Марк Рудинштейн: актеры не прощают правды

В гостях у главного редактора "Правды.Ру" Инны Новиковой Марк Рудинштейн — продюсер, основатель кинофестиваля "Кинотавр". Однако работа с творческими людьми далась Марку Григорьевичу нелегко, без скандалов не обошлось. И самый большой скандал разгорелся после того, как продюсер опубликовал мемуары, в которых упомянул нескольких известных актеров.

— Марк Григорьевич, вы в течение многих лет были президентом знаменитого "Кинотавра". Все это время вы были, что называется, на волне: во всех СМИ, на всех мероприятиях самый главный — это Марк Григорьевич. И как-то все это в последнее время сошло на нет. Да еще этот скандал, связанный с публикацией ваших мемуаров. К чему была вся эта правда о закулисье?

— Ну, вот опять про эти мемуары. Сразу скажу, что это сложный вопрос, так как там была нечистоплотность со стороны издателя. Это и моя ошибка тоже. Но ошибкой я считаю только то, что было написано об Олеге Ивановиче Янковском. Под всем остальным я готов подписаться. Перед вдовой Олега Ивановича, перед Оксаной Фандерой я уже извинился и сказал, что когда выйдет книга, этих строчек там не будет.

Кстати, эти мемуары я писал в больнице, когда был тяжело болен, счет моей жизни шел на дни. Тогда ко мне и поступило предложение написать мемуары и рассказать об истории фестиваля "Кинотавр": было бы жалко, если бы это ушло со мной. И фрагменты, которые были напечатаны, это как бы ремарки для того, чтобы показать правдивость и реальность этой истории. Я вообще не понимаю из-за чего разгорелся весь этот скандал: все эти актеры сами все про себя знают.

— Но скандал разгорелся нешуточный, были обиженные…

— Они эту правду знают лучше меня. Они сочли это нонсенсом только потому, что посчитали, что я вынес сор из избы. Но еще раз повторюсь: я раскаиваюсь только в том, что написал об Олеге Ивановиче Янковском. А так я всегда говорил им (актерам — Ред.), что я человек сторонний: я никогда не дружил с ними семьями, не ходил к ним в гости. У меня была лишь одна мечта, задача: сделать в трудные времена что-то хорошее для нашего кино, потому что кино — это единственный вид искусства, который объединяет культуру всей страны.

Почему кинофестивали всегда вызывают такой ажиотаж? Есть же фестивали музыкальные, балетные, литературные… Дело все в том, что на кинофестивалях собирается вся культурная элита страны. Поэтому преступление, которое наше государство совершило в отношении кино в начале 90-х годов, это самое омерзительное преступление, которое можно было совершить по отношению к собственной культуре.

Чтобы показать все это, я и решился на написание мемуаров. А те фрагменты, которые были напечатаны и наделали столько шума, лишь показывают закулисную жизнь фестиваля, которую, к сожалению, журналисты определенного свойства любят больше всего. Поэтому они педалировали это.

— Марк Григорьевич, а чем, по-вашему, наши актеры отличаются от голливудских актеров, от европейских актеров, да и вообще от обычных людей?

Наша общая проблема заключается в том, что мы очень долгое время жили в закрытой стране, и у нас у всех сложилось такое ощущение, что национальное достояние, гениальный человек не может быть плохим человеком. И когда ему вдруг говорят, что гениальный человек, национальное достояние был порой плохим человеком, то народ повергается в шок.

Но я всегда в таких случаях привожу пример с книгой Мариной Влади. Ведь оттого, что Марина Влади рассказала правду о Владимире Высоцком, он не стал хуже — он стал ближе и понятнее. А до этого Владимир Высоцкий был борцом за справедливость, диссидентом. Да никогда в жизни он не был ни диссидентом, ни борцом.

Тот же самый случай и с моими заметками. Ну что, после них Олег Иванович стал менее великим актером? Просто он стал более живым и понятным.

— История, биографии великих — это вообще мифические вещи. Взять, к примеру, Жан Жака Руссо, великого моралиста, который отдал в приют пятерых своих детей. А Николай Некрасов вообще был великим крепостником. Никто не идеален… Но вернемся к нашим актерам. Так чем же они отличаются от зарубежных?

— На наших актерах очень негативно отразились девяностые годы, когда открылись границы и они увидели, как живут их коллеги на Западе, узнали об их гонорарах. И наших актеров от такой правды жизни в буквальном смысле "понесло", началась гонка за деньгами. А когда начинается такая гонка, портятся характеры, вылезает наружу все то плохое, что, может быть, никогда бы и не вылезло. Но красивую сказкуо себе они все же хотели сохранить. Отсюда и такая обида на меня: я рассказал о них правду.

И, кстати, на актерах частично лежит вина за то, что случилось с отечественным кинематографом после развала СССР.

— На ком конкретно?

— Я имею в виду всех: Ярмольники, Абдуловы и все остальные. От них многое зависело.

— Скажите, а что могло зависеть от актеров?

— Очень многое зависело. Например, взаимоотношения в кино. Они первыми увидели, что вытворяли Ермаш, Сизов и Павленок. Они все это видели, но и слова против не сказали, потому что были связаны с ними. Если бы актеры хотя бы тет-а-тет говорили этим людям "что вы творите", то многих вещей удалось бы избежать.

— Марк Григорьевич, давайте поподробнее поговорим о вашем детище — фестивале "Кинотавр". Каковы, по-вашему, главные достижения "Кинотавра"? Вот что есть в "Кинотавре" такого, чего больше нигде нет?

— "Кинотавр" был и остается, к сожалению, единственным фестивалем на постсоветском пространстве, который действительно придуман. Когда появился "Кинотавр", все удивились: "оказывается, и у нас может быть приличный фестиваль, в приличном, красивом месте".

Но главное — это было в 1990 году, когда все рухнуло… Многие тогда подумали, что все это сделал какой-то новый русский с большими деньгами. Я же в ответ говорил: "Ребята, я пришел не на год. И я не новый русский, я старый еврей".

В то время в отечественном кино была полная разруха, но каждый год режиссеры снимали картины именно для "Кинотавра", там же собиралась вся культурная элита страны. Я считаю, что именно на этом фестивале зародилось все то, что сегодня мы видим в театрах, кино, читаем в книгах.

Мне Станислав Сергеевич (Говорухин — Ред.) как-то сказал про "Кинотавр": "Вот какое это название?". А ему говорю в ответ: "Слава, пройдет 10 лет и ты будешь говорить, что едешь не на открытый российский международный — ты будешь говорить, что едешь на "Кинотавр".

— И вы это знали?

— Я был в этом убежден, потому что впрягался в это дело надолго. Но, правда, у меня есть правило: руководить чем-то можно не более 16 лет.

— Почему именно шестнадцать? Я считаю, что это определенный человеческий ресурс, предел, после которого глаз уже замыливается. Я вот был трижды женат, и все по 16 лет. Я вообще стал искать себе замену после 10 лет в "Кинотавре", так как стал понимать, что уже не успеваю за теми процессами, которые происходят в обществе.

— Но у вас тогда не получилось попрощаться с фестивалем.

— Да, потому что пришли бандиты. То есть я думал сначала, что это добропорядочный банк, а потом оказалось, что это бандиты. Мне ценой больших усилий удалось отстоять фестиваль… Однако замена нашлась только через 5 лет в лице Игоря Толстунова и Александра Роднянского.

— Сейчас вы спокойны?

— Да, я пока спокоен. Мне может что-то нравиться, что-то не нравиться… Но главное для меня даже не то, что происходит внутри фестиваля — это уже дело новой команды, у которой может быть свое видение. Я радуюсь тому, что смог выстроить каркас, внутри которого можно делать все что угодно.

Также я рад, что был сохранен "островной" дух фестиваля. Мы ведь создавали настоящий островок, на который люди приезжают, общаются и у них создается полное ощущение того, что большая земля осталась где-то далеко. Тринадцать — четырнадцать дней фестиваля — это отдельная жизнь корабля, ушедшего в дальнее плавание.

На Каннском, Венецианском фестивалях участники, гости разбросаны по всему городу. У нас же все 2 тысячи человек находятся вместе и им не надо ничего искать: рестораны, море — все в шаговой доступности.

Не зря же Катрин Денев как-то сказала: "Каннский фестиваль? Тьфу! Сочинский — вот главный фестиваль". И вот эта система будет работать десятилетиями и вот за это я себя глажу по голове.

Читайте также: 

Валерий Шанцев: "Мне лучше в Н. Новгороде"

Мацкявичюс: "Если диктор уходит из кадра..."

Павел Коган: Пилот над океаном музыки

Шод Муладжанов: В России слишком много денег

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Марк Рудинштейн: кино и деньги

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
Адвокат Учителя назвал действия Поклонской "малозаконными"
СМИ: ОБСЕ признала Крым частью России
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Неуязвимые ракеты Кима
Неуязвимые ракеты Кима
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
У США и России хотят отобрать право вето в ООН
В Киеве начали бить за "Слава Украине!"
Полиция ищет равнодушного москвича, позволившего зарезать женщину
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Дачная экономика: газ на вес золота
СМИ: ОБСЕ признала Крым частью России
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Ученик с ружьем и молотком напал на учителя в подмосковной Ивантеевке
Отмену роуминга компенсируют ростом тарифов на услуги связи
СМИ: осенью лекарства в России могут подорожать