Долой Митрофанушек, или Любовь и алгебра

31 января исполнится 298 лет со дня издания указа Петра I, запрещавшего неучам жениться. Во избежание увиливания от государственной службы царь запретил дворянским и "подъяческим" сыновьям вступать в брак, не окончив школы. Отныне венчание не могло состояться без одобрения школьного учителя. Недоросли плакали: "Не хотим учиться, хотим жениться!"

Государев указ гласил: "Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцев и приказного чина, цифири и геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится". Священникам было строго запрещено без разрешения школьного преподавателя венчать дворянских детей. Согласно указу, дети дворян, приказных людей, а также духовных лиц должны были пройти курс, включавший основы грамоты, арифметики и геометрии. Этому призваны были способствовать вновь открывшиеся школы. Срок обучения был жестко ограничен возрастом с 10 до 15 лет, так как с 15-ти лет дворянские дети были обязаны приступить к службе.

Читайте также: Не Иоанн Грозный, а Иоанн Тишайший

Во "Всеобщей истории", напечатанной в журнале "Сатирикон", так описывался этот период:

"От наук и искусств Милосердный Бог спас допетровскую благочестивую Русь.

Географией интересовались только извозчики. Историей — тоже извозчики.

Люди высших классов считали ниже своего достоинства заниматься науками.

Искусством ведали уличные мальчишки — лепили из снега весьма замысловатые фигуры и рисовали на заборах углем не хуже других.

К литературе русский народ спокон веков чувствовал призвание, и при Петре литература, хотя и устная, сильно процветала.

Народ-творец изливал свою душу в лирических произведениях, хватавших за душу как русских, так и иностранцев.

Из прозаических сочинений к нам дошли превосходные сказки, в которых говорилось о первой русской авиаторше Бабе-Яге, летавшей на аппарате, который был тяжелее воздуха, — в ступе.

Петру все это показалось мало.

— Народу много, — сказал он, — а науки мало! Вы бы поучились немножко.

Он начал с министров, усадив их за азбуку. Министры плакали и не хотели учиться.

Петр колотил их дубинкой и в короткое время достиг неслыханных результатов — почти все министры всего в два-три года научились читать и писать.

Петр наградил их за это чинами и титулами, и только тогда они поняли, что корень учения горек, а плоды его сладки.

К концу царствования Петра почти не было ни одного придворного генерала, который подписывался бы крестом. Народ, видя это, втихомолку плакал с горя и горячо молился об избавлении от науки, искусства и литературы Святой Руси. В то время народ русский еще пребывал в истинном благочестии".

В 1911 году журналисты могли себе позволить с юмором отнестись к тому, что происходило за 200 лет до этого. А в 1714 году этот указ для многих был трагедией: ведь тут нужды государства прямо противоречили интересам и семьи, и личности.

Для исполнения петровского указа в 1716 году было открыто 12 школ. Через пять лет их количество увеличилось до 42, но учеников не хватало: родители прятали своих детей, не желая отдавать их на обучение на полный пансион. Ведь домашнее образование считали лучшим. Так же поступали многие посадские, у которых была более убедительная причина. Их дети, попав в школу, навсегда отрывались от родительских занятий — торговли и ремесла. Вот и получалось, что дело по наследству передать некому.

Читайте также: Массандра - дворец как из сказки Шарля Перро

Набором учеников занимались специальные воинские команды. Очень многие сопротивлялись насильственному внедрению обучения. Духовенство поддерживало протест, поскольку негативно относилось к светской науке, внедряемой с Запада.

Петр решительно вторгся и в духовные, епархиальные школы. Обязал обучать в этих школах детей духовенства. К концу 1725 года таких школ стало 46.

 

На этомэнергичный "царь-плотник" не остановился. Появились Инженерная,Медицинская, Навигацкая школы, школа для подьячих, ремесленные школы. Открылась первая гимназия пастора Глюка, где за счет государства учились не только дети дворян, но и посадских, и солдат. Им преподавали географию, политику, латинскую риторику с ораторскими упражнениями, а также языки: немецкий, французский, греческий, древнееврейский. Обучали их и конной езде, и танцевальному искусству, и поступи (плавной величавой походке), и этикету — немецкой и французской "учтивости". В провинции открывались "цыфирные" школы с обучением письму, арифметике и географии.

Насколько же была трудной жизнь детей в этих школах! Надо было привыкать к строжайшей дисциплине, быть прилежным к учебе. Во время занятий в классе находились отставные солдаты с хлыстами в руках. Удар хлыстом был за все: отвлекся, пошалил, что-то спросил или сказал не вовремя.

Петр строго запретил учителям брать поборы с родителей и учеников за послабления в учебе. Если же находился слабый человек и брал взятку, об этом тут же сообщали. На первый раз виновный должен был вернуть вчетверо больше родителям ученика. Уличенный во второй раз подвергался порке.

Можно думать о том, что царь решил сделать население грамотным. Но, к сожалению, это не так: дети в семьях получали зачастую большие знаний и были менее травмированы суровостью и жестокостью дисциплины. А дело в том, что Петру были необходимы свободные люди. Согласно закону, девушка могла вступать в брак с 12 лет, юноша — с 15. В реальной жизни часто женили детей восьми — десяти лет.

Петр установил новый брачный возраст: 20 лет для молодых людей и 17 лет для девиц. Действовал царь, как всегда, сообразно государственным интересам. Ведь ранний брак связывал молодых людей, а государству было выгодно, чтобы молодежь не сидела в имении, тратя наследство, а служила на воинском, государственном, дипломатическом поприще. Для этого и были применены политические и экономические средства манипуляции.

Многочисленные военные походы также требовали большого количества грамотных, хорошо обученных специалистов, у которых нет семьи и практически оборваны связи с родными.

Свободные молодые люди, не обремененные женами и детьми, делают карьеру с энтузиазмом и интересом, присущими молодости. Повышение брачного возраста давало возможность направить энергию юности на преобразование государства.

С целью просвещения народа была открыта Кунсткамера — первый русский музей и государственная библиотека. Ее посещение было бесплатным. Если же в Кунсткамеру являлась группа людей, то их, по государеву приказу, угощали "чашкой кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным". На это из казны выделялось 400 рублей в год. В то же время во многих уголках России свирепствовал голод — и народ не понимал, почему деньги из государственной казны, тратятся на блажь, а не на спасение жизней.

Читайте также: Истории любви: талант и дворянка

А Петр стремился любой ценой привить интерес к науке. Остальное он считал второстепенным. Царь прекрасно понимал: чтобы приобщить Русь к западной цивилизации, необходимо развивать науку, образование, и просвещать людей по западному образцу. Он сам прошел хорошую практическую школу в Европе, основанную на знаниях, полученных там же. В Европе у него было много знакомых среди ученых. В Амстердаме — географ и этнограф Витзен, которому присылал он в дальнейшем присылал образцы минералов на исследование. У Левенгука Петр впервые в жизни заглянул в микроскоп, и увиденное его потрясло. В Англии беседовал с математиком и астрономом Раллеем. Лейбниц составил Петру проект развития наук и просвещения России. Французская академия избрала царя своим действительным членом.

Петр знал, что учить детей невозможно без учебников. По просьбе царя Леонтий Магницкий выпустил "Арифметику, сиречь науку числительную", Федор Поликарпов разработал "Букварь", "Грамматику Славянскую", "Лексикон", Феофан Прокопович написал "Первое обучение отрокам". Книгопечатание и книготорговля приобрели широчайший размах. Было издано 600 наименований книг — более половины из них было светского содержания. Появились и переводные книги секулярного характера.

Однако без Петра все эти нововведения быстро пошли на нет. Через два года после его смерти число учеников школ сократилось с 2 тысяч до 500.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Болгария в шоке: вслед за Радевым к Путину едет Борисов
Болгария в шоке: вслед за Радевым к Путину едет Борисов
США - государство-террорист номер один. Доказательства
Болгария в шоке: вслед за Радевым к Путину едет Борисов
Болгария в шоке: вслед за Радевым к Путину едет Борисов
Российская авиация отомстила за погибших бойцов ЧВК "Вагнера"?
На Западе объяснили, почему Путин постоянно атакует
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
США - государство-террорист номер один. Доказательства
США - государство-террорист номер один. Доказательства
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Болгария в шоке: вслед за Радевым к Путину едет Борисов
США - государство-террорист номер один. Доказательства
СМИ рассказали о четырехчасовом бое "российских наемников" и американских коммандос
США - государство-террорист номер один. Доказательства
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
США - государство-террорист номер один. Доказательства
В Латвии готовят тотальный запрет на русский язык
Проигравшую Самойлову снова отправят позориться на "Евровидение"?
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17