Америка нуждается в специалистах по живым мертвецам

Задумывались ли когда-нибудь любители ужастиков о том, что в фильме под жутким названием "Ночь оживших мертвецов" скрыт тончайший подтекст антивоенного протеста? А о том, почему одни монстры на киноэкране страшные, другие противные, а третьи и вовсе вызывают презрительный смех? Этими и другими вопросами озаботился преподавательский состав американского Университета Балтимора, который открывает авторский курс для студентов — зомбоведение.

Официально эта сенсационная программа именуется "Образы массовой культуры: зомби". Вести ее будет профессор Арнольд Блумберг, который давно специализируется на изучении массовой культуры в целом и фильмов о зомби в частности. Целый семестр студенты Балтиморского университета посвятят изучению живых мертвецов как художественного явления. Автор курса уверен в том, что режиссерский и зрительский интерес к сюжетам, связанным с зомби, обусловлен определенной ситуацией в обществе.

Читайте также: "Зомби" угрожает телевизионным спутникам

За последние годы ожившие мертвецы прочно укоренились в массовой культуре за счет активной эксплуатации их на экране — в первую очередь тружениками фабрики грез, не жалеющими миллионов на бюджет "зомбированных" блокбастеров. Ренессанс жанра начался, пожалуй, с 2002 года, когда англичане сняли фильм под названием "Двадцать восемь дней спустя". В 2004 году Зак Снайдер выпустил ремейк знаменитого "Рассвета мертвецов", снятого в 1978 году Джорджем Ромеро. Тогда же британский режиссер Эдгар Райт повеселил публику жанровой пародией "Shaun of the Dead", а год назад вышел не менее пародийный "Добро пожаловать в Зомбилэнд" Рубена Флейшера — самый кассовый фильм о зомби.

Зомбимания не ограничилась одним кинематографом. И если появление живых мертвецов в телесериалах было вполне предсказуемо, то издевательство над образцом классической литературы, каковое позволил себе американский писатель Сет Грэм-Смит в романе "Гордость и предубеждение и зомби", поразило читателей до глубины души. Это сразу же сказалось и на объемах продаж, и на прибыли: доход от издания провокационного романа намного превысил ту сумму, которую некогда получила создательница оригинала Джейн Остин.

"Сейчас мы находимся на пике популярности сюжетов, связанных с зомби, в массовой культуре, — утверждает Арнольд Блумберг. — На самом примитивном уровне эти существа являются одним из мощнейших стимулов чувства страха, потому что они являются видоизмененными людьми. Фактически зомби — это мы сами, весь вопрос в одном укусе". Свою теорию профессор несколько лет назад изложил в книге "Зомбимания", в которой исследовал около восьми десятков жанровых фильмов.

Фото: AP

В программу его авторского курса войдут, увы, далеко не все примеры из книги — только 16 "классических" образцов жанра. "Мы проследим, как изменялся и развивался образ зомби в течение последних десятилетий и как в нем отражалась наша меняющаяся культура", — поясняет Блумберг.

Еще задолго до того, как фильмы о зомби стали изобиловать поражающими воображение спецэффектами, они отражали наиболее распространенные в обществе иррациональные страхи. На заре своей кинокарьеры живые мертвецы восставали из могил по зову злых колдунов, а иногда даже священнослужителей-отступников. Потом появились зомби, порожденные плохо захороненными ядерными отходами и символизирующие ужас холодной войны.

Читайте также: Христианство — это вера в воскресение мертвых

В образцовом хорроре Ромеро американцы 1960-х отчетливо увидели намек на документальный фильм о резне во Вьетнаме, ранее показанный в ночном телеэфире и поразивший нацию до глубины души. Зомби миллениума не вылезают из-под земли на кладбищах, а появляются в результате распространения вируса-мутанта. И тут прослеживается явный отзвук панических настроений, возникших после печально известных терактов 9/11, когда население США боялось атаки с применением биологического оружия.

Впрочем, программа Арнольда Блумберга не беспрецедентна. Четыре года назад английский ученый Брендан Райли, работающий в Колумбийском университете (Чикаго), читал курс "Зомби в масс-медиа", завоевавший умы и сердца студентов. "Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы курс с неакадемичной тематикой был зарегистрирован как официальный, — признается Райли. — Поначалу, конечно, я столкнулся с непониманием со стороны администрации. Многим казалось, что мой курс одним своим названием испортит имидж университета. Но потом, когда я все-таки отстоял его право на существование, произошло с точностью до наоборот: другие вузы начали нам подражать, вводя в программу нетривиальные курсы, дабы привлечь студентов".

Преподаватель Гарвардской медицинской школы Стивен Шлосмен, написавший шуточную научную статью о нейрофизиологии зомби, считает живых мертвецов единственным видом кинематографических монстров, достойным стать предметом изучения на отдельном курсе занятий.

"Тут целый спектр проблем. Например, какими должны быть зомби — медлительными и неуклюжими, как в "Ночи оживших мертвецов", или стремительными, как в фильмах "Двадцать восемь дней спустя" или "Я — легенда"? Студентам интересно, как бы двигался труп, если бы по каким-то причинам ожил, — объясняет Шлосмен. — Вампиры и оборотни при всей своей суперпопулярности среди зрителей-тинейджеров длятакого пристального изучения не подходят, тут все линейно и просто, как дважды два".

 

По словам одного из руководителей балтиморского университета Джонатана Шорра, студенты рвутся к Арнольду Блумбергу как за горячими пирожками, рассчитывая на интересное и не изобилующее трудной работой времяпрепровождение.

"Они не учитывают того факта, что этот курс, как и любой другой связанный с масс-медиа, предполагает кропотливое изучение не только предмета, но и сферы его существования, а в данном случае это кинематограф, средства массовой информации, массовая культура и общество в целом. Сидеть и смотреть по два ужастика в день — это немного не то, чего ждет от своих учеников профессор Блумберг. Он заставляет их писать исследовательские работы, собирать информацию о состоянии социума в то время, когда выходил тот или иной фильм о зомби, и искать параллели между фильмами и социумом. Это невероятно интересно. Но и невероятно трудно".

Самые интересные новости читайте на главной странице

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Литва назвала "экономическим удушением" желание России использовать свои порты
Литва назвала "экономическим удушением" желание России использовать свои порты
Бывшему полковнику Квачкову продлили срок заключения
Литва назвала "экономическим удушением" желание России использовать свои порты
Литва назвала "экономическим удушением" желание России использовать свои порты
Робби Уильямс напугал Прибалтику коротким русским словом
СМИ: осенью лекарства в России могут подорожать
Ксавье МОРО: когда нелегалы понимают, что в Европе тяжелая жизнь, они начинают террор
Откуда и как Навальный черпает силы для борьбы с коррупцией
Прокуратура Грузии требует Киев выдать Саакашвили
Сто дней президентства Макрона, или Утраченные иллюзии Франции
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Еще четыре популярные программы могут быть закрыты на Первом канале
СМИ: осенью лекарства в России могут подорожать
"Малюсенькое государство, которое надо проучить": что говорил Сикорский о Литве три года назад
Мэр Сиэтла: памятники Ленину — "символ ненависти, расизма и жестокости"
"Малюсенькое государство, которое надо проучить": что говорил Сикорский о Литве три года назад
Прокуратура Грузии требует Киев выдать Саакашвили
Еще четыре популярные программы могут быть закрыты на Первом канале
Еще четыре популярные программы могут быть закрыты на Первом канале