Покупка Россией французских вертолетоносцев "Мистраль"

"Мистралем" впору заниматься психиатрам

Странные дела творятся вокруг покупки Россией французских вертолетоносцев типа "Мистраль": в последние дни публикуются самые полярные сообщения на эту тему. Задело… Похоже, тема из раздела "оборонки" и экономики переходит в отрасль психологии: кто кого больше напугает. Купят или не купят? Похоже, больше всех эта тема выгодна французам.

Во всяком случае, именно Францию клянут пользователи военно-морских интернет-форумов за желание России обзавестись боевым кораблем со специфическими боевыми свойствами. Пожалуй, на специализированных форумах не было в последние месяцы и даже годы темы, более обсуждаемой, чем "Мистраль". Ну, пожалуй, вплотную к ней приближается тема про перенос Главного штаба ВМФ России в Санкт-Петербург, но сегодня мы не об этом.

Почему ругают Францию? Да это можно на любом флотском форуме почитать. Но вот почему на порядок больше ругают российское Министерство обороны? Тут мнения разделяются. Большинство считает: что-то тут не так. Фигурирует обозначение: "ООО "Мистраль". "ООО" — не общество с ограниченной ответственностью. Это "Отгрыз, Отпил, Откат". Не обижайтесь, руководители кораблестроительной отрасли, лучше сами об этом почитайте, если умеете тыкать кнопки на "компе".

В самом начале переговорной эпопеи по "Мистралю" один из основных российских флотских ресурсов, ЦВМП, провел в сети опрос на тему: "Если Россия купит "Мистраль", то этот корабль…". Варианты ответов были такими: "Сгниет у причала" — такое мнение оказалось у 62,16 процента проголосовавших. "Пригодится в Сомали — 28,5 процента. "Разделит участь "Новороссийска" (то есть погибнет) 9,34 процента. Очень показательно…

Читайте также: "Оборонку" ждет модернизация

Социологи сочли бы это нормальным соцопросом, поскольку голосующих было очень много, а второй раз с одного IP-адреса проголосовать было нельзя. То есть репрезентативность налицо (ресурс целевой, только для заинтересованных), число опрошенных соответствует социологическим нормативам. И вот что кажется: если бы голосование по "Мистралю" открыли бы в рунете нынче — то против покупки вертолетоносца выступило бы 90, а то и 99 процентов сетевого народа. Отнесем один процент на счет случайной ошибки.

Почему именно по поводу "Мистралей" такие страсти? Объяснение такое: "за державу обидно". Большинство пользователей именно (подчеркиваю!) военно-морских форумов — поверьте, или ветераны флота, или действующие офицеры, или их жены-дети-внучки-жучки. Это я не к тому, что комментарии на них непрофессиональны или вздорны. Как раз наоборот, очень профессиональны и взвешены. Но дело в том, что они отражают в первую очередь мнения чисто военной ветви российской "оборонки"!

Заводчане общаются на других ресурсах. Дабы не заподозрили в рекламе, опустим их доменные имена. Но их, поверьте, достаточно. Так вот, корабелы, то есть те, кто строит российский военный флот, чаще всего считают, что если уж захотелось России поиметь корабль типа "Мистраль", то его легче купить где-то за границей, чем строить самим. Опросов на эту тему автор этих строк (кстати, бывший офицер ВМФ, командир дивизиона атомной подлодки) не обнаружил. Но, судя по тону "комментов" на судостроительных форумах, это так и есть. Многие корабелы честно пишут: да, построить корабль типа "Мистраль" в России куда дороже, чем купить! Последний корабль такого класса строили лишь во времена СССР, да и то на территории нынешней Украины, на верфях в Николаеве. Где те корабелы, где те верфи? Да канули после развала СССР…

Некоторые цифры. Универсальный вертолетоносец "Мистраль" водоизмещением 21 тысяча тонн и максимальной длиной корпуса 210 метров способен развивать скорость более 18 узлов. Дальность плавания — до 20 тысяч миль. Численность команды — 160 человек, дополнительно вертолетоносец может принять на борт 450 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов, из которых шесть могут одновременно размещаться на взлетной палубе. Что-то подобное действительно строилось только в СССР, в Советской Украине. Например, вертолетоносцы типа "Москва". Одни корабелы, имевшие опыт строительства таких кораблей, уже на пенсии или, простите, на кладбище, а другие — давно далече. А ведь как там вождь всех народов говаривал? "Кадры решают все!"

Ну, это все было только предисловие. А вот суть. Буквально накануне в однойиз центральных газет (давайте называть не будем, из чисто прагматических соображений) проскочило сообщение (цитирую дословно): "Переговорный процесс по заключению договора на покупку вертолетоносцев типа Mistral находится в тупике из-за невыгодной для российской стороны комплектации кораблей и еще ряда просчетов, допущенных российской стороной в начале переговоров. Об этом сообщил чиновник из администрации президента и офицер Министерства обороны.

Еще в начале переговоров была зафиксирована невыгодная для России комплектация кораблей, которая не предусматривает поставки вместе с ними систем связи и управления. Кроме того, согласно предварительной договоренности в контракт не включается строительство второй пары кораблей на российских верфях, а также подготовка экипажей и передача технологий судостроения. Единственным выходом из создавшейся ситуации, как считают "Ведомости", может стать политическое решение проблемы на высшем уровне в ходе визита президента России Дмитрия Медведева во Францию в мае этого года на саммит G20, во время которого может состояться встреча президентов двух стран, посвященная данной проблеме".

 

И в тот же день, почти синхронно, в другом центральном издании появилось такое сообщение: "Россия на переговорах с Францией по закупке вертолетоносцев типа "Мистраль" достигла полной договоренности о том, что корабли будут построены для российской стороны со всеми системами и устройствами. Об этом сообщил в среду высокопоставленный представитель Минобороны России. Никаких разногласий по контракту нет".

Пока на форумах не отслеживается реакция ни военных моряков, ни корабелов. Но ясно, что в центральной прессе идет какая-то непонятная многим информационная борьба — даже не за или против "Мистралей", а где-то вокруг них!

Что-то подобное наблюдалось в рунете пару недель назад, когда в первом из вышеупомянутых центральных изданий появилась информация об отставке Николая Калистратова, генерального директора ведущей российской военной верфи "Севмаш", где строятся атомные подводные лодки. Напомним, верфь находится в Северодвинске Архангельской области. Издание вещало, что Калистратова снимают за срыв госзаказа в 2010 году.

Помнится, тогда мэр Северодвинска Михаил Гмырин на вопрос корреспондента "Правды.Ру" ответил примерно так: да пусть пишут, что хотят, никто, кроме Калистратова, завод не потянет. Так оно и оказалось. То есть центральная газета выпустила в свет некую "утку". Кому она нужна была, остается только гадать… Сейчас в Северодвинске только удивляются, как смогли поверить в эту "утку" — для этого города любая информация о начальстве "Севмаша" жизненно важна, тут работает чуть ли не треть работоспособного населения. Недаром Северодвинску присвоили звание "моногород".

Ну и напоследок. Предупреждаю: не "утка". После девяти лет реконструкции первый авианосец военного флота Китая вскоре может совершить первый выход в море. Срок обозначен — июнь нынешнего года. Авианосец советской постройки "Варяг" был приобретен в 1992 году Китаем у молодой России по цене около 20 миллионов долларов США. Его ремонт и модернизация близятся к завершению, корпус корабля должен быть окрашен в стандартные цвета военно-морского флота Китая, сообщил веб-сайт, связанный с ежедневной газетой Национальной оборонительной армии Поднебесной.

Ожидается, что авианосец будет переименован в честь легендарного адмирала Ши Ланга времен династии Цин. Корабль рассматривается как один из больших успехов правления нынешнего вождя КНР Ху Цзиньтао, который оставит свой пост в следующем году. Работы проводились с 2002 года в порту Далянь. Корпус корабля был построен в 1988 году в бывшем Советском Союзе. Вся начинка — электроника, радары, антенны, энергетическая установка и другие бортовые системы — покупные, западные. Об этом сообщило британское издание Jane's Defence Weekly.

Может, и нам не ерепениться? Корпуса мы строить можем, спору нет. Ну, а у французов купить только начинку вертолетоносца. Тогда и обидно не будет. Ну, тут уже вопрос чисто к психологам и социологам — выдержит ли могучая русская душа наличие иностранных сил в родном флоте?

А, может быть?… Простите, вопрос этот следует адресовать и вовсе психиатрам…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе