Эльдару Рязанову исполняется 85 лет

Последний романтик советского кино

Этого человека знали даже те, кто мало интересовался кинематографической кухней. Для них Эльдар Рязанов был "тот толстый мужик, который интересно рассказывает про кино". Увы, в последнее время рассказывает все меньше: "Кинопанорама" уже лет 15 как закрыта, и "кина" все меньше. Наверняка что-то еще расскажет, его 85-летие — хороший повод для этого.

Вот уж действительно человек, который "ест за троих, работает за пятерых". То, что он сделал в своей жизни и профессии — спокойно делится на пять и более. Даже если, не беря во внимания, его режиссуры, вычленить те кадры, в которых он мелькнул как актер, то его вполне можно называть "королем эпизода". За пятьдесят лет он показался так в двадцати фильмах: то сам к бегемоту прислонится, то к нему — Лукашин. Дважды играл сам себя, Эльдара Рязанова, и играл превосходно — очень похоже. Хотя в жизни он, конечно, гораздо симпатичнее.

Он начинал когда-то, в конце 40-х — начале 50-х, как режиссер документального кино и снял за свою жизнь с десяток прекрасных, глубоких документальных фильмов. Или если бы Рязанов был только сценаристом, этого вполне бы хватило на признание коллег и любовь поклонников — 22 сценария. 11 книг вышло из-под его быстрого пера, не всякий писатель напишет столько, не пользуясь услугами литературных рабов. Самая первая была "Грустное лицо комедии". Она остроумно и очень откровенно написана, но в ней есть одна ошибка — название. Все-таки большинство рязановских комедий — вовсе не такие грустные, как, может быть, казалось автору.

Комедии у него получались романтические, начиная с "Карнавальной ночи", и даже "Небеса обетованные" — фильм сверхромантичный, несмотря ни на что и вопреки всему. Театралы со стажем помнят спектакль по пьесе Эльдара Рязанова с Эмилем Брагинским "С легким паром". Он шел на театральных подмостках за пару лет до того как был создан культовый фильм. И я тогда смотрел его в одном из провинциальных театров, спектакль не произвел на меня особого впечатления. Но зато фильм с Барбарой Брыльской смотрел как все советские люди раз десять, выучил наизусть, а потом еще раз десять смотрел в фоновом режиме, чокаясь и закусывая, а потому менее внимательно.

Есть у Разанова и парочка действительно грустных комедий. Вот, скажем, ремейк "Карнавальной ночи" с Кабачковым-Маковецким вместо Огурцова-Ильинского. Но, во-первых, грусть — по делу, по поводу грустных моментов нашей с вами жизни. Во-вторых, фильм снят за три месяца, вот как описывает процесс сам Эльдар Александрович:

"Я приезжал со съемки домой около 10 часов вечера, ужинал, думал о завтрашнем съемочном дне и соображал, что я понятия не имею, что и как я буду завтра снимать. Но сил уже не было, я бухался в кровать и тут же засыпал. Примерно в три часа ночи я просыпался и шел к письменному столу, погружаясь в остатки своих умственных возможностей. Я натужно старался придумать решение сегодняшней сцены. За этим процессом я проводил время примерно до 7 утра. Потом принимался истязать себя утренней зарядкой, на которую отводил примерно час. Потом обливался холодной водой, завтракал и в 9 часов утра с тупыми мозгами уезжал ваять с помощью четырех телевизионных камер что-то "бессмертное".

Читайте также: Ирония судьбы Эльдара Рязанова

Для восьмидесятилетнего патриарха — совсем неплохо. Конечно, помогли здоровый образ жизни и закаливание, но этого было бы недостаточно. Еще он романтик и поэт, для которых нет ничего невозможного, за исключением того, что отринуто трезвым рассудком:

"В мои годы сердечная лирика?

Ничего нет смешней и опасней.

Лучше с тонкой улыбкой сатирика

сочинять ядовитые басни.

Не давать над собой насмехаться,

тайники схоронить в неизвестность…

и о чувствах своих отмолчаться,

понимая всю их неуместность…"

Кстати, последний рязановский фильм планируется о поэзии: Эльдар Александрович читает в нем свои стихи, а песни на его тексты — исполняют актеры. Хотя я лично от всей души надеюсь, что этот фильм не станет последним. Несмотря на то, что патриарх жалуется на хвори и немощи, точнее откровенно о них рассказывает, называя вещи своими именами, хочется верить, что у него получится снять еще комедию.

Но, увы, при всех своих многочисленных способностях и умениях он не может интриговать, изворачиваться, выбивать бюджеты для фильмов, которые потом… проваливаются в прокате. Это могут другие, и российское кино все более и более сдает свои позиции. А единственный, может быть, последний кинорежиссер мирового, или, скажем так, голливудского уровня — не у дел…

Читайте самое интересное в разделе "Общество"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *