Армяне в России как рыбы в воде

В преддверии Дня народного единства, отмечаемого 4 ноября, Pravda.Ru сделала цикл программ о жизни национальных диаспор в России. Сегодня в гостях у Pravda.Ru вице-президент Союза армян России Герман Ананянц. Герман Сергеевич рассказывает о давней дружбе русского и армянского народа, укладе жизни армян в России и сохранении древних традиций.

— Герман Сергеевич, много армян сегодня живет и работает в России?

— Сегодня в России проживает 1 миллион 700 тысяч армян, граждан России, и приблизительно 400-500 тысяч армян, которые не являются гражданами. Это гастарбайтеры или как раз те бабушки, которые приехали к своим внукам.

Русская Армения — очень большая, большая часть армян проживает в Краснодарском крае. Там около 600 тысяч армян, граждан России.

— Потому что там тепло?

— Да, тепло. Но главное — то, что в свое время натворила Екатерина. Она переселяла армян именно в Краснодарский край для подъема земледелия, сыроварения и так далее. Поэтому армяне в Краснодарском крае — это, как в народе называют, не понаехавшие, а осевшие давно-давно, еще когда казаков не вспоминал никто.

Далее идет Ставропольский край — порядка 300 тысяч армян, граждан России, Ростовская область — примерно столько же. В Москве проживает 200 тысяч.

— Всего лишь?

— Да. В Московской области — еще 100 тысяч российских армян. Поэтому создана мощная и огромная общественная организация, объединяющая всех армян, называемая Союзом армян России. Возглавляет ее крупный меценат, бизнесмен, политик, посол доброй воли Ара Абрамян.

Союзу армян России — 15 лет. Буквально на днях прошел съезд Союза армян России. Проживая здесь, армяне легко адаптируются в российскую среду.

Конечно, тех, кто приезжает сейчас, нельзя сравнивать с теми армянами, которые были здесь до развала Советского Союза. Тогда армяне были широко представлены крупными учеными, маршалами, генералами и так далее.

Но времена меняются, и приехали разные, в основном — рабочий класс и другие. В этом плане социальные слои, конечно, изменились. Ну и количество, конечно, прилично поднялось. Еще с советских времен было много смешанных семей. Я сам женат на русской и живу здесь уже 50 лет.

Народ тоже меняется по обстановке, но сами по себе армяне — законопослушный народ. Кстати говоря, начальник ГУВД Краснодарского края, где армян больше всего, докладывал губернатору и армянской делегации, что армяне на последнем месте по шкале преступности.

Наш Союз и Ара Абрамян очень много помогают России. Он помогает МВД и минобороны, он помогает и Армении — открыл столовую для малоимущих, где одновременно могут обедать 250 человек. Сейчас Ара Абрамян строит православную церковь в Армении, а освятил ее патриарх РПЦ Кирилл.

— Союз армян России ведь и здесь армянам помогает. Какие главные направления?

— Конечно, очень большое внимание мы уделяем адаптации разных беженцев и просто приезжим, которые не могут адаптироваться.

— Кстати, статус беженца армянину сложно получить?

— Нет. Когда были события 90-го года в Азербайджане, очень многие получили статус беженца здесь, в том числе в Москве. Но, конечно, главный наш вектор направлен на сохранение нашей культуры, языка, истории, менталитета.

Не секрет, что все-таки менталитет восточный, армянский, воспитание играет большую роль. У нас хорошее воспитание детей, особенно девушек. Мы открыли здесь армянские классы факультативные.

Мы сегодня строим церкви по всей России. Ара Абрамян также принимает участие в этом. Есть у нас такое понятие — хачкар, это крест-камень. Этих хачкаров перед прошлой Пасхой мы установили порядка 25-ти на территории России.

Конечно, нам помогают местные власти во всех регионах. У нас почти во всех субъектах Российской Федерации есть региональное отделение Союза армян России.

Естественно, есть масса проблем. Я каждый день принимаю людей, у которых какая-то неудача: нужна срочная операция, не устроен ребенок в школу и так далее. Где нужно и можно, конечно, мы не отказываем, даже если нужна помощь человеку попавшему под следствие. Но в большинстве таких случаев отказываем, потому что если человек совершает преступление на территории России, то должен отвечать в правовом поле Российской Федерации. Мы никогда не были ни шовинистами, ни националистами. Мы — граждане России.

Естественно, для нас на первом плане — Россия. В армии мы служим, воевать будем за Россию, налоги платим в России, детей воспитываем здесь, это наша Родина.

Живя в Москве, я всегда помогал, помогаю и буду помогать и представителям республики Азербайджан. У меня много студентов, аспирантов азербайджанцев. В этом плане мы стараемся в Москве держать теплые добрососедские отношения. Я часто говорю: в Нагорном Карабахе разбирайтесь без нас. Мы находимся в другом государстве. У нас есть Конгресс народов Азербайджана. Я всегда за то, чтобы в нашем доме были только тепло и мир.

— У российских армян одна организация?

— Да, официальная федеральная организация одна. Есть еще организации, которые являются ассоциированными членами Союза армян. Очень часто, к сожалению, пытаются рваться в Москву. Хотя мы отправляем на места, чтобы там и решали вопросы.

Важный момент, что часто привыкли какую-то поганую бытовуху перекрашивать в национальную карту. Мы категорически против. Я знаю случай, когда русский и армянин 25 лет вместе пили. Потом кто-то кого-то убил, я уже не помню, кто кого. Причем тут национальная карта? Это бытовуха, не надо ее раздувать. Надо не сталкивать людей, а объединять.

Я очень рад, когда диаспоры объединяют своих людей, прививают им любовь к своей этнической родине, но если это не перерастет в общероссийскую любовь, то будет национализм. Нам нужно, чтобы как граждане России они на первый план ставили в первую очередь нашу Россию.

Давайте не будем закрывать глаза на то, что пресловутая советская доктрина о дружбе народов — больше миф, чем реальность. В реальности после развала СССР все проявилось так, как оно на самом деле было.

— Нынешняя жизнь прогрессивнее той доктрины или просто многограннее и сложнее?

— Многограннее, намного сложнее, со всякими геополитическими изменениями в мире и у нас. Надо уметь идти в ногу с переменами.

— Во многих странах, например, во Франции — большие армянские диаспоры. Молодое поколение едет и в Европу. Какое у них отношение к России?

— После революции все народы Советского Союза кричали: мы с русскими братья навек! Одни армяне молчали. Когда у армян спросили: почему вы молчите? Они ответили: а причем здесь революция? Мы уже 500 лет братья с русскими. На нас революция не повлияла. У нас действительно многовековая дружба, она пронизана глубокими корнями.

— Но армянин ведь насколько-то остается армянином в любой стране…

— Да, конечно, все свои традиции мы соблюдаем. Сын у меня — полукровка. Когда он создавал семью, почему-то моя русская жена категорично настаивала, чтобы он женился на армянке. Это меня очень удивило и я решил спросить: жена, почему ты так настаиваешь? Она говорит: мы его так избаловали, что я не представляю, кто еще выдержит его характер.

Также по теме:

"Мягкость власти развалила Советский Союз"

Шарль Азнавур: "Я армянский француз"

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить