Провальная слава пилота Френсиса Пауэрса

35 лет назад скончался маленький человек, сыгравший большую роль в истории СССР. Его уход из жизни не заметили как его соотечественники-американцы, так и советские люди — для тех и других он был неудачником, но его провал вернул СССР ценного разведчика Рудольфа Абеля. Мы вспоминаем Френсиса Пауэрса — пилота, перелетевшего через "железный занавес".

Когда русские, как нас обычно называют за рубежом — а точнее, советские, поскольку авиация зародилась незадолго до революции, сделавшей нас жителями Страны Советов — прилетали в Соединенные Штаты Америки, страну рекламы и "фабрики грез", они сразу же становились героями дня. Сейчас употребляют другой словесный оборот — медийные персоны. Все они выполняли какую-нибудь политическую миссию. Однако цели их были вполне мирными и дружественными. Продолжалась "перелетная идиллия" недолго и закончилась вместе с фултонской речью сэра Уинстона Черчилля.

Читайте также: Лики войны: Людмила Павличенко, героиня США

Отныне через или иногда сквозь "железный занавес" к нам стали заглядывать пилоты, которые не только не стремились стать публичными звездами, но не были расположены к простой огласке их фамилий. Тривиальная причина заключалась в их профессии, одной из древнейших. Некоторые американские летчики подписали контракты с ЦРУ. Среди них оказался ничем не примечательный будущий герой Холодной войны Френсис Гэри Пауэрс (Francis Gary Powers).

Уроженец штата Кентукки, Френсис в 20 лет добровольцем пошел в армию и попал в военную авиацию. Он летал на истребителе-бомбардировщике F-84 и должен был отправиться на войну в Корею, но приступ аппендицита вместо фронтовой палатки уложил его в лазарет. Он никогда ни сравнился бы по известности с другим участником той войны — Чаком Норрисом, если бы не одно американское учреждение, разительно не схожее с Голливудом. На выдающегося по своим летным данным пилота обратили внимание разведчики из ЦРУ. В их штаб-квартире в Лэнгли как раз подыскивали парней, способных справиться с новым заданием — совершать разведывательные полеты над территорией стран Варшавского договора и СССР. Для этой цели в условиях строжайшей секретности авиаконструкторами компании "Локхид" был специально разработан высотный самолет-шпион Lockheed U-2, получивший неофициальное название Dragon Lady.

Самолет строился для работы на высотах свыше 20 километров, где его обнаружение и перехват были маловероятны; кроме этого U-2 был оснащен многочисленными устройствами для сбора данных. Что касается обнаружения, то трудностей с этим у нас не возникало. В начале 1960-х годов отец автора этих строк служил капитаном ПВО под Баку и рассказывал, что наши вели полет "У-2" с самого начала — со взлета с территории Пакистана.

В 1960-м году капитан Френсис Пауэрс (благодаря сотрудникам ЦРУ, так и не понюхавший пороха на Корейской войне) оказался на американо-турецкой военно-воздушной базе в Инджирлыке Incirlik Air Base, 1 мая 1960 года он должен был совершить полет, поднявшись с аэродрома в пакистанском Пешаваре (Peshawar) и приземлившись на севере Норвегии в городе Будё (Bodø), пролетев большую часть пути над территорией СССР. Это стало его первым шагом к известности. Вторым оказалась советская ракета класса "земля-воздух", выпущенная из ЗРК С-75 (по классификации МО США и НАТО — SA-2 Guideline) в районе Свердловска (ныне Екатеринбург). И наконец, последней ступенькой был показательный судебный процесс в Москве над американским летчиком-шпионом.

Вместо бетонных плит взлетно-посадочной полосы в Скандинавии под ногами Пауэрса оказалась неровная почва уральской деревеньки Косулино. Вопреки инструкции, капитан ВВС Пауэрс не привел в действие взрывное устройство самоликвидации разведывательной аппаратуры и отснятой пленки, а также не совершил самоубийство при помощи отравленной иглы, которую ему выдали в ЦРУ. На суде выяснится, что он должен был воспользоваться катапультируемым креслом, однако на высоте около 10 километров, в условиях беспорядочного падения машины, он самостоятельно покинул самолет.

На следующий день, 2 мая, сначала турки с подачи американцев, а затем уже и сами янки вовсю раскручивали "легенду" о метеорологическом полете "самолетов типа "У-2" Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, предназначенных для научно-исследовательских целей".

Как ушат холодной войны для пентагоновских ястребов и самого американского президента Эйзенхауера, гордившегося тем, что он всегда говорит только правду (Honesty is the best policy, честность — лучшая политика, не так ли, господин президент?), стало заявление Никиты Хрущева о том, что американский шпион сбит с первого выстрела ракетой над территорией Советского Союза.

А 20 мая 1960 года имя Пауэрса уже знали жители одной шестой части суши, в столичном парке Горького была устроена выставка сбитого американского самолета. О нем писали в газетах и показывали по телевидению, а потом даже выпускались брошюры и книжки. Это был звездный час в жизни простого американского парня.

17 августа 1960 года Пауэрс отметил свой 31-й день рождения, а через день ему зачитали приговор Военной коллегии Верховного суда СССР. По статье 2 "Об уголовной ответственности за государственные преступления" летчика-шпиона приговорили к 10 годам лишения свободы с отбыванием первых трех лет в тюрьме.

Но спустя полтора года, 10 февраля 1962 года, в Берлине Пауэрса обменяли на советского разведчика, как тогда официально сообщалось, полковника КГБ Рудольфа Абеля. Теперь мы отлично знаем, что на самом деле советского разведчика звали Вильям Фишер. Это был второй звездный час в жизни Пауэрса, когда о нем заговорили в СССР. Однако парню из Кентукки, видимо, хотелось известности на своей родине.

Читайте также: Фестиваль, приподнявший "железный занавес"

Но американцы считали своего соотечественника едва спасшимся от гибели лузером, не снимали о нем фильмов и не звали на ток-шоу. В год, когда он должен был был выйти из советской тюрьмы, Пауэрс напомнил о себе сам. В 1970 году в соавторстве с Куртом Джентри (Curt Gentry) он написал книгу "Операция 'Перелет': воспоминания об инциденте с 'U-2'" (Operation Overflight: A Memoir of the U-2 Incident). Бестселлером книга не стала. В СССР его помнили в связи с его провалом и как шпиона, которого обменяли на нашего разведчика. И Пауэрсу осталось лишь одно, что остается на долю человека, который хочет, чтобы о нем заговорили.

1 августа 1977 года Френсис Гэри Пауэрс погиб в авиакатастрофе. Пилотируемый им вертолет возвращался со съемок тушения пожара в окрестностях Санта-Барбары и упал, скорее всего, из-за нехватки топлива. Вместе с Пауэрсом погиб оператор телекомпании KNBC. Кто должен разбиться, тот никогда не утонет.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Генерал СБУ: Ту-154 Качиньского сбили боевые маги Путина
"Цветная революция": в Киеве избили британца с лиловыми волосами
Кремль обмолвился о разговорах Путина и Порошенко
Кремль обмолвился о разговорах Путина и Порошенко
"Цветная революция": в Киеве избили британца с лиловыми волосами
Мечта о самоубийстве: немцы объяснили, почему не стоит воевать с Россией
Медики вычислили норму шагов в день для здоровья пожилых
Без "Акул": почему списали в утиль самые мощные АПЛ в мире
Генерал СБУ: Ту-154 Качиньского сбили боевые маги Путина
"Цветная революция": в Киеве избили британца с лиловыми волосами
Генерал СБУ: Ту-154 Качиньского сбили боевые маги Путина
Генерал СБУ: Ту-154 Качиньского сбили боевые маги Путина
До второго пришествия: чудеса Иисуса в Библии и Коране
Генерал СБУ: Ту-154 Качиньского сбили боевые маги Путина
До второго пришествия: чудеса Иисуса в Библии и Коране
Генерал СБУ: Ту-154 Качиньского сбили боевые маги Путина
Генерал СБУ: Ту-154 Качиньского сбили боевые маги Путина
Зачем боевые самолеты ВКС садились на шоссе под Ростовом
Зачем боевые самолеты ВКС садились на шоссе под Ростовом
Медики вычислили норму шагов в день для здоровья пожилых
ИноСМИ: в случае большой войны Россия сотрет Европу