Как принц де Лень на фрегате в Японию ходил

19 октября 1852 года из Кронштадта в кругосветное плавание отправился легендарный фрегат "Паллада". Но фрегат знаменит не только своими хождениями по дальним морям, но и увлекательной книгой, которую написал находившийся на борту корабля известный писатель Иван Александрович Гончаров. Путевые заметки "Фрегат Паллада" до сих пор очень популярны и любимы.

Как свидетельствуют первоисточники того времени, в первых числах октября 1852 года литературный Петербург жил одной свежей новостью, которая всем казалась весьма забавной и смешной: мол, Принц де Лень собрался в кругосветное плавание. А между тем, речь шла не о ком-нибудь, а как раз о знаменитом русском писателе Иване Александровиче Гончарове, литературном секретаре выдающегося адмирала, героя Наваринского сражения Ефима Васильевича Путятина.

Принц де Лень — это было смешное, но дружелюбное прозвище писателя Гончарова. По свидетельствам очевидцев, он и впрямь был достаточно ленивым и неповоротливым. Ведь и главного героя своего, Обломова, с себя родимого, говорят, он и срисовывал. С прозвищем своим он вполне смирился и даже нередко сам над собой подшучивал. Однако в путешествии на "Палладе" никто за ним не встречал ни лени, ни неповоротливости. А считающийся до сих пор одним из образцов динамичных путевых романов "Фрегат "Паллада" читали и читают.

Времена тогда были неспокойные. Над Россией нависла угроза новой большой войны, причем с множеством противников. Дипломаты метались между столицами, военные чистили пушки. Было очевидно, что вскоре придется воевать с Англией, Францией и Турцией. Причем воевать на всех морях, включая и дальневосточные. Предвидя это, царское правительство снарядило экспедицию на мощном военном паруснике к берегам Японии для заключения дипломатических отношений с этой страной, которая могла бы стать нашим союзником против англо-французских колонизаторов на Дальнем Востоке. Такова и была главная цель экспедиции на "Палладе" — дипломатическая миссия, призванная сделать из японцев наших союзников в случае войны.

Фрегат "Паллада" был построен в сентябре 1832 года на Охтинской верфи в Петербурге. "Паллада" проектировалась и строилась по лучшим кораблестроительным образцам того времени. В конструкции корпуса фрегата и его оборудовании учитывались самые последние новшества. Поскольку корабль предназначался для заграничных визитов членов царской фамилии, Николай I издал рескрипт отделывать его "с особенным тщанием". Поэтому средств на постройку не жалели. Набор корпуса и обшивку делали из лиственницы и дуба, а палубы настилали дорогим тиковым деревом. В бортах кубрика (жилая палуба, под батарейной) прорезали круглые отверстия и вставили бронзовые иллюминаторы с толстым стеклом. Это был один из первых случаев применения иллюминаторов на русских судах.

Между прочим, первым командиром фрегата был капитан-лейтенант Павел Степанович Нахимов, имя которого вскоре навсегда войдет в историю русского флота. "Паллада" неоднократно ходила в дальние походы: к берегам Испании и Португалии, на остров Мадейра, доставляла золото в Англию, сопровождала пароход с германским принцем, выходила в крейсерство на Балтийском море. То есть экипаж фрегата был достаточно опытен и, как говорят моряки, "сплаван".

Поэтому выбор именно фрегата "Паллада" для выполнения столь необычной миссии был полностью оправдан. Русскую дипломатическую миссию возглавил вице-адмирал Е. В. Путятин, при котором секретарем как раз и состоял И. А. Гончаровв качестве секретаря. "Паллада", приняв на борт более чем годовой запас сухой провизии и других припасов, укомплектованная опытным экипажем из 426 матросов и офицеров, была готова к трудному плаванию. Командовал фрегатом капитан-лейтенант И. С. Унковский, бывалый моряк, один из учеников адмирала Лазарева. Путятин отказался от намерения идти в Тихий океан вокруг мыса Горн: он опасался встретить штормовую погоду и плавающий лед. Новый курс к берегам Японии капитан фрегата Унковский проложил вокруг мыса Доброй Надежды. Во время стоянки в Англии Путятин приобрел парусно-винтовую шхуну "Восток", чтобы использовать ее как посыльное судно и для гидрографической съемки малоизвестных берегов. Командиром "Востока" был назначен капитан-лейтенант В. А. Римский-Корсаков.

Хотя японские власти и приняли русских любезно, в переговорах они придерживались тактики проволочек, что в канун войны было недопустимо. Как говорится, Восток дело тонкое… Не имея возможности ускорить переговоры, Путятин прервал их и в конце января 1854 года увел свои корабли…В 1854 году началась ожидаемая война России с Англией и Францией. Вражеские корабли находились у русских берегов.

Фрегат "Паллада" находился в Императорской гавани (ныне Советская гавань). Его поставили поперек бухты, с противоположного от моря борта сняли пушки и начали строить береговые батареи. Но силы были слишком неравные, и, чтобы корабль не достался врагу, его было приказано затопить посреди бухты.

Бухта, на дне которой покоится "Паллада", многие годы служила местом паломничества русских моряков. Стало традицией, плавая в дальневосточных водах, посещать эти места и спускать водолазов на борт затопленного фрегата. Впервые это сделал в 1885 году экипаж клипера "Джигит". Многие предметы, поднятые русскими моряками в разные годы, как драгоценные реликвии хранятся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге и в музее Тихоокеанского флота во Владивостоке. Ныне на берегу бухты Постовой, против места, где на 20-метровой глубине лежит остов "Паллады", установлен памятник. В его постамент вмурован застекленный футляр с куском поднятого со дна корабельного бимса — немого свидетеля славной судьбы русского фрегата.

Память "Паллады" не погибла — она живет в замечательной книге Гончарова и в действиях русских моряков, которые служат на паруснике, носящем то же имя! 2 ноября 2007 года в кругосветное плавание отправился парусный фрегат "Паллада", построенный в 1989 году для обучения морских курсантов. Плавание длилось девять месяцев. Кругосветный поход новой "Паллады" был посвящен 190-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, а также 50-летию начала советских исследований в Антарктиде. Парусник, на борту которого находились курсанты морских учебных заведений России, вышел из Владивостока и прошел по маршруту западная часть Тихого океана — Австралия — Панамский канал — Атлантический океан — Средиземное море — Суэцкий канал — Индийский океан — Владивосток.

За время путешествия судно прошло более 34 тысяч морских миль (более 63 тысяч километров) и посетило 19 стран. Кстати, современный парусник "Паллада" занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое быстроходное парусное судно в мире, развивающее скорость более 18 узлов.

Фото: REX

Читайте также:

Бомбора: 10 книг для тех, кого тянет в свободное плавание

Мельница мифов: О чем умолчал Радищев?

Путешественник Абу Абдулла Мухаммед Ибн Батута

Флагман шведского флота "Васа" — единственное…

Первый русский исследователь Африки

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить