Небоевые потери нашей промышленности

Спорить о том, кто виноват в неудачах российской оборонной промышленности, явно бесполезно. Все спорщики все равно останутся при своем мнении. А ведь тут-то собака и зарыта. Не только техногенные факторы виновны в неудачах. Давайте посмотрим на оборонные неудачи через призму социологии, психологии и образования. Много интересного в этой призме…

Наверное, подробно перечислять неудачи "оборонки" не имеет большого смысла. Они на виду — достаточно потыкать в интернетовские поисковики, как они тут же массово вылезут наружу. Вон, например, намедни после запуска с архангельского космодрома "Плесецк" был потерян российский космический аппарат военного назначения "Гео-ИК-2".

Связь с ним в конце концов восстановили, однако специалисты не уверены, что в дальнейшем удастся использовать аппарат по прямому назначению — орбита у спутника не та, возможно, как-то не так сработал разгонный блок. Министерству обороны (а в общем-то, нам с вами — налоги-то платим) спутник влетел, естественно, в немалую копеечку. Хорошо пульнули… Очень интересно, что сразу же после того, как аппарат не вышел на связь, его обнаружил не кто-нибудь, а американско-канадское Командование воздушно-космической обороны Северной Америки. Во как!

Или печально известные испытания морской баллистической ракеты "Булава". "Печально" — потому что никак она не летает по-нормальному, эта самая ракета. А ведь решение о разработке ракеты "Булава" было принято еще в Советском Союзе, в далеком 1988 году. В Северодвинске, на крупнейшей в Европе военной верфи "Севмаш", уже почти построены три атомных субмарины, которые предполагается вооружить этой самой пока не испытанной "Булавой", — "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах". По планам, таких стратегических атомных подлодок должно быть не менее восьми. В общем, лодки уже вовсю делают, а ракета "Булава", то есть их оружие, все еще окончательно не готова… Между прочим, все это дело обходится в диковинные суммы.

Читайте также: Чаепития в Академии: Куда идет наша наука?

Ну вот, с этого места и свернем с этой самой "Булавы" на социологию, образование и даже на психологию. От некоторых кораблестроителей иногда можно услышать некие слова недовольства в отношении военных: мол, не всегда они говорят правду своему начальству, иногда из каких-то соображений предъявляют необоснованные претензии к заводу по поводу "Булавы". Возможно, считают некоторые, военные хотят представить "Булаву" более технически совершенной, чем есть на самом деле, из каких-то своих соображений.

Фото: AP

В то же время сами заводчане, по мнению уже некоторых видных военных, иногда скрывают от них истинное положение дел с "Булавой", пытаясь "сгладить" некие "технические нюансы". Кстати, вышеописанные "человеческие факторы" никогда пока еще не встречались в открытой прессе, сконцентрированной в первую очередь на технической стороне дела. В общем, причины многих неудач нашей "оборонки" — в разных подходах к теме! Возможно, причиной таких разногласий может служить межведомственная разобщенность разных организаций и министерств, отвечающих за доводку "Булавы" и имеющих свои корпоративные интересы в затягивании проекта.

Никто из сторон процесса, то есть конструкторы, военные, промышленность, не заинтересован в том, чтобы госвласть, распределяющая госзаказовские финансы, прекратила финансирование "Булавы" и "перекинула" средства на другие проекты. В то же время все эти стороны крайне заинтересованы в продолжении испытаний "Булавы" "до победного конца" (однако никто не может четко сказать, когда будет этот "победный конец") и лоббируют ввод в строй дорогостоящего "конвейерного" проекта "Борей", который мог бы спасти судостроение от финансового "простоя".

В результате такой корпоративной межведомственной разобщенности страдает безопасность государства в целом, хотя соответствующие ведомства живут сравнительно неплохо. Наверное, и заводчане, и конструкторы, и военные гневно обрушатся на меня за такие крамольные мысли. Но ведь не сам я их придумал, просто слышал такие мнения от специалистов среднего звена, возможно, не знающих всех нюансов процесса, но с реальностью каждодневно сталкивающихся…

Кроме того, в неудачах "Булавы", в числе прочих, несомненно, играет роль "человеческо-временной" фактор, который пока мало изучен, а потому не часто принимается во внимание руководителями, принимающим важные решения в кораблестроении.

