Атомная подлодка "Нерпа" принята в боевой состав Военно-морских сил Республики Индия

"Нерпа" окончательно стала индийской

Накануне свершилось: многострадальная атомная подлодка "Нерпа" российской постройки принята в боевой состав Военно-морских сил Республики Индия. Официальная церемония по этому поводу состоялась в среду в индийском порту Вишакхапатнам. Теперь многоцелевая атомарина, взятая в лизинг в России за 900 миллионов долларов, будет служить этой стране как минимум 10 лет.

В мероприятии принимали участие, в частности, министр обороны Индии Араккапарамбил Куриан Энтони и посол России в стране Александр Кадакин. Символично, что церемония приема лодки в состав индийских ВМС состоялась в преддверии 65-й годовщины установления дипломатических отношений между Москвой и Нью-Дели, которая будет отмечаться 13 апреля.

"Эта лодка имеет крепкое русское сердце и обворожительную индийскую улыбку", — приводит РИА Новости слова российского посла. Подлодка прибыла в Индию под управлением индийского экипажа, подготовленного российскими специалистами. Впрочем, наши технические специалисты лодку не "бросили" -- необходимая помощь, в первую очередь консультационная, оказывается экипажу "Чакры" по-прежнему.

Читайте также: Русская "Чакра" открылась для Индии

Почему же "Нерпа" такая "многострадальная", как указано в анонсе? Дело в том, что российские власти планировали передать "Нерпу" в лизинг индийскому флоту еще в 2009 году, но 8 ноября 2008 года во время заводских испытаний в Японском море на субмарине произошел пожар. Погибли 20 человек, еще 21 был госпитализирован с отравлением, вызванным фреоном, который использовался в системе пожаротушения. Всего на борту подлодки находилось 208 человек. После ремонта в декабре 2009 года "Нерпа" вошла в боевой состав российского флота. Ну, а теперь, наконец-то — в состав индийских ВМС.

Как гласят информагентства, в ходе церемонии ввода в состав ВМС Индии АПЛ "Чакра" глава Минобороны Индии выразил надежду на то, что Москва в полном объеме выполнит и условия соглашения по передаче Нью-Дели в декабре этого года проходящего в настоящее время модернизацию в Северодвинске мини-авианосца "Адмирал Горшков". В состав ВМС Индии корабль войдет под названием "Викрамадитья" (в переводе значит — "Всемогущий"). Во всяком случае, надежда на это есть.

Напомним, что атомная подлодка "Нерпа" (военно-тактический номер К-152, проект 971, класс "Щука-Б") относится к подлодкам третьего поколения, она была заложена на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре еще в далеком 1991 году. Но в середине "лихих" 90-х финансирование строительства лодки было заморожено. Достройка АПЛ стала возможной лишь после финансовой помощи со стороны Индии.

Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость — 30 узлов, максимальная глубина погружения — 600 метров, автономность 100 суток, экипаж 73 человека, вооружение -- четыре торпедных аппарата калибра 533 миллиметра и четыре торпедных аппарата калибром 650 миллиметров.

Ну, а экспортный контракт по модернизации тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", проданного Индии, был заключен еще в 2004 году. Первоначально модернизация оценивалась в 616 миллионов долларов, а передача корабля заказчику планировалась на 2008 год. Однако что-то наши корабелы не рассчитали, и из-за увеличения объема работ сроки сдачи авианосца сдвинулись, а Россия заявила о необходимости увеличения стоимости контракта.

В 2010 году между Россией и Индией было наконец-то подписано окончательное соглашение о модернизации "Адмирала Горшкова", который должен быть поставлен индийской стороне в конце 2012 года. По последним данным, церемония передачи корабля запланирована на 4 декабря.

Ну что ж, исходя из последних, довольно радостных известий о судьбе российской "Нерпы", в среду ставшей "Чакрой", появился повод вспомнить о жизни в России индийских военных моряков — ведь в определенные моменты их число доходило до нескольких сотен. Как им жилось в холодной России? Нашли ли они взаимопонимание с российскими заводскими специалистами и с местным населением?

На эти вопросы специальный корреспондент "Правды.Ру" постарался ответить лично, посетив членов индийских экипажей в Северодвинске Архангельской области. Напомним, тут на верфи "Севмаш" модернизируют для Индии авианосец, а на верфи "Звездочка" ремонтируют индийские субмарины.

На днях "Севмаш" завершил обучение второго потока индийских моряков — членов экипажа авианосца "Викрамадитья". Одной из последних групп индийцев, матросов электромеханической боевой части корабля, были торжественно вручены свидетельства. По условиям контракта на ремонт и переоборудование корабля российская сторона должна провести обучение индийского экипажа, которому потом предстоит служить на авианосце.

Первый поток численностью 152 человека прошел обучение в России с 14 марта по 4 ноября 2011 года. Второй поток (112 человек) начал занятия 1 сентября. Четыре месяца индийские моряки жили в городе Пушкин под Санкт-Петербургом, изучая теорию на базе ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия", а 1 января, аккурат в Новый год, приехали в Северодвинск.

Пока эти индийские моряки, окончив курсы обучения, пакуют чемоданы, увозя на память из Северодвинска зимнюю одежду, теорию готовятся осваивать обучающиеся уже третьего, последнего, но самого многочисленного потока. 405 индийских военнослужащих в конце апреля прибудут "на теорию" в Санкт-Петербург, ну, а несколько месяцев спустя приедут "на практику" в Северодвинск.

Индийские военные со своими семьями живут в этом, так не похожем на теплую родину северном городе уже добрых полтора десятка лет — в 1997 года на верфи "Звездочка" ремонтируют и модернизируют дизель-электрические подлодки ВМС Индии проекта 877 ЭКМ. И сразу же, еще тогда, в середине 90-х, индусы как-то по-доброму прижились в Северодвинске. Количество жен индийских моряков, родивших в Северодвинске, исчисляется уже десятками.

Сами понимаете, отношение к индусам местных жителей прекрасное. Не только потому, что северяне — народ и сам по себе гостеприимный. Дело еще в том, что как раз в 90-х на северодвинских верфях был полный упадок, отсутствие госзаказа и так далее. А тут — экспортный заказ, за который платят твердой валютой. По сути, в чем-то индийские заказы помогли городу корабелов выжить. Ну, как после этого не носить индусов на руках? Вот что рассказал корреспонденту "Правды.Ру" мэр Северодвинска Михаил Гмырин:

"Не так давно мы встретились с новым руководителем группы наблюдения ВМС Индии капитаном 1 ранга Кударавали Шринивасом. За последние три года это уже третий глава группы индийских офицеров и инженеров, которые курируют модернизацию авианосца "Викрамадитья" на северодвинском "Севмаше".

Капитан Шринивас уже служил в Северодвинске и всегда тепло отзывается о нашем северном городе, как и практически все из его коллег. Не пугают индийцев крепкие морозы и новые для них традиции: они охотно участвуют в культурных мероприятиях, проводимых в Северодвинске. К слову, сын капитана учится в одной из городских гимназий и с удовольствием катается на коньках вместе с одноклассниками.

Задача города — создать комфортные условия для представителей Индии. Им приходится по много месяцев работать в Северодвинске, вдали от дома, тут учатся их дети, находятся жены. Сейчас сложилась уже устойчивая, четко работающая инфраструктура: оборудованы жилые помещения для наших партнеров, налажено питание, здравоохранение, дети моряков из Индии учатся в наших школах. Хочется верить, что наше сотрудничество будет и впредь столь же взаимополезным и теплым!"

Читайте другие материалы по теме:

Российская "Нерпа" станет индийской "Чакрой"

Дело "Нерпы"-убийцы: капитан за всех ответит

Суд оправдал двух членов экипажа "Нерпы"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе