Кто должен платить за лечение мигрантов?

Лечить или не лечить мигрантов? До 2010 года работодатели были обязаны оплачивать страховки на всех своих работников, невзирая на гражданство. Потом эту норму отменили, и миллионы приезжих оказались лишены медицинской помощи. Однако услуги скорой помощи и родильных домов для них сохранили. Но за счет медиков, которые не очень-то этому рады…

В юмористическом сериале "Интерны", идущему по российскому телевидению, был сюжет про то, как молодой врач-идеалист тайно от начальства организовал прием трудовых мигрантов с соседней стройки — у них не было документов, зато был целый букет заболеваний. После того, как молодой гуманист оказал помощь одному гастарбайтеру, они стали прибывать в больницу в геометрической прогрессии, ибо слух про доброго врача молниеносно распространился среди рабочих. Доктор стал буквально задыхаться под наплывом пациентов… Да еще вдобавок начальство вместо того, чтобы оштрафовать своего добросердечного сотрудника, придумало для него коварную кару: ему выделили специальный кабинет для приема мигрантов, перед которым день напролет толпились огромные очереди людей в оранжевых жилетках. Гуманистический порыв интерна скоро сошел на нет….

Это кино. А в жизни порой складываются такие ситуации, когда врачи оказываются буквально зажаты между клятвой Гиппорката и перспективой работать "за спасибо"…

Большого шума наделала история про узбекскую роженицу, которую отказались принимать в одном из роддомов Владивостока. Она пришла к дверям медучреждения уже во время схваток, и после отказа врачей ее принять, начала рожать рядом на мостовой. Встревоженные граждане заставили докторов все-таки принять у женщины роды. После этого на персонал роддома посыпались обвинения в жестокости и бессердечии, да что там — их чуть было не привлекли к уголовной ответственности! А те, в свою очередь, мотивировали свое решение просто: роды — это не экстренная ситуация, о их приближении известно заранее, это, во-первых. Можно было заранее уехать рожать на родину, как вариант.

Во-вторых, помещать роженицу, не сдавшую за время беременности ни одного анализа, в стерильный роддом означает подвергнуть риску остальных женщин и их детей. Ну и последнее, — за эту работу медицинский персонал не получит никакой оплаты, ведь у мигрантов нет ни полисов, ни родовых сертификатов…

Тогда общество буквально разделилось на два лагеря, в прессе и интернете кипели весьма жесткие споры. Одни встали на сторону узбечки, говоря, что гуманизм и доброта превыше всего, да и вообще, — что же теперь и русских без документов на улицу выгонять? Другие, напротив, стали защищать врачей: если бы такая ситуация была бы единичным случаем — это одно, а если это массовое явление? Почему российские налогоплательщики должны тянуть на себе медицинское обслуживание иностранных граждан?

На днях сотрудники скорой помощи Подмосковья возмутились тем, что при переходе на новую систему оплаты им придется заниматься мигрантами фактически за свой счет.

Дело в том, что с 2014 года скорая помощь переводится на новую систему финансирования — подушевую. Оплата ее работы будет производиться в соответствии с количеством официально зарегистрированных в регионе граждан. У подавляющего большинства гастарбайтеров такой регистрации, разумеется, нет. Но и отказать мигрантам в помощи они не могут: кроме морального аспекта, есть еще и законодательная норма, согласно которой экстренная медицинская помощь должна оказываться всем без исключения. Медики говорят, что из-за этого зарплаты в большинстве станций скорой помощи упали, у персонала остался голый оклад… И это неудивительно ведь по утверждению главврача Люберецкой подстанции скорой помощи, каждый второй звонок в "Скорую" исходит от мигранта…

Так как же решить эту коллизию? Какой выход есть из сложившейся ситуации? На этот вопрос "Правде.Ру" согласился ответить заместитель председателя комитета Государственной Думы по охране здоровья Олег Куликов: "Отказать в помощи можно — по закону об охране здоровья, только скорая помощь оказывается всем гражданам как нашим, так и иностранным. Впрочем, роды тоже относятся к этим ситуациям. Решить эту проблему можно с помощью межгосударственных соглашений о взаимном оказании медицинской помощи, такие соглашения есть у нас с Белоруссией и Казахстаном.

А второй вариант — это как во всех странах делается: при получении визы человек обязан купить для себя медицинскую страховку. Средняя цена медицинской страховки — 1 доллар в день. С гастарбайтерами можно решить вопрос иначе — обязать работодателей платить за своих работников взносы в фонд обязательного медицинского страхования, тогда у мигрантов будут официальные полисы. Предпринимателям очень выгодно использовать дармовую рабочую силу, не платя никаких налогов, но пора уже входить в цивилизованную колею.

К сожалению, мигранты часто бывают инфицированы опасными болезнями, были случаи, когда одна роженица-мигрантка заразила весь роддом — и персонал, и остальных пациенток вместе с детьми. Поэтому в Москве для мигрантов отведено два специальных роддома."

Да, все перечисленные меры могли бы стать простым и эффективным решением проблем. Правда, если заставить работодателей платить за мигрантов такие же взносы, как и за россиян, за этим неизбежно последует массовый отток трудовых мигрантов из России. Потому что они здесь нужны, в основном, не вполне добросовестным компаниям, наживающимся на дешевом труде. Правда, таких компаний уж очень много…

В итоге получается так: выгоду извлекают предприниматели, а издержки ложатся на плечи рядовых налогоплательщиков. Ну ведь, не бросать же на улице больных детей мигрантов! Винить самих мигрантов, наверное, не стоит (хотя, все же хотелось бы поинтересоваться — а они разве не знают о том, что у них нет ни полиса, ни денег, когда заводят детей? Пусть это прозвучит цинично — но разве это нормально, когда маленькие дети живут в грязных и сырых подвалах?).

Но с другой стороны, если чей-то гуманизм начать нещадно эксплуатировать, есть риск, что рано или поздно он переродится в ожесточение. Конечно, в нормальном и цивилизованном обществе необходимо помогать всем, оказавшимся в трудной ситуации, даже если он не может в данный момент оплатить эти услуги. В этом случае, исходят из того, что никто не застрахован от несчастья, это принцип коллективной безопасности. Это прекрасно. Однако, резервы для этой помощи не безграничны: почему-то некоторые граждане, особенно из левацкой среды, думают, очевидно, что российский бюджет формируется из манны небесной.

Приводят пример СССР с его бесплатной медициной для всех, забывают о том, что основной принцип социализма — кто не работает, тот не ест. Гастарбайтеры, конечно же, работают, но чаще всего — в теневом секторе экономики. А кто-то и не работает, как та узбечка, которая промышляла попрошайничеством… Учитывая то, что мигранты перебираются к нам буквально миллионами, трудно себе представить, каким образом отечественная система здравоохранения сможет выдержать такую дополнительную нагрузку.

Есть еще один аспект проблемы — моральный. Дело в том, что тот же врач, отказывающий в помощи мигранту, даже понимая, что иначе поступить он просто физически не может, тем не менее должен испытывать укол совести. Ведь перед ним живой человек, из плоти и крови, страдающий, несчастный… Внутренняя мораль, конечно же, подсказывает, что ему нужно помочь. Но в силу объективных факторов медик должен отправить мигранта прочь. Скорее всего любители поморализаторствовать тотчас возвопят: "Ну как же, все он может, в жизни есть место подвигу". Однако, ясно же, что доктору нужно кормить себя и семью, кроме того, лечить мигрантов ему просто не позволят. Но каждый такой отказ все больше ожесточает человека: невозможно быть добрым избирательно, милосердие — оно же не знает о законах…

В общем, помимо негативных экономических последствий, наличие в стране гигантской прослойки совершенно обделенных людей ожесточает общество. Российская власть почему-то не может принудить коммерсантов обеспечивать иностранных работников социальным пакетом, и они живут в нечеловеческих условиях. А россияне привыкают к тому, что такое зрелище — это норма. Ожесточаются. К сожалению, социальное расслоение проходит не только по линии россияне — гастарбайтеры. Среди наших сограждан достаточно людей, живущих не в лучших условиях, чем узбеки и таджики… Бабушки, просящие милостыню… Дети, которым не могут вовремя сделать операцию, ибо квоты не хватило…

Человеческая психика, хорошо это или плохо, но привыкает ко всему. Нарастает корка равнодушия, это защитный механизм психики. Привычка делить людей на сорта — это первый шаг к фашизму.

Нельзя допускать, чтобы люди, неважно какой национальности или гражданства — будь то российский бомж или иностранец-узбек, жили в нечеловеческих условиях. Но решать эти проблемы нужно с помощью рациональных мер, а не за чей-то счет. Кроме всего прочего, нужно помнить и о том, что большая концентрация не охваченных современной медиционой, живущих в антисанитарных условиях людей — это уроза для эпидемиологической безопасности страны.

Между прочим, до 2010 года легальные работающие мигранты имели возможность лечиться на равных условиях с россиянами — работодатели были обязаны платить за них взносы в соответствующий фонд. А вот почему эту норму отменили — большой вопрос…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *