Николай Путилов, первый русский управленец

Изучать историю всегда полезно: в ней есть масса фрагментов, анализ которых пригодится и в современных реалиях. В частности, жизнь и работа основателя знаменитого Путиловского завода Николая Ивановича Путилова, которого можно назвать первым русским профессиональным управленцем, или, как принято сегодня, менеджером. А ведь нашим современникам известно о Путилове не так много.

Николай Путилов, первый русский управленец. 282893.jpeg

Замечательный петербургский краевед, писатель, журналист, кандидат исторических наук Лев Лурье так пишет о Путилове: "Все русские революции начинались на одном и том же питерском заводе, Путиловском, ныне Кировском. Основал этот крупнейший в Петербурге завод Николай Иванович Путилов, любимец великих князей, министров, адмиралов. Человек, спасший Петербург от британского десанта, создатель новой российской металлургии. Инженер, наладивший производство артиллерии для русских броненосцев и рельсов для российских железных дорог. Основатель петербургского порта. Международно признанный изобретатель. Гениальный менеджер, решавший задачи, кажущиеся неразрешимыми принципиально. Но только смерть спасла его в конце концов от долговой тюрьмы…"

Николай Иванович Путилов ушел из жизни 18 апреля 1880 года, оставив после себя богатейшее наследие управленческого, предпринимательского и инженерного опыта. Его отпели в Никольском морском соборе в Санкт-Петербурге, как отпевали всех морских офицеров в тогдашней столице России. На завещании Путилова, в котором он просил похоронить его не на кладбище, а на дамбе Морского порта, император Александр II наложил резолюцию: "Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы" (напомним, Петропавловский собор в Санкт-Петербурге — усыпальница императоров России). Гроб с телом Путилова рабочие его завода пронесли весь путь на руках — это более 20 километров.

В 1907 году прах Путилова и его супруги Екатерины Ивановны был торжественно перезахоронен в новой заводской церкви под алтарём. В советское время в церкви власти разместили Кировский райпромкомбинат (современный адрес — проспект Стачек, дом 48). Снесли алтарь и вдруг обнаружили памятную плиту и два гроба под ней. Плиту переплавили, гробы сожгли в местной котельной. Никто тогда и не вспомнил, что это останки Путилова и его верной супруги…

Читайте также: Близкая Камчатка Степана Крашенинникова

В Санкт-Петербурге Набережная Морского канала (отметившего в 2010 году свой 125-летний юбилей) на Канонерском острове, теперь названа Путиловской — в память о человеке, которому петербургский Морской канал обязан своим существованием. 15 мая 1885 года 32-километровый канал был открыт для прохода судов, заработал новый Морской торговый порт Санкт-Петербурга — последнее, уже посмертное детище Николая Ивановича…

А родился будущий основатель Путиловского завода в 1820 году в семье обедневших мелкопоместных дворян на Новгородчине, в тогдашнем Боровичском уезде, в деревне Ерюхино. Отец его, человек образованный, строгий, но справедливый, был ветераном Отечественной войны 1812 года и старался воспитывать маленького сына в патриотических традициях. Николай Путилов рано осиротел и десятилетним был принят в морскую роту Александровского кадетского корпуса, а оттуда, как лучший ученик, попал в Морской корпус, ныне знаменитое Военно-морское училище имени Фрунзе.

Николай Путилов, первый русский управленец. 282894.jpeg

В 1840 году Николай Путилов окончил Морской кадетский корпус и офицерские классы и был оставлен там за успехи в науках на должности преподавателя математики. Как свидетельствуют исторические хроники, он занимался научной работой, имел многочисленные печатные труды. По состоянию здоровья Путилов позже перевелся в Крым в Корпус инженеров военных поселений, где прослужил пять лет, отвечая за строительство различных объектов.

В 1854 году, во время Крымской войны, Путилов был рекомендован "самому" великому князю Константину Николаевичу в качестве талантливого организатора. Согласно легенде, великий князь вызвал Путилова и сказал ему: "Можешь ли ты сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет — вот тебе мои личные двести тысяч".

Надо пояснить подоплеку этой просьбы: В Крымскую войну Черноморский флот пришлось затопить у входа в Севастопольскую бухту, закрыть таким образом вход в нее для кораблей противника. Балтийский флот неприятель загнал в Маркизову лужу. Перед фортами Кронштадта, в нескольких верстах от столицы, крейсировали корабли британского флота. Петербургу угрожала опасность быть взятым с моря. Требовалось срочно организовать оборону от превосходящих сил противника.

В условиях англо-французской блокады Николай Путилов, используя метод, который сегодня назвали бы сетевым планированием, организовал в механических мастерских Санкт-Петербурга производство паровых машин, котлов и материалов для винтовых канонерских лодок, корветов и клиперов.

При этом он, после соответствующего переобучения, широко привлекал потерявших работу из-за войны мастеровых-прядильщиков (англичане не пускали транспорта с пряжей в Санкт-Петербург), из числа которых впоследствии отбирались механики на построенные военные корабли. Первые оборудованные паровыми машинами Путилова, 32 винтовые канонерские лодки, предназначенные для плавания в мелководном Финском заливе, вошли в строй уже в мае 1855 года. В течение следующих восьми месяцев было построено ещё 35 канонерских лодок, а также 14 корветов и клиперов.

Лев Лурье пишет в своей статье: "Поручение Константина Николаевича стало его звездным часом. Паровые двигатели в Россию ввозили из-за границы, война закрыла возможности импорта. Полагаться следовало на собственные силы… Военное судостроение с Петровского времени мало изменилось — на казенных верфях корабли по-прежнему строили крепостные под присмотром чиновников. Огромный бюрократический аппарат и работавшие из-под палки мастеровые воспринимали каждый новый заказ как постылую рутину.

Читайте также: Америка России подарила пароход...

Частные машиностроительные предприятия были маленькими и маломощными. Но они готовы были делать что угодно, брали на себя риск и ответственность. Николай Путилов распределил заказ между двадцатью частными петербургскими заводами. Ему удалось тайно проникнуть в мастерскую, которая ремонтировала придворные экипажи — спрашивать разрешения у Министерства императорского двора было просто некогда, ответ мог прийти к моменту окончания войны. Петербургские ткачи сидели в это время без работы: хлопок шел в Петербург из-за границы, порты блокировал неприятель. За три месяца Путилов превратил ткачей в токарей и слесарей, а затем и в механиков на канонерках. Николай Иванович ни перед кем не отчитывался, платя за работу "живыми" деньгами, зачастую своими".

За эти заслуги в создании винтового парового флота Путилов был повышен в звании (был произведён в надворные советники с назначением старшим чиновником особых поручений кораблестроительного департамента), награждён орденом святого Станислава II степени.

Отдельным фактом в послужном списке Путилова шло упоминание о том, что в процессе исполнения этого заказа не было перерасхода средств, наоборот, экономия составила около четырех процентов. От сообщества предпринимателей ему был преподнесён серебряный венок с 81 дубовым листком, на каждом листке быловыгравировано имя построенного Путиловым корабля и имя подрядчика.

На кредит Морского министерства, которое стало безраздельно доверять прославившемуся инженеру, Николай Путилов перестроил несколько заводов в Финляндии и дал качественную котельную сталь взамен английской. Первым в России он начал переплавку металлического лома в промышленном масштабе.

16 мая 1863 года совместно с полковником Корпуса горных инженеров Павлом Обуховым и купцом Первой гильдии Кудрявцевым Путилов организовал металлургический завод (после смерти Обухова названный Обуховским). Позднее Путилов основал свой собственный завод, впоследствии названный Путиловским. На этом заводе он организовал оружейное производство и выплавку стали, в том числе на экспорт, покончив с зависимостью в этом вопросе от Англии: заказы стальных орудий за рубежом снизились с 88,5 процента до 17,7. Сейчас такое стремительное развитие назвали бы просто нереальным. Но так было…

Николай Путилов, первый русский управленец. 282895.jpeg

Читайте также: Дворянин, открывший Антарктиду

В 1874 году был осуществлён последний крупный проект Николая Ивановича Путилова — Морской порт Петербурга и Морской канал (из Кронштадта в Петербург). Как свидетельствуют исторические первоисточники, из-за интриг финансирование из казны было прекращено, и Путилов вёл строительство на свои деньги. Этот проект, увы, вконец истощил его бизнес, и он был разорен. Будучи практически полным банкротом, 18 апреля 1880 года Путилов умер…

Вот что рассказал "Правде.Ру" моряк, инженер и историк, исследователь истории Архангельско-Мурманского срочного пароходства Олег Маслов (сын известнейшего северного писателя, полярника Виталия Маслова):

"Пожалуй, имя Николая Путилова достойно быть занесенным на золотые скрижали российской промышленности и инженерной науки. На его опыте просто обязаны учиться современные организаторы производства. Многие его организационные и инженерные разработки работают на Отечество до сих пор и принесли немало пользы стране уже после его ухода из жизни. Всю свою жизнь Николай Иванович ломал привычные стереотипы, на пустом месте строил новые заводы, создавал новые технологии, сколачивал коллективы людей-единомышленников. Приведу лишь один пример.

Авторитет Путилова как великолепного организатора и блестящего инженера рос год от года исключительно из-за реальных дел, а не из-за поддержки чиновников. И было отчего авторитету расти — он совершал настоящие производственные подвиги, иначе не назовешь! Так, жестокая зима 1867-1868 годов привела к тому, что железнодорожное сообщение в России было практически парализовано, так как импортные рельсы полопались от мороза. Путилов решил проблему комбинированного рельса не только по прочностным и эксплуатационным характеристикам, но и по ценовым.

Цена "путиловского" рельса была на 30 процентов меньше цены английского или немецкого! Путилов принял заказ на строительство завода по производству рельсов и само производство в начале января 1868 года, а уже 20 января того же года завод начал прокатку рельсов в три смены. Блистательная промышленная победа!

Была отработана так называемая "путиловская схема запуска производства", которой, между прочим, позже пользовались в годы Великой Отечественной войны при переброске заводов из центральной части СССР за Урал. Без схем сетевого планирования и логистики, впервые примененных на практике именно Николаем Путиловым, и сейчас не обходится ни одно серьезное производство!"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество" 

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Потерпевшей потребовалась госпитализация, а злоумышленников полиция задержала полиция по горячим следам: они оказались безработными выходцами с Ближнего Востока

Четверо беженцев изнасиловали пожилую немку

В самое ближайшее время для развития успеха в Дейр эз-Зоре, сирийской армии остро необходимо в ближайшее время переправиться на левый берег Ефрата. В этом им помогает авиация ВКС России.

Уникальные видеокадры уничтожения "флота" ИГИЛ* на Евфрате
Комментарии
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Тома Круза хотят пожизненно посадить за смерть двух пилотов
Чернобыльскую АЭС переполнили радиоактивные материалы
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Ни одна страна, кроме России, не защитит Армению от выпадов извне — Андрей КЛИМОВ
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
Низкий IQ и никакой совести: Хиллари Клинтон и ее черные рабы
Ни одна страна, кроме России, не защитит Армению от выпадов извне — Андрей КЛИМОВ
Узбекистан возмущен строительством дельфинария в столице