Кубрик - режиссер с мозгами шахматиста

Стэнли Кубрик — пожалуй, один из самых загадочных режиссеров мирового кинематографа. Его закрытая личная жизнь и парадоксальное творчество породили множество слухов. Некоторые даже поговаривали, что Кубрик был безумен. Однако безумным он не был — он был слишком умным, независимым и, так сказать, самим по себе. Он был творцом с мозгами шахматиста.

Лично у меня с Кубриком всегда были непростые отношения. Я понимаю, что этот режиссер — безусловный классик, без работ которого кинематограф просто немыслим. Но почему-то всегда так получалось, что фильмы Кубрика играли для меня второстепенную роль.

"Заводной апельсин" не запал в ушу, "Сияние" показалось слишком претенциозным, а "Цельнометаллической оболочке" я всегда предпочитал "Взвод" Оливера Стоуна. "Доктор Стрейнджлав" получился блестящей сатирой, но по какой-то причине от этой сатиры хочется держаться подальше. Без "Спартака" и "Лолиты" тоже вполне можно обойтись. Возможно, дело в некой неэмоциональности творчества Кубрика. То же самое можно сказать и о биографии классика: никаких эмоций. Чтобы понять, что я имею в виду, обратимся к жизнеописанию Стэнли Кубрика.

Стэнли Кубрик родился в 1928 году в Бронксе в еврейской семье врача-хирурга и домохозяйки. Судя по всему, в семье у будущего кинематографиста все было в порядке. Родители не были строгими, многое ему позволяли. Отец научил Кубрика играть в шахматы, спустя несколько лет Кубрик даже зарабатывал шахматами себе на жизнь. А в 13 лет отец купил Кубрику фотоаппарат.

В середине 40-х Кубрик начинает работать фотографом для журнала Look. В Сети есть фотоработы Кубрика того периода: и надо признать, что фотографии ему действительно удавались. Вплоть до 1951 года фотография является основным делом Кубрика. Но именно тогда 23-летний Стэнли по совету друга начинает снимать документальную короткометражку "День схватки", которую потом продает за сто долларов. В 1953 году выходит первый полнометражный игровой фильм Кубрика "Страх и вожделение".

Тут я позволю себе вернуться к моему замечанию о "неэмоциональности" творчества и биографии Кубрика: в том, как Стэнли Кубрик пришел в кинематограф, нет искорки. Клинт Иствуд заразился любовью к кино благодаря армейским товарищам. Квентин Тарантино успел проработать в видеопрокате и в порно-кинотеатре, прежде чем начал писать сценарии и снимать фильмы. Кевин Смит для того, чтобы снять дебютных "Клерков", продал коллекцию комиксов. Коэны заработали на первую камеру стрижкой газонов. То есть у каждого была какая-то своя история — Стэнли Кубрик же со своими мозгами шахматиста и безумного гения просто начал делать то, что хочет и должен, без всякий метаний и рывков.

Всего он снял 13 полнометражных фильмов, причем максимальный перерыв между выпуском картин составил 12 лет. Про каждую из них можно рассказать много чего интересного. Например, своего дебюта "Страх и вожделение" Кубрик потом очень стеснялся, считая, что это непрофессиональная работа, лишенная какой-либо художественной ценности.

Читайте также: "Камилла Клодель": талант как тяжкий крест

Для съемок "Лолиты" (1962) по Набокову Кубрик переехал в Великобританию, где были более свободные нравы — как раз то, что нужно для съемок фильма о любви взрослого мужчины к своей 12-летней падчерице (впрочем, для съемок взяли актрису постарше). Выбор актрисы, кстати, одобрял сам Набоков. Кубрику очень понравилось в Англии, и с тех пор он оттуда не уезжал.

Фильм "Доктор Стрейнджлав" (1964) первоначально задумывался как серьезный триллер о вероятности случайной ядерной войны, снятый в самый разгар тиканья "часов судного дня", однако в процессе адаптации сценария Кубрик понял, что сцены фильма получаются "забавными в самом жутком смысле этого слова" — именно так охарактеризовал их корреспондент американского Rolling Stone, беседующий с режиссером в конце 80-х.

Фильм "2001 год: Космическая одиссея" (1968), вероятно, можно назвать самым важным и наиболее новаторским фильмом режиссера. Кубрика часто номинировали на "Оскар" в нескольких категориях, однако единственную свою статуэтку он получил именно за спецэффекты к этой научно-фантастической эпопее, которую Американский институт кино назвал "лучшей фантастикой в истории".

В "Заводном апельсине" (1971), снятом по одноименному роману Берджеса, Кубрик вытаскивает в звезды первой величины Малькольма Макдауэлла, без которого, по словам самого режиссера, фильма могло и не быть.

Разумеется, после такого фильма Кубрика не могли не обвинить в пропаганде насилия, и отчасти это верно: некоторые молодые люди действительно создавали банды, подобные описанной в фильме. В итоге в 1972 году его изъяли из проката в Великобритании, и вплоть до 1999 года фильм там был под запретом.

"Сияние" (1980), попавшее в огромное количество списков лучших фильмов ужасов (и это при двух номинациях на "Золотую малину") в истории, совершенно не понравилось Стивену Кингу, роман которого лег в основу картины. Кинг пытался убедить режиссера в том, что актриса на главную роль подобрана неудачно, что вид Джека Николсона сам по себе слишком безумен, чтобы он мог эффектно изобразить постепенное умопомешательство. Кубрик не слушал — уже после съемок "Спартака" он решил, что всегда все будет делать по-своему.

Монтаж своего последнего фильма "С широко закрытыми глазами" (1999) Кубрик, согласно официальной версии, закончил за 4 дня до смерти — режиссер умер от сердечного приступа во сне. Перед этим он успел запретить дублировать фильм на иностранные языки, отдавая себе отчет в том, насколько много зрители могут потерять, упустив реальную речь персонажей. В неанглоязычных странах, в том числе и в России, фильм вышел с субтитрами. Главные роли в нем сыграли Том Круз и Николь Кидман. Будучи в браке в реальной жизни, они играли супружескую пару, которая пытается внести разнообразие в свои интимные отношения. Видимо, Кубрик добился от них полнейшего погружения в гнетущую атмосферу фильма: вскоре после съемок они разошлись. Это был уже третий фильм Кубрика, после "Лолиты" и "Заводного апельсина", который подвергся существенной цензуре заранее, еще до выхода на экраны.

Творчество Стэнли Кубрика просто обожают профессионалы от кино, в первую очередь операторы. Многие приходят в восторг от его крупных планов и наплывов, от широкоугольной съемки и так далее.

Читайте также: Вуди Аллен и его "никчемная" жизнь

То, что я назвал отсутствием эмоциональности, Кубрик с лихвой окупал таинственностью и профессионализмом. Он редко выходил из дома, не очень любил давать интервью и терпеть не мог отвечать на вопросы о смысле своих фильмов. Мозги шахматиста помогали удерживать в голове невероятное количество информации: его умом восторгался Малькольм Макдауэлл, рассказывая, что, на его взгляд, Кубрику следовало бы быть главнокомандующим армии, такой он был стратег.

Внешность Кубрика, а также содержание многих фильмов режиссера заставляли воспринимать Кубрика как безумного гения, однако формулировка в корне не верна — он был не безумным, а очень умным.

В любом случае, всех нюансов работ Кубрика не уместить в одной статье: киноязык гения состоит из маленьких нюансов. И я ни в коем случае не хочу сказать, что Кубрик — переоцененный режиссер. Просто, как и Дэвид Линч, он, в первую очередь, технарь, который очень большое значение придавал каждому кадру. И именно ради этого совершенства техники его стоит смотреть, знать и анализировать.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Правительство смилостивилось над безработными "недопенсионерами"
Франция стала чемпионом мира по футболу
Елена Исинбаева не примет участия в Олимпиаде-2016
Стало известно, почему Киев не перевооружается новыми танками "Оплот"
Стало известно, почему Киев не перевооружается новыми танками "Оплот"
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Украине предрекают голодные годы
Украине предрекают голодные годы
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
В Китае найдена угроза для всего живого на Земле
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Франция стала чемпионом мира по футболу
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Сражаются за интересы России: Игорь Стрелков о добровольцах из ЧВК "Вагнер"