5 ноября 1933 года пароход "Челюскин" был затерт льдами на Северном морском пути

"Челюскин": Ледовый дрейф, породивший героев

Восемьдесят один год назад, 5 ноября 1933 года, пароход "Челюскин", уже заканчивая свой переход по Северному морскому пути, был затерт льдами в Беринговом проливе у острова Диомид и отброшен на север в Чукотское море. Начался его беспримерный ледовый дрейф. Итогом этой эпопеи стало спасение челюскинцев и… учреждение звания Героя Советского Союза. Первыми советскими официальными героями как раз и стали полярные летчики, которые впервые в мире спасли на самолетах в таких высоких широтах терпящих бедствие членов экспедиции на "Челюскине".

Первыми, кто был удостоен звания Героя Советского Союза, стали 20 апреля 1934 года полярные летчики Анатолий Ляпидевский (медаль "Золотая Звезда" № 1), Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин. Их наградили именно за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода, который вышел в тот рейс с целью пройти из Мурманска во Владивосток по Северному морскому пути за одну навигацию.

16 июля 1933 года "Челюскин" под командованием знаменитого уже тогда полярного капитана Владимира Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР Отто Шмидта отплыл из Ленинграда в Мурманск. 2 августа, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Севморпути. Планировалось, что на трудных участках пути "Челюскину" будут помогать ледоколы. Но все оказалось очень непросто…

Наверное, про "Челюскин" написано достаточно много и подробно, остановимся на самой эпопее только коротко, чтобы освежить в памяти те события и добавить все-таки кое-что малоизвестное. Военно-морской историк Олег Химаныч в своих работах отмечал, что неприспособленность "Челюскина" к ледовому плаванию была очевидна профессионалам, когда судно еще стояло в датских доках. Сомнения возникали даже у чиновников высокого уровня — зампреда СНК Валериана Куйбышева, замнаркома по морским делам Сергея Каменева, первого секретаря Ленинградского обкома Сергея Кирова.

И опытный мореход Воронин, осмотрев судно, сразу сказал Шмидту: "Не годится он для ледового плавания. Первая крепкая льдина долбанет — и ему конец!" "Не отменять же экспедицию", — якобы возразил ему Шмидт. "Именно так, — ответил Воронин. — Если, конечно, нет другого парохода…" Другого парохода не было! Зато было стремление покорить Арктику, и, безусловно, присутствовало традиционный русский авось, пишет Олег Химаныч…

Уже на первом отрезке пути — из Ленинграда до Копенгагена — обнаружились неполадки в машине. Во время короткой стоянки в Дании их наспех устраняли. 10 августа 1933 года "Челюскин" вышел из Мурманска, вышел сильно перегруженный углем, который надлежало передать на ледокол "Красин". Теперь судну, осевшему значительно ниже ватерлинии, встреча со льдом грозила еще большими неприятностями. Но тогда об этом почему-то не подумали. А быть может, и подумали, но все же решили рискнуть.

Первые льдины встретились пароходу в Карском море уже при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола "Челюскин" преодолел сплошные льды и продолжил движение. 1 сентября он достиг одноименной географической точки, то есть мыса Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами "Челюскин" вошел в Берингов пролив. Но когда до чистой воды оставались считанные мили, судно было увлечено назад в северо-западном направлении.

Затертый паковыми льдами в Чукотском море, "Челюскин" дрейфовал вместе с экипажем до 13 февраля 1934 года, когда его раздавили льды. Пароход затонул всего за два часа. Экипаж, готовый к подобному развитию событий, заранее приготовил все для выгрузки на льды. Последними с "Челюскина" сошли Отто Юльевич Шмидт, Владимир Иванович Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Из спасенных с судна кирпичей и досок участники экспедиции соорудили бараки. 5 марта летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 первым пробился к лагерю и снял с льдины десять женщин и двоих детей. Потом долетели до ледового лагеря и другие летчики…

По какой-то причуде Фортуны руководитель экспедиции на "Челюскине" академик Шмидт стал Героем Советского Союза совсем не за эту героическую эпопею. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года его наградили высочайшим советским званием за руководство организацией дрейфующей станции "Северный полюс-1". Его геройская медаль "Золотая Звезда" была уже под номером 35. Тогда летчики считались более героическими, чем полярники…

Да, про пароход "Челюскин" и эпопею его экспедиции написано много. Но почему-то в советские времена крайне редко объяснялось, чье же имя носит героическое судно. А ведь тут целая история, тоже полярная, тоже героическая, но только произошедшая двумя веками ранее!

В 1732 году был подписан указ о снаряжении Великой Северной экспедиции. В конце июня 1735 года отряд ушел в неведомое плавание за Полярный круг. В 1738-м в Адмиралтействе "слушали доклад по полученному из Камчацкой экспедиции от штурмана Челюскина рапорту". Вопреки распространившемуся мнению о тщетности продолжения плаваний в полярных широтах, Челюскин был уверен: "Начатое свершиться должно"… 13 июля 1740 года вышли в очередной поход.

В апреле 1742-го на четырех нартах Челюскин, трое верных солдат Фофанов, Сотников и Горохов да несколько друзей-эвенков вышли на север. За десять дней еле добрались до зимовья Конечного. Дальше простиралась ледяная пустыня. Челюскин из собак покрепче собрал три упряжки. Сотникова решил отправить в зимовье. Не решились идти вперед эвенки. Челюскин и его помощники взялись за работу. Часто останавливались. Выбрав подходящее место, вырубали яму во льду, ставили бревно-репер.

Брали пеленги, измеряли расстояния мерительными цепями. Стояли суровые морозы — до минус пятидесяти. Не всегда могли раздобыть дрова. Обходились без кипятка. Заветное бревно, самое последнее, берегли. Следом шли голодные волки. Вскоре выехали на большой мыс, далеко вдавшийся в море. Пурга немного утихла. И Челюскин увидел, что дальше к западу берег все больше заворачивает к югу! Прошло семь лет с того дня, как отплыли они на разукрашенном вымпелами дубель-шлюпе из Якутска. Дошел он один. Солдаты вырубили в промерзшей земле неглубокую яму и поставили маяк "потомкам для известия" — как раз то самое "драгоценное" бревно.

В общем, 20 мая 1742 года штурман Великой Северной экспедиции Семен Челюскин вместе с двумя оставшимися солдатами впервые достиг самой северной точки материка Евразия. К 100-летию экспедиции мыс был переименован в его честь из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскин. Имени русского полярного первопроходца, сына служилого человека, выбившегося из простых крестьян в эпоху Смуты, все-таки воздали должное.

Десять лет назад Pravda.Ru уже писала, что к 70-летию памяти "Челюскина" (правда не русского штурмана XVIII века, а парохода века XX), в 2004 году, была организована подводная археологическая экспедиция "Челюскин-70". В сентябре 2006 года ее участники сообщили, что нашли затонувший пароход-герой, а в феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решетка, поднятые со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного "Челюскина".

Кстати, многие воспринимают "Челюскин" как самый большой в мире памятник путешественнику и ученому Отто Юльевичу Шмидту. Так оно, собственно, и есть…

Читайте также:

Как погибал советский "Титаник"

Полярная драма, ставшая триумфом…

Ледокол "Челюскин" найден

"Челюскин" снова ищут

Отто Юльевич Шмидт: герой номер 35

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе