Автор Правда.Ру

Exegi monumentum

Вадиму Сидуру – одному из величайших российских художников и скульптуров – сегодня исполнилось бы 80 лет.
Судьба Сидура-художника началась с трагедии. В возрасте 19 лет он был ранен и стал на время «человеком без лица». После нескольких лет, проведенных в госпиталях и больницах, где ему практически заново слепили лицо, он приехал в Москву, поступил в Художественное училище и стал скульптором. Потом, в своем автобиографическом романе-мифе «Памятник современному состоянию», он напишет об этом: «Бог воскресил меня, чтобы я создал скульптуру». А до этого Вадим Сидур создаст свой скульптурный автопортрет – «Раненый», голова которого – кокон из бинтов, и только щель рта открыта для крика.

Первым из скульпторов своего времени Сидур осознал, что после ужасов ХХ века говорить на языке Родена уже нельзя. Его путь к металлу, материалу, в котором он смог выразить себя до конца, в работе с которым его фантазия переплелась с необычайно жестким, точным и логическим мышлением, начинался с канализационных труб. Из старых труб, валявшихся в мастерской, он сколачивает свой «Гроб-Арт» – гроб для искусства, которое было «ДО». До войны, до Холокоста, до СССР и до него, Вадима Сидура. В простом деревянном ящике лежит железное существо с головой, оплетенной колючей проволокой, с кандалами на ногах и… играет на саксофоне.

Затем, в трудные для скульптора годы, когда его лишили возможности доставать бронзу, рабочие предложили ему попробовать алюминий. С этого момента начался новый Сидур. И его работы ещё в семидесятые годы обрели известность на Западе (среди поклонников и собирателей его творчества Г. Бёлль, М. Кундера, С. Беккет, Пабло Неруда). Сидур разработал технологию обработки алюминия, и появились его «Погибшие»: «Погибшие от любви» (Оффенбург, Германия), «Погибшие от бомб» (Вюрнбурге, Германия), «Погибшие от насилия» (Кассель, Германия), «Погибшие без погребения» (Москва). Они взывают к милосердию, нежности, любви, памяти народов.
В музеях Европы и Америки, а также в частных коллекциях многих стран экспонируются десятки скульптур, гравюр, картин этого удивительного скульптора. При жизни скульптора в СССР не состоялось ни одной его выставки.

До самой смерти Сидура созданные им образы томились в московском подвале – легендарной мастерской, куда ежедневно спускались учёные, писатели, художники и агенты КГБ. Многие считали, что у автора трагических скульптур патологический интерес к войне, насилию и жестокости. «Это не интерес, даже не долг, – отвечал Сидур, – а жизненная необходимость. Многие годы я пытаюсь освободиться от того, что переполняет меня...»
С началом перестройки работы Вадима Сидура получили «вид на жительство» в нашей стране. Его произведения были признаны национальным достоянием России. В Царском Селе установлен памятник работы Сидура «Формула Скорби», в Москве – памятник «Погибшим без погребения» (воинам-афганцам). Их гуманистический пафос не нуждается в комментариях.
Вадим Сидур скончался 26 июня 1986 года в Москве.

В 1987 году постановлением Правительства Москвы был создан Государственный музей Вадима Сидура.
В экспозиции музея, что расположен на Новогиреевской ул., 37, творчество художника представлено во всем его многообразии: трагические скульптурные работы из циклов "Памятники", "Инвалиды", "Гроб-Арт", эротические скульптуры. На сегодняшний день музей Вадима Сидура – единственный в Москве целиком посвящен советскому неофициальному искусству 1950–1980 гг., представленному творчеством одного из самых ярких его представителей. В музее проводятся поэтические вечера, концерты, фестивали верлибра, научные конференции.
С 1989 г. при музее Вадима Сидура действует литературно-музыкальный салон "Вечера в музее Сидура". Главная его цель – попытка воссоздания атмосферы художественной мастерской Вадима Сидура, которая ещё в брежневские времена была своеобразным культурным центром, притягивающим поэтов, писателей, учёных, представителей творческого андеграунда Москвы.

Немногие знают, что Вадим Сидур был оригинальным мыслителем и писателем, автором «романа-мифа», построенного на дневниковых записях, воспоминаниях, разговорах и комментариях к ним, байках о прошлом и впечатлениях от настоящего. Это «шум времени», жизнь, переплавленная в личностном и художественном опыте человека, познавшего, что такое великое страдание и великая любовь. Именно Вадим Сидур, принимавший участие в самой страшной войне ХХ столетия, испытавший на себе давление властей и сумевший сделать свою мастерскую центром собственного мифа, создал литературный «памятник современному состоянию», говорящий о времени так же внятно, как скульптуры художника.

Подготовила Екатерина Вальцифер


Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Власти поставили точку в налоговых разногласиях реновации
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Скромные депутаты - нескромные "решалы"?
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
Предвестник трагедии: за что любили и убили Петра Столыпина
Предвестник трагедии: за что любили и убили Петра Столыпина
Скромные депутаты - нескромные "решалы"?
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
В Санкт-Петербурге спускают на воду второй российский ледокол
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
FEMA: США готовятся к глобальной катастрофе