Великий мистик видел суть христианства в любви к Богу и ближнему

Мистики в реалиях: Фома Кемпийский

Мистик и книжник Фома Кемпийский известен главным образом как автор трактата "О подражании Христу". Основной постулат самой популярной христианской книги после Библии состоит в том, что мир лежит во зле, и только подражание жизни Христа может спасти человека и дать ему блаженство. Цель жизни — искренняя борьба за благо всех, а не личное спасение.

Любовь к Богу, к человеку как к его творению и беззаветное служение ближнему по образцу Христа Фома Кемпийский противопоставлял догматическим спорам, в которых увязли многие его современники и братья по вере. Эти мысли изложены в знаменитом трактате "О подражании Христу" — одной из самых популярных духовных книг не только среди католиков, но и во всем христианском мире.

Однако историки располагают настолько убогими крупицами информации о ее авторе, религиозном философе, мистике и духовном писателе XV столетия Фоме Кемпинском, что весьма непросто разобраться даже в самых элементарных фактах его биографии. Взять хотя бы его латинское прозвище — Кемпинский (a Kempis). Ученые до сих пор спорят, на какое селение оно указывает — то ли на Кемпен близ Дюссельдорфа, то ли или Кампен около Зволле (Zwolle). Тоже и с годом рождения: 1379 или 1380?

Читайте также: Мистики в реалиях: Уильям Блейк

Будущий Фома Кемпийский появился на свет под именем Томаса Хемеркена. Его голландская фамилия означает "молоточек" и в переводе на вульгарную латынь звучала бы Malleolus, но современники, а вслед за ними и мы с вами называем Томаса, или Фому, по месту его рождения. Средневековые религиозные деятели вообще часто получали прозвища по месту появления на свет. На этом виртуозно сыграл наш современник, итальянский медиевист и писатель Умберто Эко, дав имя Вильгельма Баскервильского одному из главных героев романа "Имя розы", который расследует череду убийств в аббатстве.

Но вернемся к Фоме Кемпийскому. Первое образование юный Томас получил в голландском Девентере в школе Братьев общинной жизни (Fratres communis vitae) — религиозного сообщества, незадолго до этого созданного Геертом Гроотом (Geert Groote, по латыни Gerardus Magnus).

Члены этой общины занимались переписыванием книг духовного содержания — для них это было не только боговдохновенное дело, но и источник заработка. Авторитетный христианский ученый и писатель Петр Достопочтенный, да и не он один, утверждал, что переписывание книг — это самая полезная работа, так как она позволяет отшельнику "взращивать плоды духа и замешивать тесто для небесного хлеба души". Отцы католической церкви видели в этом занятии лучший способ побороть праздность, победить плотские пороки и тем самым обеспечить спасение своей души.

Что ни говори, дело это было ответственное. Ведь Сатана даже приставил к средневековым монахам-переписчикам персонального демона по имени Титивиллюс (Titivillus), то есть Придирчивый. Писари верили, что их мучитель каждое утро приносит в ад мешок букв, пропущенных монахами, и слова, написанные с ошибками, чтобы в день Страшного Суда потребовать от них отчет. В случае какого-либо промаха, сделанного при письме, было принято перекладывать вину опять-таки на Титивиллюса. А случалось это довольно часто: сложно найти хотя бы страницу средневекового манускрипта, переписанную без единой ошибки.

КогдаФомеисполнилось20,онотправилсявмонастырь,основанныйпоинициативеГроотапососедству.Нов1399годубратФомыИоаннбылизбранвприорымонастыряСвятойАгнессы на Агнатенберге недалеко от Зволле, и Фома стал послушником этой обители. Монахом он смог стать лишь в 1406 году после того, как его старшего брата, бывшего настоятелем, перевели в другое место. Таковы были монастырские правила.

Священником Фома стал в 1412 или 1413 году и одновременно с этим занял должность помощника приора. Это обстоятельство объяснялось тем, что августинцы-каноники имеют священнический сан и исполняют пастырские обязанности.

Историки до сих пор не знают и того, написано ли замечательное духовное руководство "О подражании Христу" (Imitatio Christi) в 1427 или 1417 году. И точно так же на протяжении столетий ведутся споры, принадлежит ли этот один из самых популярных богословских трактатов перу самого Фомы Кемпийского, или же он был всего лишь переписчиком, располагавшим более ранней рукописью.

Самое тиражируемое после Библии богословское сочинение, выдержавшее свыше 5 тысяч переизданий и переведенное на все европейские языки, бенедиктинцы приписывали своему аббату Герсону из Верчелли (1240), другие — французскому богослову, канцлеру парижского университета, деятелю Констанцского церковного собора и стороннику умеренной реформы церкви Жан-Шарлю Герсону (Gerson), современнику Фомы Кемпийского.

Читайте также: Мистики в реалиях: Тереза Авильская

Есть и другие претенденты на авторство: Иоанн Скот Эриугена, святой Бернард, святой Бонавентура и даже вдохновитель IV Крестового похода и похода против альбигойцев папа Иннокентий III. На некоторых манускриптах XV века встречается имя французского схоластика, кардинала Петра д'Альи (Petrus de Alliac). Автограф этой книги был найден среди бумаг покойного Фомы Кемпийского, для которого анонимность манускриптов была принципиальной. Недаром в "Подражании Христу" сказано: "Не спрашивай: кто сказал, внимай тому, что сказано".

Кстати, "Подражание Христу" было несказанно популярно в среде русского офицерства в 1830-е годы, особенно среди служивших на Кавказе. Есть свидетельства того, что Михаил Лермонтов взял ее с собой, когда отправился туда служить.

В монастыре Фома прожил почти безотлучно до своей кончины в возрасте 92 лет. Фома Кемпийский скончался 25 июня 1471 года и до последнего дня переписывал книги духовного содержания. Исследователи подсчитали, что за всю жизнь переписчик успевал переписать до 40 трудов. Для переписывания Библии требовался целый год. Рекорд принадлежал некоему монаху-картезианцу, сумевшему переписать 50 книг. К сожалению, мы не знаем, сколько книг переписал Фома Кемпийский. Но достаточно и того, что среди них было "Подражание Христу".

Читайте также:

Мистики в реалиях: инок Авель, страх царей

Мистики в реалиях: Король чародеев

Мистики в реалиях: Иоганн Валентин Андреэ

Мистики в реалиях: Сведенборг

Мистики в реалиях: Николай и Елена Рерихи

Мистики в реалиях: Отто Ран

Мистики в реалиях: Яков Брюс

Мистики в реалиях: Мишель Нострадамус

Мистики в реалиях: алхимик Джон Ди

Мистики в реалиях: Парацельс

Мистики в реалиях: адепты тибетского буддизма

Мистики в реалиях: Елена Блаватская

Мистики в реалиях: Григорий Распутин

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить