Тихоокеанский флот: возрождение после разрухи

Символично, что нынешние российско-китайские военно-морские учения практически совпали с днем рождения Тихоокеанского флота, который берет свое начало 21 мая 1731 года. Именно тогда был издан указ императрицы Анны Иоанновны об учреждении Охотской военной флотилии с базой в Охотске — первого военно-морского подразделения России на Дальнем Востоке.

Созданная флотилия несла дозорную службу и охраняла рыбные промыслы, побережье и острова, открытые русскими мореплавателями и землепроходцами. По истории Тихоокеанского флота можно изучать практически всю историю освоения Россией Дальнего Востока. С 1849 года главной базой флотилии стал Петропавловск-на-Камчатке. Именно в это время морские силы России на Тихом океане получили свое первое боевое крещение. Представьте себе: Крымская война России с англо-французами имела героические эпизоды и на Камчатке!

С 18 по 24 августа 1854 года фрегат "Аврора" и транспорт "Двина" при 67 орудиях, вместе с гарнизоном Петропавловска, противостояли громадной англо-французской эскадре! Где Крым, а где Камчатка… Но история причудлива, и, например, в 1900 году корабли Тихоокеанской флотилии, в частности мореходные канонерские лодки "Гиляк" и "Кореец", принимали активное участие в подавлении союзными европейскими державами, то есть недавними российскими врагами, освободительного восстания ихэтуаней в Китае. Был такой эпизод в истории флота…

А уже всего через четыре года "Кореец" геройствовал во время японской войны вместе с крейсером "Варяг" — историки говорят, что именно недавние союзники их в какой-то мере и "подставили". Pravda. Ru посвятила немало публикаций тем событиям, чем-то даже напоминающим нынешнюю международную обстановку, согласитесь…

В 1856 году Охотская военная флотилия стала именоваться Сибирской. Главной ее базой в 1855 году стал Николаевск-на-Амуре, а с 1871 года — Владивосток. Он остается главной базой нынешнего Тихоокеанского флота РФ и поныне. Для увеличения корабельного состава, который к концу XIX века был невелик, и в связи с заметным обострением русско-японских противоречий, в 1898 году была принята специальная судостроительная программа "для нужд Дальнего Востока". Однако на практике она реализовывалась очень медленно. Собственно, в этом историки усматривают одну из главных причин поражения в русско-японской войне…

О той бесславной для обеих сторон войне написано уже немало, подробничать не будем. Вспомним только, что, несмотря на героизм и самоотверженность русских моряков, основные силы русского флота на Тихом океане во время русско-японской войны погибли… Но надо отдать должное "проклятому царизму", который все-таки достаточно оперативно флот если не полностью восстановил, то хотя бы попытался это сделать. К 1914 году в состав Сибирской флотилии входили крейсера "Аскольд" и "Жемчуг", канонерская лодка "Манчжур", восемь эскадренных миноносцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок.

Читайте также: 21 мая, день в истории и памятные даты

В 1922 году были созданы Морские силы Дальнего Востока в составе Владивостокского отряда кораблей и Амурской военной флотилии. 11 января 1935 Морские силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ). Новый-старый флот получил 26 малых подводных лодок, создавались морская авиация, береговая оборона. В 1937 году было открыто Тихоокеанское военно-морское училище.

В Великую Отечественную войну часть сил и средств Тихоокеанского флота была переброшена на Северный флот и участвовала в боях на Баренцевом и других морях. На фронтах в составе морских стрелковых бригад и других частей сражались свыше 140 тысяч моряков-тихоокеанцев. Во время советско-японской войны Тихоокеанский флот содействовал войскам 1-го Дальневосточного фронта в освобождении Северной Кореи, участвовал в Южно-Сахалинской и Курильской десантных операциях.

В сентябре 1945 года Северная Тихоокеанская военная флотилия была расформирована. В январе 1947 года Тихоокеанский флот был разделен на два флота — 5-й ВМФ (главная база — Владивосток) и 7-й ВМФ (главная база — Советская Гавань). В апреле 1953 года эти флоты были вновь объединены в Тихоокеанский флот. Советский Краснознаменный ТОФ считался вторым в стране по боевой силе и количеству вымпелов после Северного. На боевом счету тихоокеанцев в мирное время, например, очистка порта Читтагонг (Бангладеш) от затонувших кораблей и взрывоопасных предметов в 1972 году, боевое траление в Суэцком заливе (Египет) в 1974 году, охрана судоходства в Персидском заливе и Ормузском проливе.

Нельзя не вспомнить и трагический эпизод истории ТОФ, о котором подробно писала Pravda. Ru несколько лет назад: 7 февраля 1981 года в авиакатастрофе под Ленинградом погибло почти все руководство флота. Военные моряки говорят, что на несколько месяцев флот остался, так сказать, "без головы"…

После 1991 года Тихоокеанский флот, как наиболее удаленный от оперативно-командных центров, оказался в наихудшем положении среди флотов ВМФ РФ. В кратчайшие сроки из боевого состава были выведены наиболее боеспособные единицы. Пропали десятки боевых кораблей. Уникальные авианесущие крейсера проекта 1143 "Кречет" — "Минск" и "Новороссийск" были проданы на металл за сущие копейки, а ушлые китайцы превратили один из них в развлекательный комплекс. Уголовные дела на командование флота заводились десятками. Взамен этих боевых единиц за прошедшие 20 лет КТОФ не получил ни одного нового надводного корабля первого, второго рангов, ни одного большого десантного корабля. Но в последние годы положение дел резко изменилось. Флот постоянно пополняется боевым составом.

Читайте также: Корабли-арсеналы России потеснят флот США

Основу боевых сил флота в настоящее время составляют ракетный крейсер проекта 1164 "Атлант" "Варяг", большие противолодочные корабли, ракетные эсминцы, большие десантные корабли, атомные подводные стратегические ракетоносцы, многоцелевые атомные подлодки, дизель-электрические субмарины. 23 декабря 2013 года в состав флота вошел новейший стратегический подводный атомоход проекта 955 "Борей", который носит имя "Александр Невский".

6 мая 2010 года российские моряки с большого противолодочного корабля "Маршал Шапошников" освободили танкер "Московский университет", захваченный сомалийскими пиратами 5 мая 2010 года в 240 милях от побережья Сомали.

Сейчас в боевом составе Тихоокеанского флота находятся три ракетные подводные лодки стратегического назначения, 11 многоцелевых атомных подводных лодок, 8 дизель-электрических подводных лодок, 10 боевых надводных кораблей океанской и морской зоны и 30 кораблей ближней морской зоны.

Но, как отмечают военные аналитики, Тихоокеанский флот ВМФ РФ в своем современном состоянии практически все-таки не совсем приспособлен выполнять в полном масштабе боевые задачи на океанском театре военных действий и предназначается в основном для выполнения оперативно-стратегических задач в закрытых внутренних морях, эскортных операций или борьбы с пиратами. Существующее положение должна изменить государственная программа вооружений до 2020 года, принятая в России.

Кстати, первый французский вертолетоносец проекта "Мистраль", "Владивосток" — будет приписан к главной базе КТОФ во Владивостоке, сейчас там готовится соответствующая инфраструктура. Возможно, что на ТОФ будет базироваться и однотипный "Севастополь", сейчас этот вопрос обсуждается. Запланирована также передача в распоряжение Тихоокеанского флота атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов", который проходит модернизацию на Северодвинском Севмашпредприятии, и всех подлодок, выведенных в резерв или находящихся в долгосрочном ремонте. Приписанный к ТОФ атомный крейсер того же проекта "Адмирал Лазарев" также пройдет модернизацию.

До 2024 года планируется ввести в строй ТОФ четыре новых корвета, три фрегата, семь тральщиков, шесть дизельных подлодок, провести ремонт и модернизацию атомной подводной лодки проекта 971 типа "Барс".

Ну, а сегодня Тихоокеанский флот справляет свой день рождения в боевом строю, на совместных российско-китайских учениях. Стороны осуществят ракетно-артиллерийские удары по морским целям на разные дальности и отработают противолодочные маневры. Отряд боевых кораблей флота во главе с гвардейским ракетным крейсером "Варяг" уже прибыл в Китай для участия в совместном российско-китайском военно-морском учении "Морское взаимодействие-2014".

Несколько слов об уникальном корабле, флагмане флота. Крейсер "Варяг" построен на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве в первой половине 1980-х годов и после принятия в боевой строй в 1989 году назывался "Червона Украина", правда, сами понимаете, очень недолго. Сегодня это название корабля звучит причудливо, согласитесь…

Когда-то, в лихие 90-е, на "Варяге" завели корабельного кота для борьбы с грызунами — была такая беда на этом корабле. Как впрочем и на других. К счастью, грызунов извели, но коты на корабле остались. И сейчас штатных котов на корабле несколько, их заводят по одному на боевую часть. Коты и кошки крейсера "Варяг" пользуются популярностью у гостей в разных странах, куда заходит корабль с визитами. Случается, их дарят — один из корабельных котов живет теперь в православной церкви в Сингапуре. Матушка, говорят, была счастлива такому подарку. Еще один был подарен местному адмиралу в Индонезии.

Читайте также: Андреевский флаг над Тихим океаном

И напоследок по традиции военно-морская байка, связанная именно с тихоокеанским "Варягом". Ее из уст в уста передают члены экипажа. На документальный историзм не претендуем, но все же… Советуем не рыскать по архивам в поисках документальных свидетельств случившегося, а просто… улыбнуться! Ведь без юмора — что за флот?

Крейсер "Варяг" в 90-х стоял у дремучего причала, далеко от штаба и, естественно, от высокого начальства. Что не мешало этому самому начальству всех пошибов и калибров бывать на его борту так часто, что главным оружием экипажа стала швабра. Огромный "Варяг" блестел, как у кота гениталии. В общем, в один из летних дней 1997 года по кораблю пронеслась весть: едет аж сам Патриарх всея Руси!

К приезду главного православного священника подготовились восхитительно. Железо блестит, медь сверкает, стекла иллюминаторов играют на свету. Матросы, даже выходцы с мусульманских окраин, выдрессированы истово креститься по-православному, мичманы проинструктированы на все вопросы бодро отвечать только "Никак нет!" и "Так точно!", а с офицерами проведено занятие на тему "Атеизм — опиум для народа".

Только вот что делать с корабельными крысами? Вдруг сатанинское отродье, к которому моряки всех флотов мира привыкли, как к родному, Патриарха вспугнет? Ведь она, крыса, даром что на корабле "служит", а все равно дура-дурой. Еще прыгнет кому-нибудь из иерархов на голову или под ноги бросится… Решили провести целый ряд профилактических мероприятий. С корабельными котами была проведена убедительная беседа. Вахтенные в помещениях четко проинструктированы: когда Патриарх будет на борту, при появлении хвостатых зверей не делать резких движений. Авось, не обратит на них внимания.

Боцману на всякий случай дано указание снять со швартовых так называемые "крысоотбойники", кольцеобразные железяки — предназначенные, как указано в инструкции по эксплуатации, для "воспрепятствования схода животных на берег". Это чтобы у Патриарха вдруг вопросов не возникло — зачем, мол, железки-то? А мичману, ответственному за приборку на причале, приказано выставить спецвахтенных у кнехов, чтобы отгонять гадов какой-нибудь лопатой, если те, не осознав важности момента, рискнут воспользоваться этой "дорогой жизни" для променада…

Читайте также: Гонка перевооружений: РФ и Китай догоняют США

Патриарх со свитой прошли по кораблю, освятили посты и кубрики, прочли положенную молитву. Корабль понравился, экипаж тоже. Злодейки-крысы, проникшись важностью момента, ни разу не показали даже кончика хвоста. Началось приготовление крейсера к выходу в море. И никто из командования корабля не заметил, как к вахтенному "противокрысиного" поста, забытому начальством на причале у кнехта, подошел молоденький священник из свиты Патриарха и затеял беседу, надо думать, душеспасительную.

А через некоторое время с борта крейсера могли наблюдать, как священник, подобрав полы рясы, размахивает лопатой, показывая ошалевшему матросику, как бороться с врагами Отечества и корабля. Потом выяснилось, что священник до обращения в сан служил срочную на Тихоокеанском флоте и в борьбе с корабельными грызунами премного умудрен… Тогда-то на "Варяге" первого кота и завели.

Вот и пошла с тех пор традиция на тихоокеанских боевых корабельных котов.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе