Автор bratkov

"Поеду, где убиту быть", или судьба России - в руках русского учителя

Назревшие очевидные проблемы образования заставили сегодня наше общество говорить о них так много, что они порой заслоняют проблемы экономики. По мнению депутата Государственной думы России Анатолия Грешневикова, Россия сегодня как никогда нуждается в кардинальных реформах системы образования, ибо будущее России напрямую зависит от русской школы, от того, станет ли наше образование стратегией спасения и выживания. О будущем русской школы и размышляет депутат. А главным собеседником Анатолия Грешневикова является его единомышленник — известный академик из Санкт-Петербурга, директор центра национального образования Российского государственного педагогического университета имени Герцена, доктор педагогических наук, руководитель всероссийского движения "Русская современная школа" Иван Гончаров

- Уважаемый Иван Федорович, вы долгие годы успешно занимались проблемами трудового воспитания детей, и особенно эстетического. Вам удалось в те годы воспитать много трудолюбивых подростков, а также большой отряд педагогов, которые умели пробуждать в детях и чувство красоты, и тягу к ремесленничеству. И вдруг вы меняете направление своей педагогической деятельности. Известно ведь, что уже более десяти лет вы целиком посвятили себя созданию современной русской школы.
- С юности погруженный в нашу уникальную культуру, я увидел русского человека в его лучших свойствах. Это неустанная работоспособность, богатырская выносливость, абсолютная доброта, духовность, житейская мудрость, высочайшая и разносторонняя одаренность, соборное единение, всемирная отзывчивость. Однако видел и слабые стороны русского человека: работа не тяжем, а рывом, лишенная упругого равномерного напряжения, методичности; бесхозяйственность; полуповерхностное отношение к знаниям; слабый массовый ум; бытовая бездарность. Для того чтобы сохранить величие русского человека, нужна иная система образования, нужны русские школы. Характер русского человека менялся прямо на моих глазах. Менялся в худшую сторону: исчез труд по совести, поползло корыстолюбие, до предела слабело чувство священности Отчизны, ослабли родственные связи, люди отделились друг от друга. В общем, налицо упадок нашего человека.
- С вашей точки зрения, когда начался этот упадок? Когда русского человека потянули вниз — во времена перестройки, до революции или после?
- Корни нашей общенациональной трагедии уходят в далекое прошлое. Примерно три-четыре века назад невежественные политики России, получив широкую возможность бывать за границей, просто опьянились Европой, от умиления признали ее за образец цивилизации. Это было следствием их ничтожной образованности и, естественно, слаборазвитого ума, который не мог понять, что в России, самой холодной стране мира, не могла быть жизнь такой, как, скажем, на Апеннинском полуострове. Началось "европейничание", то есть подражание Европе, верхоглядное отношение к России, пренебрежение к ее познанию и самопознанию. Верхи не желали познавать, понимать и любить великие дела, общую славу россиян в прошлом, их культуру. Наследие славы предков оказалось чуждым им. А между тем древнерусская культура является великим духовным творчеством, равным, если не превосходящим вершинам мировой культуры: архитектура, иконопись, фрески, духовная музыка, словесность, фольклор.
- Что же конкретно отвергалось? От чего мы отказались?
- В течение трех столетий искоренялось полностью или частично все исконно русское чуть ли не во всех проявлениях жизни — в языке, идеологии, культуре, искусстве, литературе, экономике, науке, религии. Русское, с печатью величия, сомооплевывалось. Высшее русское общество отказывалось от собственной незавершенной, но замечательной сельской цивилизации. От бытоуложения. От кухни. От христианско-православной веры. От исконных нравственных добродетелей.
- В истории много тому свидетельств, какими путями все это делалось, как искоренялось в обществе все русское. Достаточно почитать книги Грибоедова, Достоевского, Лескова. Делалось все это через поношение всего отечественного, родного. Иван Федорович, скажите, а в конечном итоге, как вам думается, к чему все это привело?
- К неуважению себя, выкуриванию патриотизма, духовному мелководью, разложению русской души. Это привело также к угасанию русскости в ее священном значении, русского национального чувства и самосознания, русской богатырской выносливости. В стране массово появились маргиналы — люди без корней. И главное, к чему мы пришли — к неразработанности научной национальной системы воспитания, образования и просвещения. Мы пользовались чужими педагогическими фрагментами. В 1867 году наш гений Константин Ушинский пишет статью "О необходимости сделать русские школы русскими". Не правда ли, странное название? Тогда уже Россия нуждалась в русских школах. (...)
- Выходит, мы обрекаем себя на гибель, в перспективе могут погибнуть страна, народ, цивилизация...
- Нет, нет! Для русского самосознания и русского бытия характерно после катастрофического поражения воскресение, интенсивное возрождение. Крушение оборачивается расцветом. Вспомним некоторые звенья цепи, уходящей в прошлое. В 1237 — 1240 годах монголы вихрем прошлись по Руси. Почти четверть тысячелетия Русь являлась монгольским улусом. Но народ, ведомый Сергием Радонежским, митрополитом Киприаном и князем Дмитрием Донским, становится свободным и созидательным. В начале XIX века армада Наполеона разоряет многие города России и захватывает Москву, но гибнет на русских полях. Страна быстро крепнет. В 1929 году истребляется самое трудолюбивое крестьянство. С 1919 года по 1935 год коллективизация, ссылки, расстрелы погубили 600000 дворов и семей. Однако СССР сам кормит себя. Фашистская Германия наносит нам трудноисчислимый ущерб, капитулирует перед нами. В небывало короткий срок мы восстанавливаемся... Бед, трагедий, войн и самых грустных предсказаний было много. Но Россия всегда выживала и побеждала. Победим и теперь.
- То, что вы говорите, я полностью поддерживаю. Но если страна обессилена, почти обескровлена, находится на краю пропасти, у нее для поднятия на ноги должны быть какие-то не иллюзорные опоры. Видите ли вы такие крепежи?
- Нам есть на что надеяться. Вот зерна, сулящие рост могучего дерева — Великой России. Это труднообозримое пространство и ее весомые природные богатства. У нас выросли национальные лидеры, рыцари духа, богатыри, великие умы. Вот лишь горстка из ныне живущих: Жорес Алферов, Валентин Распутин, Василий Белов, Юрий Бондарев, Александр Солженицын, Илья Глазунов и другие.
- Действительно, все это жизнеспособное есть в нашем духовном багаже. Но ведь оно используется ничтожно мало, находится лишь в потенции. Как привести его в движение?
- Национальность — это движущая творческую жизнь сила. Сегодня мы, русские, национально бесцветны. Основная трагедия нашей Родины состоит как раз в том, что мы не создали добротной русской национальной школы. Без такой школы вожделенная Россия не может быть построена. Коренная культура — это родник жизни. Она сохраняется и передается прежде всего в национальной школе. Такая школа может активизировать весь наш потенциальный капитал.
- Но чтобы это случилось, нужно четко определить цель нашей школы. Без этого будет шараханье из стороны в сторону. Цель — это компас. Есть ли он у нас?
- Как я уже сказал, искоренение русских начал в образе жизни, идеологии, искусстве, экономике привело к медленному угасанию национального самосознания, национального чувства, национального характера. И наш главный нынешний кризис — это прежде всего кризис ментальный, кризис русской души. Отсюда все остальные кризисы: политический, экономический, социальный, иные. Что это значит? Русский народ — несостоятельный народ. Как якобы неполноценного, его нужно превратить, к примеру, в немца, а еще лучше — в американца. Воспитывать нужно не духовного человека, а рыночника. Стремление неозападников такого типа — а их расплодилось много — нелепо, как попытки поменять русский язык, например, на английский или эсперанто. Никому еще не удавалось поменять свой менталитет: ни австралийским аборигенам, ни чукчам, ни англичанам, ни французам. Даже Петру Великому не удалось превратить русский народ в европейцев на протестантский манер. Удалось только многих духовно покалечить.
- Не могли бы вы осветить основные идеи и рассказать о тех весьма важных задачах, что стоят перед современной русской школой?
- Нужно решительно обновить стержневые традиционные предметы — отечественную словесность и историю России. В них много хлама и недостает многого принципиально важного. Не обойтись и без введения новых национально-ориентированных предметов, факультативов, спецкурсов. Вот некоторый их перечень: "Русское православие", "Русский национальный характер", "Нравственное учение", "Святыни России", "Светочи России", "Культурная антропология русского народа", "Русская семья", "Национально-религиозные основы русского предпринимательства", "Сбережение и развитие природно-культурной среды", "Родиноведение", "Самовоспитание русской личности" и т. д.
- Иван Федорович, мне, как и вам, близки и понятны названные пласты русской культуры. Кто их освоит, тот будет знать и Россию, и русского человека, и нашу великую культуру. Отсюда — прямая дорога к патриотизму, национальному самосознанию, национальному чувству. Но можно ли все осилить на школьной скамье? Наверняка не только педагоги, но и сами родители будут требовать сокращения такого количества новых предметов.
- Программа русской школы должна быть масштабной. Если пересаживают растение — отросток с оголенными корнями, оно умирает либо болеет и вырастает хилым. Кусочки материнской земли помогают мало. Когда же корешки полностью в материнской земле — растения вырастают сильными и здоровыми. И еще важное правило: требуется экономия сил при освоении богатой духовной пищи. Для этого используются интенсивные обновленные методы, заново разрабатываются новые методики, изобретаются новые методы и реализуется принцип единства обучения, образования и самообразования. (...)
Помимо учебных обязательных предметов мы рекомендуем факультативы: "Эмпирическое и научное знание", "Созерцание и деятельность в русской традиции", "Геология" и "Космическая среда". Нами предусмотрен и практикум "Русская природа в жизни и искусстве". В русской школе важно не только раскрыть эстетический аспект природы, но и продемонстрировать величие тех, кто исследовал природу.
- Еще вопрос: где взять педагогические кадры, способные квалифицированно воплотить эти ценные программы? Ведь сегодня некому преподавать те действительно новые предметы и спецкурсы, которые разработаны в вашем институте.
- Важно, чтобы предлагаемый нами учебный план увлек эрудированных педагогов. Они могут хотя бы на среднем уровне сами разрабатывать программы. Другого пути нет: покамест травка подрастет, лошадка с голоду умрет. Многое зависит и от работников управлений образования. Между тем решительное большинство из них не осознает, что неотложно повелительная потребность России — создание русской школы. Есть директора школ, которые хотят создавать национальную систему воспитания, но не знают, как это делать.
- Можно представить, сколько трудностей на вашем пути. Назовите хотя бы основные.
- Полная неподготовленность руководителей образования к принятию идеи русской школы: у большинства искоренено русское национальное чувство, русское самосознание. Некоторые из них американизируют нашу школу, душат ее. Не принимают идею и директора многих петербургских школ: одни из чувства страха перед чиновниками, другие находятся в прозападной стихии. Идею поддерживают педагоги-почвенники из регионов. Теперь и в Ярославской области появятся русские школы.
- Они уже есть. Особенно хорошо начали работать по программе "Русская современная школа" Марьинская школа в Некоузском районе, Колодинская школа в Пошехонском районе. И в той, и в другой школе мне довелось бывать. Там удивительно грамотные, мыслящие директора. Педагоги там также поддерживают ваши программы. Уверен, что как только эти школы наберутся опыта, так за ними потянутся и другие. Иван Федорович, вы верите в победу русского национального воспитания?
- Верю. Непоколебимо верю. Качества русского человека понизились. Но мы не повергнуты в прах. До конца не погублен народный характер. Мы пока еще не безликий этнический материал. Мы осознаем: переживаем помрачение, упадок — уже в этом проявляется наша сила. В поддонных глубинах есть остатки и великодушия, и живого сочувствия чужой беде, и готовность идти на помощь. Православное мироощущение не пропало в нас. Еще во времена атеизма мы семейно и в дружеском общении повторяли: "Христос Воскресе!" Память подсказывает: перед популярным в народе богатырем Ильей Муромцем три дорожки. Идти направо — богату быть. Но богатства на тот свет не возьмешь. Идти налево — женату быть. Однако уже стар, и ни к чему. Идти по третьей дорожке — убиту быть. И богатырь решает: "Поеду, где убиту быть". Верю: мы, как и Илья Муромец, победим.
- Создание русской современной школы почти что геркулесова задача. Согласитесь, что ее невозможно решить без руководства страны и без национальной элиты. Сейчас в стране намечается реформа системы образования. Каким образом проект русской школы может и должен вписаться в эту реформу?!
- Руководство страны должно быть независимым, тогда и реформы пойдут, в том числе и в области образования. Сейчас впечатление такое: у нас два хозяина — Европа и особенно Америка. У нас есть образец: Китай живет самостоятельно, так, как считает правильным. От руководителей страны немногого и требуется: проявить истинную заботу о национально настроенной патриотической интеллигенции, свободной от интернациональных и космополитических бредней. Политики и либеральная интеллигенция, средства массовой информации в столице дали зеленую улицу псевдоамериканской культуре, предали отечественную. А патриоты, лишенные доступа к СМИ, естественно, не могут отстоять родную культуру. Народ и прежде всего молодое поколение стали добычей чужих идей и разврата. Без нравственной цензуры не обойтись. Политики обязаны сегодня возвести в ранг государственной стратегической задачи разработку системы национального воспитания всех наших народов, но особенно русского. Реформировать школу нужно только на новых национально-педагогических основаниях.

Беседу вел Анатолий ГРЕШНЕВИКОВ

Источник:
"Золотое кольцо"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Российские ученые доказали - американцы были на Луне
Генерал: в Советской Армии была подлинная свобода
Почему Трамп не хочет "защищать Европу от Путина"
Референдум в Донбассе - многоходовочка или "слив"?
Путин: мне не нравится пенсионная реформа — как всему народу
Референдум в Донбассе - многоходовочка или "слив"?
Референдум в Донбассе - многоходовочка или "слив"?
Туристы на Балеарах "убили" систему "все включено"
ФСБ начала обыски: утекли данные о новых ракетах Путина
Разорим и запретим: Москва готовит суперсанкции против Украины
Туристы на Балеарах "убили" систему "все включено"
Референдум в Донбассе - многоходовочка или "слив"?
Что даст референдум в Донбассе, а потом и в Крыму
Это всё придумал Бисмарк: как Госдума приняла "проклятый" закон
СМИ: Русский фанат убил украинца за "Слава Украине!"
Германские СМИ: бундесвер стал армией слабаков
Украинский адмирал предложил заминировать Азовское море
Референдум в Донбассе - многоходовочка или "слив"?
Референдум в Донбассе - многоходовочка или "слив"?
МОК объявил о готовности принять Россию обратно
Браудер попросил не выдавать его России

Форматная встреча президентов России Владимира Путина и США Дональда Трампа вызвала прямо-таки мировой ажиотаж. Как и о чем президенты США и России договорились в Хельсинки? Почему в Иране надеялись и радовались этой встрече, но и боялись возможных соглашений? На эти и другие вопросы видеостудии "Правды.Ру" ответил известный журналист, публицист Аббас Джума.

Каких соглашений США с Россией боятся в Иране?