Рудольф Штайнер, увлекшись теософией, создал антропософию

Великие мистики: Рудольф Штайнер

Во второй половине XIX века возникло религиозно-мистическое учение теософия, из которого вышло много ярких личностей. Их идеи и концепции выбивались из рамок этого течения. Учение Рудольфа Штайнера во многом строилось на личном духовном опыте и в малой степени зависело от теософской традиции. Создатель уникального Гетеанума и комментатор Гете и Ницше, выработал свое собственное учение — антропософию.

Начало биографии основателя антропософии Рудольфа Йозефа Лоренца Штайнера (Rudolf Joseph Lorenz Steiner) поражает с самого начала. Солидная и авторитетная Большая Советская Энциклопедия пишет о нем — "немецкий философ-мистик". Бесспорно, Рудольф Штайнер — этнический немец, но родившийся на территории Австро-Венгрии и поэтому по праву считается австрийцем.

Вторая "загвоздка" в биографии эзотерика и философа заключается в дате его появления на свет. Как правило, в официальных документах указывалась дата крещения, у Штайнера записано — 27 февраля. Штайнер своей рукой начертал в блокноте: "Дата моего рождения выпала на 25 февраля 1861 года. Через два дня меня крестили". Но в 2009 году был обнаружен документ, из которого следовало, что Рудольф Штайнер появился на свет 27 февраля и в тот же день на его имя выдано свидетельство о крещении.

Будущий мистик происходил из простой семьи железнодорожного служащего. Его отец Иоганн (1829-1910) и мать Франциска, урожденная Blie (1834-1918) были родом из нижнеавстрийской области Вальдфиртель. После Рудольфа у них родились дочь Леопольдина (1864-1927), которая работала швеей и вплоть до смерти родителей проживала вместе с ними. Сын Густав (1866-1941) родился глухим и всю жизнь получал пособие по инвалидности.

До 1860 года отец Штайнера служил лесничим и егерем у одного имперского графа в округе Хорн (Horn), но после того, как тот отказался дать свое согласие на свадьбу, Иоганн Штайнер уволился со службы и устроился на должность железнодорожного телеграфиста. В 1879 году семья перебралась в коммуну Инцерсдорф (Inzersdorf), которая в настоящее время является одним из районов австрийской столицы Вены. До этого семья трижды переезжала с места на место, но в написанных на немецком языке биографиях Штайнера нам не встретилось упоминания, данного в русской энциклопедии "Мистики ХХ века", где сказано, что Штайнер "жил в удаленном районе Карпатских гор".

Еще обучаясь в начальной школе, Рудольф, помимо преподававшихся в школе предметов, усердно занимался своим самообразованием. Особенно он увлекался геометрией, а в 16 лет по собственному почину прочитал кантовскую "Критику чистого разума". Мальчик уже в детстве имел визионерский опыт общения с духовными существами, открывавшими ему тайны мироздания, несмотря на то, что тогда он еще ничего не знал о теософии. Вспоминая свое детство, Штайнер утверждал, что в геометрии он впервые испытал сознательное удовлетворение от духовной жизни, рассматривающей, помимо зрительных впечатлений, еще и вопросы.

После окончания реального училища Штайнер с 1879 по 1883 годы учился на стипендию в Техническом институте в Вене. Наряду с математикой и естественными науками он факультативно посещал занятия по философии, литературе и истории в Венском университете. Незадолго до выпускных экзаменов Рудольф вынужден был прервать свою учебу из-за денежных затруднений. И только несколько лет спустя, в 1891 году в университете города Росток Штайнер защитил кандидатскую об основном вопросе теории познания (позже вошедшую в его книгу под заголовком "Правда и наука").

В период с 1884 по 1897 годы Рудольф Штайнер работает над изданием работ по естествознанию Иоганна Вольфганга Гете. Комментарии и вводные статьи Штайнера к научным трудам великого немецкого поэта и ученого получают самую высокую оценку от германистов и специалистов по гетевскому наследию.

НарядусэтимШтайнериздавалтакжепроизведенияфилософаАртураШопенгауэра и немецкого писателя Жан Поля. Выходят в свет и его собственные труды — "Мировоззрение Гете" и "Фридрих Ницше, борец против своего времени". Для нескольких словарей им написаны статьи по естественнонаучным темам. Временно он был редактором издававшегося в Вене "Немецкого еженедельника" — Deutschen Wochenschrift. Несмотря на различные источники дохода, Штайнер зарабатывал в качестве воспитателя и домашнего учителя четырех сыновей еврея-коммерсанта. И лишь в 1890 году, после его назначения в Веймарский архив Гете, у Штайнера наконец появляется скромный достаток. В это время Штайнер знакомится со многими интересными людьми, среди которых оказывается и Елена Петровна Блаватская.

Штайнер не только выдающийся гетевед и знаток Ницше, он автор оригинальных концепций. В 1900 году он был принят в Теософское общество, а два года спустя уже становится во главе его немецкого отделения. В его рамках он проработал 12 лет. Искренне считающий себя христианином, Рудольф Штайнер разрабатывает комплекс практических упражнений, способствующих развитию личности (впоследствии все они объединены в его книге "Тайная наука"), которые основаны на Восьмеричном Пути Будды.

Будучи еще теософом, Штайнер параллельно вступает в эзотерическое общество Ordo Templi Orientis - Орден Восточного храма, в котором интенсивно занимаются ритуальной магией и даже возглавляет одну из его лож Mysteria Mistica Aeterna. Об этом обществе больше известно в связи с сексуальными скандалами Алистера Кроули, а сам Штайнер до конца своих дней отрицал какую бы ни было связь с этим тамплиерами Востока.

Ученый и мистик, он пишет об исчезнувших континентах Атлантиде и Лемурии и в то же время, особенно перед и во время Первой мировой войны, не только интересуется, но и живо занимается политикой. Несмотря на политические разногласия с 1899 по 1905 годы Штайнер активно участвует в марксистской школе для образования рабочих Розы Люксембург.

Перед самым началом Первой мировой войны Штайнер, порвавший с теософами, проектирует центр Антропософского движения — Гетеанум (Goetheanum назван в честь Гете). Архитектура центра была призвана символизировать Вселенную, а породы дерева подбирались по принципу строения скрипки, вбирающей в себя вибрации всех искусств. В строительстве Гетеанума принимали участие представители русской интеллигенции: Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Ася Тургенева.

Огромное влияние на Штайнера оказала его вторая жена — прибалтийская немка Мария фон Зиверс (Marie von Sivers или Sievers), которая познакомилась с ним в немецком Теософском обществе. 24 января 1905 года они вдвоем с мужем вступили в Ordo Templi Orientis. В этот "иррегулярный" масонский орден Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима, который еще называют "египетским масонством, принимали лиц обоего пола. Именно Мария подала Штейнеру мысль о том, чтобы излагать свое учение в драматургической форме.

Рудольф Штайнер скончался после тяжелой болезни 30 марта 1925 года в швейцарском городе Дорнах.

Читайте другие статьи из серии "Великие мистики в реалиях":

Мистики в реалиях: Гвидо фон Лист

Мистики в реалиях: Гурджиев

Мистики в реалиях: Пифагор

Мистики в реалиях: Джон Донн

Мистики в реалиях: Якоб Бёме

Мистики в реалиях: Хуан де ла Крус

Мистики в реалиях: Хильдегарда

Мистики в реалиях: Эрик Хануссен

Мистики в реалиях: Григорий Распутин

Мистики в реалиях: адепты тибетского буддизма

Мистики в реалиях: Елена Блаватская

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Темы школа
Обсудить