Пираты: губернаторами они были неважными

До сих пор ходят легенды о том, что многие пираты впоследствии, поступив на государственную службу, стали хорошими губернаторами. Однако это очередное заблуждение. Факты говорят о том, что губернаторы из них были, мягко говоря, никудышные. А все потому, что они привыкли жить по принципу "После нас хоть потоп".

До сих пор среди тех, кто с восторгом читает и слушает о похождениях знаменитых пиратов, бытует одно очень распространенное заблуждение. Заключается оно в следующем — пиратами люди становились потому, что не могли сделать достойную карьеру в современном им обществе. У кого-то не было денег, у кого-то — нужных связей, кому-то вообще просто глобально не везло. То есть, считают приверженцы подобной точки зрения, пиратами люди становились не потому, что мечтали быстро разбогатеть, а потому, что им не было места в обычной, "законопослушной" жизни.

Интересно, что среди тех, кто разделяет данное заблуждение, встречаются и профессиональные историки, например, Лев Николаевич Гумилев. Впрочем, с моей точки зрения, это предположение достаточно сложно как доказать, так и опровергнуть, поскольку сами пираты говорили о том, что толкнуло их на путь морского разбоя лишь на суде. Ну, а такие заявления, сами понимаете, не стоят и ломаного пиастра — кто же добровольно признается в том, что просто хотел разбогатеть при помощи грабежей?

Тем не менее, многие из тех, кто изучает историю пиратства, приводят в качестве доказательства данной гипотезы достаточно странный аргумент. Суть его такова: все пираты, которые впоследствии поступили на государственную службу, в дальнейшем проявили себя как талантливые политики, способные полководцы и хорошие "завхозы". То есть, получается, они могли сделать нормальную карьеру в метрополии и даже в колонии, если бы тогдашнее общество было бы устроено более справедливо.

В виде примера часто приводят историю знаменитого Генри Моргана — того флибустьера, который в 1670 году разграбил Панаму, захватив добычу стоимостью шесть миллионов дублонов. Как известно, вскоре этот пират был назначен губернатором острова Ямайка и руководил этой английской колонией свыше десяти лет. За время своего правления он сделал все, чтобы повысить обороноспособность острова, искоренил пиратство в прибрежных водах, а также контрабанду, а также предпринял ряд реформ, стимулирующих экономическое развитие острова.

Читайте также: Пираты: правда, что они были богаты?

Фото: AP

Любопытно, но особенно часто эту историю россияне вспоминали в 90-х годах прошлого века, когда в городах и регионах нашей страны на руководящие должности выдвигались люди с откровенно криминальным прошлым. "Ничего страшного, — говорили тогда оптимисты. — Ведь Генри Морган тоже был бандитом с большой дороги, а как попал на государственную службу, сделался образцовым губернатором. Если у него получилось, то и у нынешних тоже получится". Далее, как это водится, следовали рассуждения о том, что в криминальные структуры часто попадают из-за того, что не могут сделать карьеру, о несправедливом общественном устройстве и т. п., то есть старые песни на новый лад.

Тем не менее, пример карьеры Генри Моргана вовсе не может быть показательным. Хотя бы потому, что все вышеизложенные утверждения не соответствуют действительности. Но как же все было на самом деле? Давайте обратимся к фактам, которые, как известно, вещи весьма упрямые.

Прежде всего, Морган никогда не был губернатором Ямайки. С 1674-го по 1682 год бывший пират занимал должность вице-губернатора, то есть его участие в руководстве островом было весьма скромным. Морган должен был отвечать за обороноспособность острова, а также исполнять обязанности адмиралтейского судьи. А губернаторские обязанности он исполнял лишь четыре месяца в 1678 году, когда старый правитель острова был отозван, а новый пока еще не прибыл. И, по отзывам очевидцев, это было самое худшее время в истории английской колонии на Ямайке.

Прежде всего, с пиратами Морган вообще никак не боролся. Наоборот, он всячески содействовал их промыслу, поощрял контрабандную торговлю (за это на него было подано свыше 150 жалоб, и все они сохранились в архивах), а также делал все, чтобы морские разбойники не попали на скамью подсудимых. При этом его обычными методами работы были такие, как подкуп свидетелей, давление на судей, взятки тюремщикам, шантаж присяжных и т. п. Не удивительно, что во время его "губернаторства" пираты чувствовали себя на Ямайке как дома. А вот законопослушным гражданам пришлось достаточно туго — любая тяжба при Моргане практически всегда решалась в пользу пирата.

Правда, справедливости ради следует заметить, что Моргану удалось обезвредить несколько мелких шаек и отправить на виселицу их главарей. Но вот что удивительно — если посмотреть их историю взаимоотношений с данным флибустьером, выяснится, что все они с давних пор были заклятыми врагами Моргана. Получается, вице-губернатор, дорвавшись до власти, просто сводил счеты с бывшими конкурентами. Дорогие читатели, вам это ничего не напоминает?

Фото: AP

Остальные заслуги сэра Генри также весьма и весьма преувеличены. Что касается повышения обороноспособности острова, то здесь ему удалось лишь возвести две новые батареи форта Порт-Ройяла. Да и те, как показала последующая проверка, никуда не годились — поставленные на них пушки были непригодны к стрельбе из-за коррозии, а расчетов для нескольких орудий так и не нашлось. Зато флот Ямайки во время губернаторства Моргана (которым, кстати, командовал его брат, Чарльз) пришел в полную негодность (что сказалось в последовавшей после описываемых событий короткой войне с французами). Корабли были источены моллюсками, гнили, рассыпались, а вот суммы, отпущенные на их ремонт, таинственным образом исчезали. Как вы думаете, в чьих бездонных карманах?

Да и насчет того, что при Моргане произошло оздоровление экономики острова, сказать тоже нельзя. Английские архивы того времени просто лопаются от жалоб, которые присылали ямайские торговцы, обвиняя сэра Генри в бесконечных поборах, вымогательстве и шантаже. Кроме того, у вице-губернатора была одна интересная привычка — он любил брать товары в кредит, а потом почему-то у него случались провалы в памяти и он забывал оплатить покупку. Интересно, что когда приходило время собирать налоги или взимать пошлины, эта забывчивость волшебным образом проходила.

Ну, а по поводу деятельности сэра Генри в должности адмиралтейского судьи существует одно интересное свидетельство, написанное… самим Генри Морганом — письмо, в котором он жалуется, что ему тяжело исполнять эти обязанности, поскольку он совсем не разбирается в законах! Но вот в арифметике вице-губернатор разбирался прекрасно и знал, что если он откажется от этой должности, его жалование уменьшится на 600 фунтов стерлингов в год. Поэтому, несмотря на "тяжкие муки", Морган продолжал председательствовать в адмиралтейском суде. Правда, ямайское правосудие от этого только страдало.

Итак, как видите, сэр Генри Морган действительно был одним из самых худших правителей Ямайки со дня основания там английской колонии. Не удивительно, что в 1682 году прибывший из Лондона новый губернатор Томас Линч после короткого расследования отстранил его от занимаемой должности, а также отправил его брата в отставку с поста адмирала флота. Морган также был выведен из состава Совета Ямайки (что-то вроде местного парламента). Правда, в 1685 году он и его родственники опять попали в этот орган законодательной власти (потому что назначенный после Линча губернатор Кристофер Монк весьма благоволил бывшему флибустьеру), однако это продолжалось недолго. В августе того же года сэр Генри скончался от цирроза печени (который был вызван тем, что в последние три года жизни Морган, что называется, просто не просыхал).

Другие флибустьеры, которым удалось попасть в губернаторы, вели себя не лучше сэра Генри. Первый губернатор знаменитого острова Тортуга пират Франсуа Ле Вассер (собственно говоря, это именно он прогнал с острова англичан и сделал его французской колонией) устроил в своих владениях форменный беспредел.

Всех, кто осмеливался возразить губернатору, ждала немедленная смерть, причем часто от его собственной руки. Ле Вассер устанавливал собственные налоги, повышал пошлины так, как хотел, конфисковывал имущество торговцев, обвиняя их в скупке краденого (что сам же и поощрял), покровительствовал пиратам и контрабандистам. Кроме того, он, будучи гугенотом, всячески преследовал католиков. Не удивительно, что свою жизнь он закончил не в собственной постели — в июле 1652 года Ле Вассер был убит своим же племянником (у которого, по легенде, увел перед этим жену). Однако обороноспособность острова стараниями Ле Вассера возросла — построенный им форт считался одним из самых неприступных в Карибском море.

Еще один губернатор из пиратов, Жан-Батист Дюкасс (он управлял колонией на острове Сан-Доминго с 1691-го по 1700 год), все время своего пребывания в этой должности заботился исключительно о собственных карманах. Собственно говоря, он и на острове-то почти никогда не бывал — все время участвовал в грабительских походах флибустьеров, в том числе в знаменитом набеге барона де Пуанти в 1697 году на Картахену. Он был лично знаком со многими известными пиратами, пользовался их доверием, а вот чиновников на "своем" острове совсем не знал в лицо. Хотя когда ему было с ними знакомиться?

Пожалуй, среди всех губернаторов, имевших пиратское прошлое, только правление Вудса Роджерса в 1718-1722 годах можно считать достаточно успешным. Этот бывший флибустьер сумел очистить территорию вверенных ему Багамских островов от своих бывших друзей — пиратов (причем часть из них добровольно сдались и получили амнистию, письменное свидетельство о которой позже назвали "индульгенцией Роджерса"). Кроме того, когда в феврале 1720 года колония была атакована испанской экспедицией в составе четырех кораблей и восьми шлюпов с 1300 людьми на борту, Роджерс смог отразить вражеское нападение, хотя его войска состояли всего из 500 человек.

Читайте также: Пираты: кто такой Веселый Роджер

Однако и сэр Вудс остался в истории не только как талантливый полководец, но и как человек, который так и не смог понять разницы между казной и собственным карманом. После его правления обнаружилось, что на личные нужды губернатор потратил казенную сумму, в четыре раза превышавшую годовой доход колонии.

Так что, как это ни печально, но хороших губернаторов из пиратов в большинстве случаев не получалось. И дело тут не в общественном строе, а в психологии этих людей — ведь тот, кто преуспевал на поприще флибустьера, как правило, всегда жил "одним днем". Для него главным было извлечение сиюминутной выгоды, а о последствиях пират никогда и не думает. Ну, а из таких людей хороших губернаторов никогда не получится…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Спортивный юрист США: МОК совершил страшную ошибку
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Взрыв газа в Австрии: украинская труба — всё
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Кремль рассказал о причинах войны Запада с Россией
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Путин украинцам о Саакашвили: "Как вы это терпите вообще?!"
Взрыв газа в Австрии: украинская труба — всё
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Названа главная составляющая мужской привлекательности
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Путин — Собчак: вот вы "против всех" — а предлагаете-то что?

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры