Русская гармонь: Вымирающая музыка?

Глобализация в первую очередь отражается на культуре. Кажется, что все искусство стало интернациональным и унифицированным. Останется ли в нем место для традиционных музыкальных инструментов? Об одном из них — русской гармони — в прямом эфире Pravda.Ru рассказал гармонист-виртуоз, лауреат огромного количества конкурсов Святослав Шершуков.

— В этом году исполняется 185 лет русской гармони, гармошке. Святослав, вы, помимо всего прочего, коллекционер гармошек. Мне например, маленькую сложно гармонью назвать. Или это тоже гармонь?

— Это все — семейство гармоник, в том числе, баян, аккордеон и всевозможные миниатюрные экспонаты.

— А что такое гармонь вообще? Ведь есть русские гармони, баяны, аккордеоны, есть банденеоны в Южной Америке.

— Прежде всего, все семейство называется гармоники. Нет определенного разделения, что что-то — гармонь, а что-то — гармоника. Конечно, это пошло из народа — гармонь, русская гармонь. Основным русским представителем гармоники, конечно же, являлась гармонь-хромка.

— Хромка — это хроматический звукоряд? На ней можно играть что угодно?

— Не совсем так. Там, конечно, присутствуют хроматические звуки, и на данный момент их стало больше. А вначале их присутствовало на инструменте порядка трех. То есть было не особо комфортно что-то играть, но какие-то традиционные наигрыши исполнять позволяло. Сам принцип извлечения — небольшой металлический язычок, который в процессе колебания воздуха издает звук. То есть, в принципе, это меховая камера, и мех наполняется звуком.

Гармонь-черепашку я в начале своей карьеры использовал при цирковых номерах, трюках. Такое название пошло не от животного, а от города Череповец. Начинался номер с более крупной, и потом из кармана доставалась маленькая.

— Для цирка?

— Да. Потом это вышло на более профессиональный уровень, и как исполнитель я все реже доставал этот экспонат.

— Само слово гармонь предполагает гармонию. На ней можно только мелодию сыграть, аккорды уже никак не сыграешь?

— Почему же? Тоже можно, но это будет полный примитив. Получается, здесь можно сыграть либо тонику, допустим: до, ми, соль, либо доминанту, то есть вводную в тонику. Такой принцип и у моих экспонатов. Естественно, у них больше диапазон, и нотки другие, и звучит по-другому.

— И вам нужно к каждому приспосабливаться в отдельности, то есть, они все разные?

— Они да, естественно, разные. Не только из-за размеров, которые чем меньше — тем неудобнее играть, потому что пальцы не совсем помещаются. Прежде всего, ноты разные, и, конечно же, звукоизвлечение очень отличается.

- А на больших саратовских с колокольчиками все по-другому? Это гораздо более мощный по возможностям инструмент?

— Саратовская гармонь — замечательный инструмент. Своеобразный телефонный аппарат, у дисковых телефонов были похожие звонки. Данный инструмент достаточно уникален, я считаю. Его придумал саратовский мастер Артемьев. Он самоучка, но считается одним из лучших мастеров в данной сфере, хотя инструментов он не так много сделал. У меня имеется не фабричный инструмент, а кустарный, сделанный на дому под заказ.

— Получается, чтобы стать гармонистом-универсалом, нужно освоить сотню разных инструментов?

— В идеале, конечно же, да. Но так как именно профессиональное творчество гармониста стоит у самых корней, у самого начала, то можно сказать, что на данный момент идет освоение одного инструмента — гармони-хромки. Под нее пишутся определенные произведения, перекладываются даже классические композиции, и естественно, гармонь совершенствуется.

— Какие взаимоотношения между гармонью и баяном?

— Можно сказать, что гармонь является прародителем баяна.

— А гармони, после того как появился баян, место осталось?

— Практически нет. Она отошла на второй план, потому что баян более совершенен и более удобен в использовании, там полная хроматика. То есть он позволяет исполнить практически весь спектр музыкальных произведений. Баян тоже идет в ногу со временем: появляются регистры и всевозможные многоголосные тембры, которые достаточно интересны при исполнении и при прослушивании.

— Получается, что за гармонью остается функция изначальности. Она теперь представляет больше исторический интерес?

— К сожалению, да. Гармонь мы забыли, хотя она всегда славилась, и ни один праздник в городе и деревне без гармони не обходился. К счастью, в нашей профессиональной образовательной сфере появилась возможность обучать на гармони, то есть она опять набирает популярность.

— Вы сначала учились профессионально играть на баяне, а потом стали осваивать гармонь?

— Да, ввиду того, что на гармони не учат, в том числе, в музыкальных школах и колледжах. Я закончил музыкальную школу в Клину, позже перебрался в Москву. В училище имени Гнесиных гармони тоже не было, поэтому я закончил по баяну. А вот уже высшее заведение — Московский университет культуры и искусства я окончил по двум специальностям: как баянист и как гармонист.

— Гармонь стала полем исследования для искусствоведов? Есть исследования, диссертации?

— Есть, здесь как раз богатейшее поле для исследований. В Москве и других городах есть музеи гармоники, где представлено полное многообразие инструментов, а их, как оказалось, множество. И все они отличаются не только по диапазону и по внешним параметрам, но и по краске звучания, по характеристикам и техническому оснащению.

Гармоники многообразны. Саратовки, ливенки, русянки, итальянки и рояльные — чего только нет. Маленькую ливенку я использую в таких произведениях, как попурри. То есть я начинаю с большого инструмента, в частности, с саратовки, потом у меня есть замечательная ливенка, потом небольшая черепашка, и заканчиваю, естественно, саратовкой. Я работаю в Академическом хоре русской песни, там есть замечательны коллектив Ансамбль русских народных инструментов "Фенист-балалайка". Ему порядка 25 лет. У меня есть возможность солировать, играть соло с оркестром.

Посмотреть на такое многообразие инструментов достаточно интересно и самим исполнителям, в том числе балалаечникам, домристам, многим другим. И, естественно, слушателям это тоже очень интересно.

— Все же это — уже экзотика…

— Это верно, но я исполняю как народные, так и эстрадные композиции, в том числе и классические номера.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовал

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


"У русской гармони есть будущее"

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Потомок Александра II: Путин — сильный и харизматичный лидер
Правнучка "той самой" Матильды готовится потрясти Россию
Потомок Александра II: Путин — сильный и харизматичный лидер
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Власти поставили точку в налоговых разногласиях реновации
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Скромные депутаты - нескромные "решалы"?
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
Предвестник трагедии: за что любили и убили Петра Столыпина
Предвестник трагедии: за что любили и убили Петра Столыпина
Скромные депутаты - нескромные "решалы"?
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе