Трудовые мигранты должны будут подтверждать знание русского языка

Я русский бы выучил. Только за что?

Трудовые мигранты должны будут подтверждать знание русского языка. Такой законопроект уходящая Госдума приняла накануне в первом чтении. За проверочный экзамен тем, кто претендует на рабочие места в России, придется заплатить около 2500 рублей. Никакой дискриминации, одна демократия. Такие меры к мигрантам применяют, например, в США, Австралии, Германии.

В странах продвинутых западных демократий прекрасно понимают, что значит наводнить страну людьми, которые ни буб-бум в языке страны пребывания. Это может в числе прочего привести и к социальным взрывам, и к нестабильности и так далее. Люди, не знающие языка принявшей их страны, живут в ней обособленно и воспринимают окружение довольно агрессивно — таковы законы социологии, с ними не поспоришь. Ведь социология — это не гуманитарная, а точная наука, основанная сугубо на цифрах и статистике.

Что такое общение с иностранцами, не знающими русского языка, автор этих строк испытал на собственной, пардон, шкуре. Далекий 1984 год. Чуть оперившийся молодой лейтенант был послан в командировку в далекую Таджикскую ССР за призывниками. В районном комиссариате городка Куляб, что на самой границе с Афганистаном, мне выдали команду из 30 джигитов, из которых лишь один мог хоть как-то изъясняться на каком-то чудовищном среднеазиатском "эсперанто", гремучей смеси таджикского и русского матерного.

Читайте также: ФМС заботится о гастарбайтерах

Таджик-майор-военком, вручавший документы на всю партию будущих защитников социалистической родины, и сам говорил по-русски с таким акцентом, что понять его можно было с большим трудом. Но, однако, в конце концов из его объяснений стало более или менее понятно, что именно этот призывной контингент был отловлен с большим трудом, при помощи вертолетов и вооруженных милиционеров-альпинистов, в самых что ни на есть глухих горах. Таджикскую школу (то есть с преподаванием на таджикском языке) закончил только один, тот самый, который виртуозно изъяснялся на матерном "эсперанто". В СССР, во времена великой дружбы народов, национальные школы практиковались повсеместно.

Незнание языка могучего социалистического отечества было не их виной, а их бедой. Надо сказать, парни-таджики были совершенно не зловредные, нормальные ребята, понимали, что такое дисциплина, но просто не знали, как это сказать по-русски. Небось, где-то на самом верху какой-нибудь генерал-штабист ткнул в карту карандашом и сказал: а вот этих — на Северный флот, даже не подозревая, что из этого получится в реальности…

Как мне удалось почти через неделю привезти эту не владеющую русским языком команду на поездах с двумя пересадками в далекий Североморск на Кольском полуострове, уточнять не будем. Трудно было. На эту тему книги можно писать, утираясь горючими слезищами. Пришлось перейти на то самое "эсперанто", причем в самых изощренных трехэтажных формах… Думается, во время трехлетней службы на Краснознаменном Северном флоте ребята-таджики язык выучили.

К слову (или к счастью?), ни один из них не попал тогда на боевые корабли. Все попали в так называемую морскую инженерную службу, где главное назначение матроса — копать и подметать. То есть делать то, чем занимается большинство гастарбайтеров-таджиков сейчас. И, может быть, некоторые из них с благодарностью вспоминают флотскую службу сейчас. За то, что научила их говорить.

Читайте также: Детям мигрантов предложили резервации

К чему такое длинное предисловие? Да к тому, что работник, не владеющий русским языком, тому же работодателю принесет гораздо меньше пользы, чем владеющий. Поэтому потуги думцев, на излете депутатского срока в первом чтении принявших закон о знании трудовыми мигрантами русского языка, воспринимается как великое благо.

Закон касается (пока!) работников сферы ЖКХ, торговли и бытового обслуживания, то есть тех работ, где не требуется высокой квалификации. Как бы подразумевается, что врачи или инженеры из числа мигрантов язык-то точно знают, что не всегда, кстати, факт. Законопроект определяет, что знание языка гастарбайтерами должно быть подтверждено документально, дипломом вуза СССР или Российской Федерации. В случае отсутствия диплома мигрантам предлагается пройти государственное тестирование и получить сертификат.

Как пишет "Российская газета", на данный момент в России существует около 160 центров, аккредитованных на государственное тестирование иностранных граждан по русскому языку как иностранному. В 2010 году их услугами воспользовались более трех с половиной тысяч человек. Но это при том, что число работающих иностранцев, прибывших в страну в безвизовом режиме, превысило 1,3 миллиона человек!

В качестве документа, подтверждающего знание русского языка, будет признаваться свидетельство государственного образца о получении образования, выданное на территории государства, входившего в СССР до 1 сентября 1991 года или в РФ после 1991 года (кстати, вспомнился тот самый таджик-призывник, о котором писано выше). Те мигранты, у которых нет такого аттестата, могут предъявить сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку. Причем объем знаний должен быть не ниже элементарного уровня владения русским языком, отмечается в пояснении к законопроекту.

Читайте также: Таджикские мигранты опять обиделись

С предложением обязать мигрантов, работающих как минимум в сфере ЖКХ, доказывать знание русского языка, выступил еще в июле 2011 года глава миграционного ведомства Константин Ромодановский. Он же озвучил примерную сумму, которую иностранцы должны будут заплатить за тестирование на знание русского языка — около двух с половиной тысяч.

Что интересно, немногим ранее уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов говорил о необходимости создания в РФ специализированных образовательных учреждений, где дети мигрантов могли бы изучать русский язык, русскую культуру и русские традиции. По его мнению, целесообразно, чтобы в таких учреждениях дети заканчивали начальную школу, а затем переходили в обычную.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Темы школа
Обсудить