Вот мнение на эту тему кандидата социологических наук, доцента Сергея Орлова, которым он поделился с "Правдой.Ру":

"Действительно, в 90-е годы прошлого века по понятным причинам произошел серьезный кадровый провал и в конструкторских бюро, и на производстве. По мнению кадровых служб многих российских верфей (об этом говорится достаточно открыто), в 90-е годы из производства по причинам тогдашней невостребованности "выпало" целое поколение активных 30-40-летних специалистов, которые еще помнили активное строительство флота СССР в конце 70-х и начале 80-х. Корабелы подались в "челноки"… И выращивать "новое поколение" инженеров все равно придется. Без этого общероссийская модернизация, по-видимому, невозможна. И не только в оборонке — подобная ситуация наблюдается во всех отраслях высокотехнологичной промышленности.

Фото: AP

В общем, как говаривалось в былые годы, кадры решают все! Кстати, несколько обескураживает настрой некоторых высоких чиновников от образования на некую кардинальную реформу российского образования, в частности, среднего. Еще в советские времена среднее образование было как бы скоординировано со средним и высшим — любой выпускник стандартной школы мог стать и инженером, и врачом, и другим узким специалистом. Скоординированы ли планы нынешней реформы с другими уровнями образования? Вопрос вопросов. Кстати, на верфях Северодвинска, ведущих в стране, проблему подготовки и воспитания кадров, к счастью, понимают прекрасно и прилагают для ее решения все возможные усилия. Но — время, время. Пока, увы, неизвестно, когда будут окончательно ликвидированы кадровые "провалы" прошлого".

Кстати, планы грядущей (или все-таки ее притормозят?) реформы среднего образования действительно весьма странны. Не так давно по этому поводу группа учителей "старой закалки" даже обратилась с открытым письмом к президенту Дмитрию Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину, председателю Госдумы Борису Грызлову и министру образования и науки Андрею Фурсенко с просьбой не допустить принятия Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы.

В письме говорится о том, что новый стандарт предусматривает введение четырех обязательных предметов, остальные предполагается объединить в шесть образовательных областей и выбрать школьник сможет только одну область. Это означает, что будет невозможно одновременно выбрать русский язык и литературу, или алгебру и геометрию, или физику и химию (и биологию). Странно как-то… Ведь всем (во всяком случае, наиболее опытным) преподавателям технических вузов известно, что инженер — это профессия отнюдь не узкая. Не обладающий необходимыми знаниями в других, "нетехнических", отраслях инженер работает хуже, чем его коллега с более широким спектром знаний. То же самое, кстати, относится и к врачам, учителям и так далее. Или не так?

Или вот интересные данные социологов. Исследовательская компания Synovate по заказу "Ведомостей" в конце прошлого года опросила 1200 сотрудников компаний (не только производственно-промышленных) в семи регионах России. Целью исследования было выяснить, почему многие компании работают далеко не на пределе возможной эффективности. И характерны ли такие проблемы для управления страной в целом. В результате получился народный рейтинг самых заметных бед российского менеджмента. Привычку экономить на персонале 44 процента участников опроса считают основной причиной низких эффективности и производительности труда. 35 процентов респондентов винят во всем безграмотность управленцев — от собственного начальника до первых лиц российского руководства.

Фото: AP

Каждый пятый убежден, что развиваться компаниям и стране в целом мешает протекционизм, продвижение по блату "своих" кадров. 17 процентов назвали причиной многих бед отсутствие бюджета на важные дела. А 13 процентов уверены, что низкая эффективность — следствие нереалистичных задач, которые ставит руководство. Каждый десятый попенял, что у многих управленцев вообще нет лидерских качеств и они занимают чужое место. Как красноречиво!

И в заключение — занятный случай из жизни "оборонки". Кто-то может просто улыбнуться, а кто-то, возможно, призадумается на кадровую тему. Сам тому свидетель — в былые годы гениальные специалисты воспитывались десятилетиями и знали нечто такое, до чего порой не могли дотумкать академики с докторами…

Северодвинск, середина 80-х. Только что построенная на "Севмаше" атомная подлодка собирается в море на ходовые испытания. И вдруг… Питательный клапан, один из основных в конденсатно-питательной системе турбины подлодки, упорно расхотел закрываться до конца, несмотря на все изощрения. А оба реактора уже введены, работают на мощности три процента, процесс идет. Ближе к ночи в горячих недрах восьмого турбинного отсека встревоженно заработал целый симпозиум — от штабных флагманских офицеров по механической части до замполита и секретаря партбюро. Не говоря уже о заводчанах: турбинное влажное пекло посетили все должностные лица из "сдаточников". Расстелив на пайолах чертежи и схемы, напоминающие простыни, все ползали на четвереньках контрагенты по системе "Октава" — именно в их ведении и была злосчастная упрямая железяка.

Разобрали-собрали-покрутили головку дистанционного управления клапаном. Прозвонили все электроцепи. Обругали киповцев, турбинистов, управленцев и даже непричастных к событиям реакторщиков-спецтрюмных, поименно, пофамильно и даже подразделяя по возрасту. Упомянули происки зарвавшихся империалистов, неудовлетворительную работу корабельной партячейки и ненастную погоду у Никольского буя. Перебрали все возможные рифмы к слову "буй". Не помогло…

"Ну что ж, осталось последнее, иначе со всех нас головы к утру поотвинчивают, — молвил тогда заводской сдаточный механик, утирая пот со лба. — Зовите Тихоныча". Симпозиум в горячих и шумящих недрах турбины заметно оживился. Спавший между сменами на диванчике в дебаркадерной каюте древний и мудрый, как волхв, турбинист Тихоныч прибыл по первому зову. Косо глянул на симпозиум в больших погонах. И, кряхтя, полез между горячими трубами для установки диагноза. Турбинный доктор, подложив свою промасленную кепку, прикладывал ухо к паропроводам, важно совал металлический прут-слухач к клапанам, насосам и даже к безмолвно висящим на переборке отсека электрическим коробкам.

Читайте также: Новый образовательный стандарт: мифы и реальность

"М-да, — сказал Тихоныч, вылезши из сплетений трубопроводов, — тут прибор нужен. Тащите сюда "КБЖ-10". И это… Эквивалент для протирки. Ноль-семь". Тихоныч похлопал себя по гулкой груди, где во внутреннем кармане спецовки скучала без содержимого заветная фляжка марки "Просянкин на охоте". Что такое "эквивалент для протирки", объяснять не нужно было. А вот что такое загадочное "КБЖ-10"?.. Озадаченных специалистов выручил молодой матросик-турбинист, случайно оказавшийся рядом. Матросик, кстати, до службы в образовании не преуспел, всерьез считая, что интеграл — это такой проволочный крючок, при помощи которого можно извлекать мусор из труднодоступных мест во время большой "приборки". "Мигом, дяденька, принесу!" — ляпнул матросик и приволок… кувалду с аварийного отсечного щита. Тихоныч любовно погладил тяжеленный агрегат и ухмыльнулся: мол, сейчас поработаем. И внимательно присмотрелся к тому месту на заевшем питательном клапане, по которому нужно "поработать". Размахнулся и шарахнул по клапану что было мочи, употребив волшебное русское словечко, с помощью которого наш великий народ и войны выигрывает, и города строит.

В трубопроводе раздался удаляющийся треск, словно поток уносил по нему какую-то дробинку. "Доставайте из фильтра! — деловито произнес Тихоныч. — Просто под шток клапана попало что-то, вот и не закрывался. Мы и выколотили… Ну, так где там мой эквивалент?" Флагманские офицеры долго пытали гордого матросика: откуда он знает про секретный прибор "КБЖ-10"? "Да у нас еще в "учебке" эту штуку так и называли: Кувалда Большая Железная 10-килограммовая", — скромно ответил матросик…

В общем, причины наших промышленных неудач в немалой степени кроются в отсутствии таких вот тихонычей, которые, уйдя на пенсию в смутное постперестроечное время, не успели передать свой опыт молодым. Это, так сказать, небоевые потери нашей промышленности… Если не согласны — пишите свои комментарии под статьей. А то как-то уже подзабылось в последние годы, что одна голова, даже сидящая в высоком руководящем кресле, — это таки хорошо. Но вот две любых — все равно лучше.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
BBC: Британия вслед за США попалась на финансировании террористов
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Как быстро очистить машину от снега
В Варшаве объяснили, что означает жизнь без Украины
"Нафтогаз" призвал США сорвать "Северный поток-2"
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Названа главная причина развития слабоумия
Названа главная причина развития слабоумия
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Не читал, но осуждаю: в чем проблема Конституции РФ
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Не читал, но осуждаю: в чем проблема Конституции РФ
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Назван необычный способ обхода антироссийских санкций
Пиратский захват: Луна не станет новым штатом США
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры