Василий Великий - автор догмата Святой Троицы

Василий Кесарийский - ревнитель веры

Святой Василий Великий, или Василий Кесарийский, заложил основы монашества как идеала христианского мира. Василий сыграл главенствующую роль в разработке догмата Святой Троицы. Им определены критерии христианской морали, основанной на любви к Богу и ближнему. Созданная им и носящая его имя литургия до сих пор звучит в православных храмах.

Его толкование рассказа библейской Книги Бытия о шести днях творения повлияло на распространенные космологические и естественно-научные представления последующих веков.

Родился Василий около 330 года в Кесарии в знатной и богатой семье. Предки и родственники отличались не только аристократизмом своего происхождения, но и ревностным отношением к христианской вере. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. От бабки, Макрины старшей, почитательницы святого Григория Чудотворца, Василий получил религиозное воспитание. Мать Емилия росла сиротой, поскольку ее отца предали мученической казни также во время гонений на христиан. Дядя, как и двое братьев — Григорий Нисский и Петр Севастийский, служил епископом. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Его отец, Василий старший, был известным ритором и законоведом и хотел, чтобы сын продолжал его дело, поэтому наставлял сына не только в вере, но и обучал светским наукам.

С этой целью юношу послали учиться в Константинополь и Афины, где он встретился с Григорием Богословом или Назианзином и между ними завязалась дружба. Именно годы обучения в Афинах превратили Василия в признанного эрудита. Помимо философии, диалектики, грамматики и астрономии, изучал он врачебную науку и в ораторском искусстве достиг красноречия, "дышавшего силой огня". "Сущность философии заключается в том, что она дает человеку памятование о смерти", — утверждал Василий.

Читайте также: Мистики: Пифагор и его теория реинкарнации

Однако Василий тяготился жизнью в большом городе. "В душе Василия, — писал Георгий Флоровский, — все время боролись два стремления, — пафос философский, жажда знания, и пафос аскетический, желание уйти от мира, уйти в тишину и безмолвие созерцаний". В 354 году он вернулся на родину и начал выступать как ритор, но "вскоре отказался от мирской жизни, предался аскетическим упражнениям и принял крещение".

Василий предпринял путешествие по Сирии, Палестине, Месопотамии и в Египет, чтобы повидать тамошних подвижников, слава о которых шла по всему христианскому миру. Поездка оказалась мучительной. Единству Церкви угрожали расколы, весь Восток пребывал в смуте. После возвращения Василий удаляется в пустыню вблизи Неокесарии. Здесь он устраивает свою первую монастырскую общину, подражая подвигам подвижников, которых видел в Сирии и Египте. Он носил срачицу и мантию, власяницу только ночью, чтобы ее не было видно. Питался хлебом, приправляя его солью и добавляя коренья. От строгого воздержания он пришел в крайнее изнеможение. Никогда не ходил он в баню и не зажигал огня, однако сумел привлечь сюда иноков.

Сюда к нему приходит Григорий Богослов, вместе с которым Василий составляет киновитские правила. Иначе говоря, монастырский устав. Впрочем, скитское монашество он не отрицал и сам организовывал скиты. Изучение трудов Оригена этими двумя подвижниками привело к написанию сборника "Добротолюбие Оригена", благодаря чему до нас дошло большинство оригинальных греческих текстов этого автора.

В пустыне Василий провел все время, пока царствовал Юлиан Отступник. С восшествием на престол Валента для Церкви наступили еще более скверные времена — времена засилья ариан. Василия стали звать на родину и он, хотя не без колебания, согласился. В 364 году он принял священническое посвящение и стал ближайшим помощником Кесарийского епископа Евсевия.

Приняв сан пресвитера, Василий все свое время посвящал попечению об иноках и даже отказывался от переписки со своими прежними друзьями, поскольку на это у него не хватало времени.

Через год, по причине разногласий с Евсевием, Василий, не желая быть предметом зависти, удалился в Ионийскую пустыню. Недалеко от реки Ирис, где прежде него уединились мать Еммелия и сестра Макрина, и которая им принадлежала, Макрина устроила монастырь. Василий поселился у подножия горы, покрытой густым лесом. Однако окончить свои дни в уединении, как того ему хотелось, Василию не пришлось.

Во время страшного голода 368 г. Василий продал свое наследственное имение и отдал все деньги нищим и голодающим. Спустя два года его призвали на место митрополита Каппадокийского. Часть епархии отказалась ему повиноваться, но Василий сумел подчинить свою паству и силой власти, и силой слова.

С детства Василий не отличался отменным здоровьем, аскетический образ жизни только способствовал усилению его хворей. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Его кончину оплакивали не только христиане, но и иудеи и язычники. Память Василия Великого православная церковь чтит 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трех святителей. Частица мощей святителя Василия пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава хранится в лавре святого Афанасия на Афоне, а десница — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *