык. Праздновать можно победу в битве, но саму битву? Никому ведь не приходит в голову праздновать годовщину Великой Отечественной войны вместо Дня Победы?

Проблема в том, что многие действительно не знают, какую дату мы отмечаем и, собственно, когда? Весь год? С сентября по апрель? В конкретный день? Но это, похоже, никого и не беспокоит. Поступил заказ, придуманы слоганы, плакаты отправлены в печать. Что еще требуется для счастья?

Похоже, в современной индустрии социальной рекламы включать мозг считается прямо таки дурным вкусом. В год 60-летия Победы мы столкнулись с настоящей предпраздничной информационно-агитационной вакханалией. С биотуалетами, раскрашенными в гвардейские цвета и поздравлениями ветеранам с витрин секс-шопов. По уровню пошлости с этим соперничали только газетные публикации из цикла «Если бы Гитлер победил…» и телефильмы, в которых главными героями войны вдруг стали урки, ведущие неравный бой с НКВД.

Не думаю, что это входило в планы Организационного комитета «Победа». Просто, как обычно, верхи сказали «надо», чиновники на местах ответили «сделаем!». И сделали - в меру своего разумения.

Сейчас мы видим повторение прошлогодней истории. Правительством Москвы было принято, а оргкомитетом «Победа» утверждено постановление «О подготовке к празднованию 65-й годовщины начала контрнаступления советских войск в Битве под Москвой». Именно эту дату мы, по задумке столичных властей, отмечаем 5 декабря.

Просто по ходу подготовки годовщина контрнаступления трансформировалась в совершенно другой по смыслу «праздник». Надо полагать, слишком длинное название банально подсократили до удобного «65 лет Битве под Москвой» - чтобы на плакате помещалось. Потом к нему привыкли. Теперь, ближе к намеченной дате, нас начинают поздравлять с «праздником» - годовщиной 7-месячной кровопролитной битвы.

Вот уж праздник так праздник. Дискотека будет? К счастью средний обыватель давно уже не воспринимает уличную рекламу как источник информации. Поэтому не вызывают оторопи дичайшие образцы «рекламного искусства», вроде плаката с одной туфлей и объявлением: «Предоставляем скидки инвалидам ВОВ».

Здесь я далек от мысли о злом умысле, цинизме или неуважении. Как, я уверен, никто не хотел оскорбить стариков в Калининграде, развесив по городу билборды со строфой «Уже не спиться ветеранам…» Просто ошибка, просто не вычитали. А скорее всего, никто и не читал – «социалка», «нагрузка», денег не приносит и ответственности ни перед кем не нести.

Думаю, коммерческие плакаты перечитывают по 100 раз, там ведь и на деньги попасть можно. А тут… Сойдет!

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *