АПЛ "Нерпа" должна войти в состав Военно-морских сил Индии

Российская "Нерпа" станет индийской "Чакрой"

Многострадальная атомная подводная лодка "Нерпа", построенная на Дальнем Востоке, буквально со дня на день должна войти в состав Военно-морских сил республики Индия. Согласно контракту, индусы берут лодку в 10-летний лизинг за 26 миллиардов рупий (650 миллионов долларов). В индийских ВМС подлодка получит название "Чакра".

Так называлась первая АПЛ, которую еще Советский Союз в 1988 году передал Индии в лизинг на три года. Тогда индусы в полной мере оценили могучую советскую технику — лодка была надежной, отлично укомплектованной, великолепно управляемой.

Что касается нынешней "Нерпы" - военно-морские эксперты говорят, что индусы просто-напросто "завязли" в этом контракте, они бы уже давно были готовы отказаться от него, но этого не позволяет  политико-экономическая ситуация. Так или иначе, индийская сторона теперь готова закрыть глаза на некоторые "пикантные" моменты в истории новейшей подлодки, которой исполнилось ровным счетом… 20 лет!

Читайте также: Индия выручит российский ОПК

Подводная лодка "Нерпа", она же "К-152", была заложена на стапелях Амурского судостроительного завода еще в конце 1991 года. Первоначально постройку и полный цикл испытаний планировалось завершить через четыре-пять лет. Однако, сами помните те времена: денег в стране не было не только на строительство кораблей, но и на пенсии-зарплаты. Долго решали, что же делать с уже заложенной субмариной.

Вариантов было несколько: утилизировать, перевезти задел на Севмаш в Северодвинск или достроить на месте. В октябре 1999 года во время посещения Амурского завода тогдашним премьер-министром Владимиром Путиным было принято решение достраивать лодку на том же стапеле, где она и была заложена.

Активные работы по достройке возобновились после того, как в январе 2004 года в ходе визита в Индию тогдашнего министра обороны России Сергея Иванова было подписано соглашение о строительстве и долгосрочной аренде двух АПЛ. Первоначально передача лодки ВМС Индии планировалась 15 августа 2007 года, но Амурский судостроительный завод задержал строительство корабля на десять месяцев и просил увеличить цену до 785 миллионов долларов. Индийская сторона согласилась лишь на отсрочку.

8 ноября 2008 года в рамках очередного этапа государственной приемки "К-152" "Нерпа" вышла из акватории завода "Звезда" в Большом Камне для производства торпедных стрельб в одном из районов боевой подготовки флота. В этот день на "Нерпе" во втором отсеке произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая). Предельно допустимая концентрация вредных газов в среднем по второму отсеку была превышена в 300 раз!

На некоторых гражданских специалистах кислородные аппараты были надеты, но включены не были — не хватило профессиональной подготовки по борьбе за живучесть. В результате 20 человек погибло (трое военнослужащих и 17 гражданских заводских специалистов), 21 человек получил ожоги дыхательных путей, удушье и обморожения. Всего на лодке тогда находилось 208 человек, в том числе 81 военнослужащий, остальные — члены заводской сдаточной команды.

Прокуратурой было возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц". О возможных конкретных причинах аварии высказывались различные предположения. Главная версия: авария могла быть признаком системных проблем организации испытаний. Также в качестве вероятной причины аварии называли сбой бортового компьютера.

В конце концов следователи установили, что систему пожаротушения несанкционированно включил один из матросов экипажа с очень "говорящей" фамилией — Дмитрий Гробов. Против него было возбуждено уголовное дело по статье "Причинение смерти по неосторожности". Уголовное дело было возбуждено также и в отношении командира корабля. Все верно: вообще за все, что происходит на корабле, отвечает лично командир…

Читайте также: Дело "Нерпы"-убийцы: капитан за всех ответит

Кстати, в ходе следствия выяснилось, что в систему пожаротушения был закачан не чистый фреон, как полагается, а смесь фреона с тетрахлорэтиленом. Такая смесь дешевле фреона на 5,5 миллиона рублей. Амурский судостроительный завод даже собирался подать в суд на поставщиков фреона, который был использован на "Нерпе".

31 марта 2011 года Военная прокуратура ТОФ передала дело в Тихоокеанский флотский военный суд. Обвинения были предъявлены командиру подлодки капитану 1-го ранга Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту старшине Дмитрию Гробову.

Помнится, именно суд над командиром и трюмным машинистом с "Нерпы" вызвал в интернете целую бурю возмущения со стороны действующих и отставных подводников. На военно-морских форумах велись оживленные дискуссии о том, есть ли смысл привлекать к судебной ответственности именно командира и трюмного — ведь военно-морскому флоту лодка, по сути, передана не была!

Думается, что вряд ли эти дискуссии как-то повлияли на решение суда, однако шум в сети стоял большой. Так или иначе, 30 сентября 2011 года коллегия присяжных оправдала обвиняемых. Однако 17 октября прокуратура подала в Военную коллегию Верховного суда представление об отмене приговора. Так что дело еще не закончено…

Так или иначе, полностью готовая "Нерпа" сейчас находится у причала в городе Большой Камень в Приморье. Все необходимые испытания подлодка прошла, индийским специалистам осталось только принять всю материальную часть.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе