Антон Пономарев: черный юмор второй чеченской войны

Удивительно удобными фигурами оказались лидеры чеченских бадформирований. Они, фактически, сами того не желая, отстаивают интересы России за ее пределами и интересы российских властей внутри страны. Можно, конечно, назвать это иначе – они как были, так по сей день и остаются пешками российской политической игры.

Год назад вся Россия задавалась вопросом – когда же будут взяты в плен известнейшие деятели «независимой Ичкерии». Сейчас этот вопрос как-то незаметно, сам по себе сошел на нет. Ни одного лидера боевиков с его бандформированием так и не накрыло вакуумной бомбой на толчке, продуваемом горными ветрами. Это стало просто ненужным.

Сейчас, если трезво смотреть на факты, уже нет Басаева, страдающего хронической гангреной, Хаттаба однорукого и гоп-компании Аслана Масхадова. От них остались лишь имена. Лидеры боевиков превратились в персонажи новейшей страшной истории – неуловимые призраки, пугающие по ночам лидеров стран и генералов.

Россия с удовольствие тасует колоду лидеров боевиков. То тут, то там вдруг выскакивают как чертик из коробочки имена Басаева, Гелаева, Хаттаба. Всегда там, где возникает узел текущих проблем федеральных властей.

До августа месяца федеральные войска, напомним, успешно добивали лидеров боевиков на территории Чечни. Пока с южных границ СНГ не пришли первые тревожные вести – захват талибами города Толукан в Афганистане, мощное наступление на Северный Альянс, выход талибов к границам СНГ. Тогда Россия заявила о своем намерении всеми силами защищать азиатские республики, вплоть до бомбежек военных баз движения «Талибан».

Вот только реакция азиатских республик на такие заявления оказалась крайне сдержанной. Когда чуть позже боевики вторглись на территорию Киргизии и Узбекистана, эти страны всеми силами дали понять, что справятся с проблемой сами, не прибегая к помощи России. Мол, наши проблемы, сами разберемся. Дошло до того, что Россия и Узбекистан две недели спорили: просил Узбекистан военной помощи у России или нет.

И вот тогда на мировой арене появилось первое пугало – Хаттаб. Информагентства, со ссылкой на оперативные данные ФСБ России передали: Хаттаб покинул территорию Чечни и находится в Таджикистане, куда прибыл для участия в боевых действиях на территории среднеазиатских государств СНГ. Тем самым Россия тактично намекнула: международный терроризм – наша общая проблема.

Бог с ним, что сообщения о бегстве Хаттаба спустя неделю были опровергнуты, и он опять всплыл на территории Чечни. Свою роль он сыграл.

Всплыли лидеры боевиков и в ходе недавних переговоров России и Грузии о введении визового режима. 9 ноября, в день, когда в Москве открылись переговоры, источники в силовых структурах России сообщили через информагентства: «Руслан Гелаев, а также «видные» чеченские сепаратисты Ахмед Закаев, Умаров и Исабаев находятся в Грузии. Между Афганистаном и Грузией курсирует «вице-президент Ичкерии» Ваха Арсанов».

Напомним, чуть ранее по горам на границе России и Грузии курсировал, согласно сообщениям информагентств, все тот же недобитый в Комсомольском Гелаев.

Спустя несколько дней министр обороны России Игорь Сергеев заявил буквально следующее: «Все лидеры бандформирований находятся на территории Чечни». Очевидно, необходимость их нахождения на территории Грузии отпала.

Не стоит забывать и событиях последних дней - неожиданно «появившемся» в Грозном Арби Бараеве, которого то ли забрал с собой из плена, то ли нет Бислан Гантамиров. Очередное «пугало» в очередной раз решает текущую проблему? Вполне возможно.

Лидеры чеченских боевиков, таким образом, с переменным успехом решают проблемы российской политики. Что ж, Россия в любом случае выходит из этой ситуации победителем. А полевые командиры могут до костей обгрызть себе локти – согласитесь, есть в этой ситуации доля черного юмора – непримиримо сражаясь с Россией, невольно играть на руку своему противнику.

Обсудить