Низкопробные фильмы в российских кинотеатрах

Американский киношлак на ваши головы!

Низкопробная кинопродукция льется потоком на неокрепшие умы детей. Если родители еще стараются оградить подрастающее поколение от некачественных продуктов питания или вредных игрушек, то от просмотров низкосортных фильмов мало кто застрахован. Поменяется ли культурная политика РФ из-за очередного противостояния с Западом? И если да, то как?

Этот вопрос касается многих сфер российской жизни, а не только и исключительно идеологии или, если хотите, хорошего вкуса. Кто должен определять, что смотреть зрителю? Должен ли быть цензором госчиновник? Или навязывать свои вкусы (или чаще безвкусие) будут дельцы кинопроката?

Наверное, наиболее продуктивно будет исходить из посыла, что запретительные меры — это не тот путь, которым следует идти. Вспомним, как в 2006-м в широкий прокат на территории России и Казахстана была запрещена комедия "Борат" с Сашей Бароном Коэном в главной роли. Некие "эксперты" посчитали, что эта лента оскорбляет казахский народ и наложили вето на показ в кинотеатрах. Однако те, кто хотел, комедию посмотрели. И по сей день она доступна для бесплатного просмотра в Сети. Сразу оговоримся, тут речь идет лишь о запретах на показ в кинотеатрах, а не о кинофильмах, пропагандирующих фашизм, ксенофобию, вроде антиисламской поделки американцев "Невинность мусульман" (Innocence of Muslims), то есть таких картин, которые подпадают под уголовную статью. 

На днях депутат Госдумы от партии "Единая Россия" Роберт Шлегель подготовил законопроект об ограничении проката зарубежных фильмов в российских кинотеатрах. По мнению Роберта Шлегеля, подготовившего аналогичный законопроект еще четыре года назад, сейчас настал тот самый момент, чтобы сократить наполовину долю фильмов зарубежного производства. В свою очередь, российские владельцы киносетей, эксперты кинопроката неоднократно заявляли об опасности введения подобных квот для российского кинобизнеса.

Читайте также: Как не стать зомби в информационной войне

На прошедшей в начале марта конференции "Российская киноиндустрия 2014: анализ текущей ситуации и перспективы развития" значительная часть участников отмечала сложное экономическое состояние отечественных кинотеатров, а в особенности региональных. Против квотирования на зарубежное кино, которое по определению не может быть эффективными, в печати выступили многие эксперты и кинокритики. По мнению большинства высказавшихся по этой теме, упор следует сделать на экономические меры по поддержке отечественных кинематографистов.

"Поскольку мы идем к национальной идее, то, думаю, рано или поздно, но эта 'жвачка' уйдет, — сказал в беседе с корреспондентом Pravda.Ru актер и режиссер Василий Мищенко. — Нужна альтернатива частному прокату, тому прокату, который сейчас есть у частных лиц, альтернативы нет никакой. Должны быть государственные прокаты. Режиссер снимает фильм, и ему половину бюджета надо вкладывать в рекламу, и продюсеры забирают 50 процентов сразу в договоре, а кроме них больше некому отдать фильм. Не хочешь — они тебе цену, так сказать, демпингуют, а это — беспредел. Когда мы выйдем на этот уровень, когда будут государственные кинотеатры, государственный кинопрокат, режиссер может сказать: не хотите, я отнесу это государству, пусть там будет цена билетов пониже, но люди будут ходить туда". Ограничивать знакомство россиян с творчеством своих зарубежных коллег российский мастер кинематографа не хотел бы, что и подчеркнул во время нашей беседы.

Мировая практика показала, что запретительные или ограничительные меры отменены или не использовались в большинстве европейских стран. Исключения, вроде Испании, где обязательная доля национальных фильмов в прокате должна составлять 16 процентов, только подтверждают правило. Подвижки затронули и страны БРИКС. Недавно Китай увеличил прокат иностранных фильмов с 20 до 34 картин в год. В Индии часть голливудских фильмов попросту не переводят, сокращая тем самым количество зрителей. Кажется, не плохая идея.

Приходилось слышать, что русские поклонники творчества Дж. Толкиена специально изучали английский язык, чтобы прочитать трилогию "Властелин колец". В 1970-е изучали иностранные языки ради понимания текстов песен рокеров и других популярных исполнителей. Но и это не выход. Стоящий фильм — переведут, а мура и так понятна на уровне рефлексов. В текст песен, равно как и в диалоги, представители нынешнего кинопоколения не особенно вслушиваются. А прокат рассчитан прежде всего на молодежь, которую будут зомбировать, оболванивать и навязывать стереотипы. Получается, пока в нашей стране нет продуманной и грамотной политики в области кинематографа, зритель будет тупо лыбиться на экран и где гарантия, что, насмотревшись чуждых "прелестей", он не подсядет на "двухминутку ненависти" — Two Minutes Hate к родной стране?

Читайте также: Анастасия Вертинская: об отце, славе и жизни

Генеральный директор столичной кинопрокатной компании P&I Films Марианна Ибрагимова, которая занимается прокатом интеллектуального кино, посетовала на сеть российских кинотеатров, которые "очень мало делают для того, чтобы расширить сетку показов. Практически ничего не делают, выделяя максимум по одному сеансу в день для фильмов, на которых они, как им кажется, будут недостаточно зарабатывать". Однако проблема еще более серьезная, нежели волюнтаризм владельцев кинотеатров.

В интервью Pravda.Ru Марианна Ибрагимова сказала: "Самая страшная проблема, что можно сколько угодно забить пространство кинотеатров, интернет-пространство, телевизионное пространство российским продуктом. Российский продукт совершенно некачественный. Для того, чтобы он стал качественным, для того, чтобы сериалы по каналу РТР можно было смотреть, чтобы это была не просто невыносимая галиматья, сделанная настолько непрофессионально, убого и отвратительно, что это никакому описанию не поддается. Для того чтобы это менялось, нужны институты кинематографии". В настоящее время на всю огромную страну всего-то ВГИК да еще один в Питере.

Кажется, есть еще один аспект. Всего несколько десятилетий назад в СССР была идеология, до 1917 года в Российской империи — православная вера. Пока ни одно, ни другое нечем заменить. И какие же ценности будут отстаивать молодые ребята и девушки России?

Читайте также: Нашим кино о войне по "Звездным войнам"!

Советское кино - дойная корова для Голливуда

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *