христианские религиозные верования тесно сплелись с языческими обычаями

Покудахчем в год Дракона?!

Празднование Навечерия Рождества Христова установилось в первые века новой эры. Канун Рождества Христова называется Рождественским сочельником, а также Первой колядой или Первой кутьей. На Русском Севере его традиционно называют Кутейником. За прошедшие столетия христианские религиозные верования тесно сплелись с языческими обычаями. На те и на другие неизгладимый отпечаток наложили местные традиции.

По православной традиции Навечерие Рождества Христова ознаменовывалось благотворительными делами. И бедные, и богатые люди, и даже Государи посещали тюрьмы и богадельни, раздавали милостыню, помогали сиротам и бедным вдовам, угощали странников и нищих. В то же время воры старались удачно стащить какую-либо вещь в ночь под Рождество. Окаянные нехристи в простоте душевной считали, что после такой проделки успех воровства будет обеспечен на целый год. На особенно рискованные предприятия шли в Тамбовской губернии, хотя выражение "тамбовский волк тебе товарищ" появилось в связи с другими приснопамятными событиями Гражданской войны.

Читайте также: Рождество по-западному... и не только

Простые мужики и бабы на Рождество выпускали в поле скотину, чтобы они согревали своим дыханием лежащего в яслях Младенца Христа. Близ ворот, ведущих во двор, сжигали большое количество соломы. Обряд получил название "греть Христа". В Псковской области, видимо, до них тамбовские все же не доходили, на Святую ночь открывали все двери, чтобы Спаситель благословил их хозяйство. Если в хозяйстве похозяйничали воры, озадаченные мужики чесали репы, приговаривая: "Бог дал, Бог взял".

В Рождественский сочельник занимались природоведением, наблюдая за состоянием снежного покрова, количеством инея и наблюдая за звездами отнюдь не по телевизору. Кстати, если в эту ночь небо звездисто — к урожаю гороха. "Снег на земле, что навоз для урожая", — говорили одни. "Большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля — к хлебородию", — вторили другие.

Несколько слов о православных монахах. Рождественский пост был первым постом нового года, он начинался в день памяти апостола Филиппа, поэтому его называли Филлиповым постом. Он завершался праздником Рождества Христова. В Рождественский сочельник, трапезу монахи устраивали один раз — в три часа ночи (около 20-21 часа по-нашему). Подавали по четверти хлеба на брата, щи борщевые с конопляным маслом, кутью с квасом из сыта (кутья иначе называлась сочивом — отсюда и слово "сочельник"), по ставцу сока топленого, пироги с горохом и ячневый квас.

Если навечерие случалось в субботу или воскресенье, то сразу после литургии разрешалась небольшая трапеза. Монахам предлагалось по осьминке хлеба и братинке ячневого кваса. На Святках каждый день обедали и ужинали. Подавали рыбу, молочную кашу и калачи.

Читайте также: Рождествоглазами любимых героев

Повсюду: и в крестьянских избах, и в монашеских кельях большое значение в Рождественский сочельник придавалось ужину. Избу тщательно прибирали, на стол стелили чистую скатерть. Пост соблюдали до первой звезды. Придя из церкви, затепляли лампаду у образов, ставили перед ними восковые свечи, вслух читали молитвы, а затем в строгом молчании усаживались за стол и разговлялись. После ужина крестьяне заставляли ребятишек залезать под стол и "цыкать" цыплёнком, чтобы весь год куры хорошо неслись.

В Воронежской губернии шли еще дальше. Когда вся семья была за столом, старший в разорванном полушубке и шапке садился на пороге и "квохтал", надеясь так обеспечить благополучное появление из яиц цыплят "хохлатых и чубатых".

Обязательным блюдом рождественского стола были блины. В Заонежье первый блин (который не комом) давали девочке или корове, чтобы "коровушка телилась телочками". Однако, гораздо чаще первый блин в Сочельник отдавали овцам. С незапамятных времен овца — "золотое руно" — почитались символом плодородия, счастья и благополучия. В христианстве овца — символ Спасителя. Овцу и ягненка часто изображали рядом с новорожденным Христом. Будь то католический Agnus Dei — Агнец Божий, или славянский народный вариант рождественской драмы, разыгрываемой во время Святок.

Стол для рождественского ужина обязательно покрывали соломой или сеном, а поверх застилали скатерть. Первые блюда — это традиционные кутья и взвар. Сено и солома напоминали о яслях, где лежал Иисус. Кутья — отваренные зерна пшеницы, ячменя, позднее риса, подслащенные сытой или медом — принадлежность поминального стола, а взвар — напиток из сваренных в воде яблок, груш, слив, вишен и других плодов — ритуальное блюдо по поводу рождения ребенка.

Читайте также: Как мы дошли до встречи Нового года?

Ну, и как же обойтись без гаданий и заговоров? Когда речь заходит о первом дне Рождества, то понимается Рождественская ночь. Распространенный обычай "закармливание (кормление) мороза" или "закликание мороза". Вся семья рассаживалась за столом, выставлялась кутья с сытой и овсяный кисель. Во время ужина хозяин открывал окно или выходил в сени и кликал мороз: "Мороз, мороз! Иди к нам кутью (кисель) есть! Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!"

К морозу обращались уважительно, называя его по имени и отчеству "Мороз Василич", не только, чтобы умилостивить мороз, дабы он не побил весной ярового хлеба, овощной рассады и цвета на плодовых деревьях. На Смоленщине "кормление мороза" происходило в Васильев вечер, накануне Нового года. А в сибирских, забайкальских деревнях вдобавок "закармливали" домового "для спокойствия и благополучия".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить