Америка нуждается в специалистах по живым мертвецам

Задумывались ли когда-нибудь любители ужастиков о том, что в фильме под жутким названием "Ночь оживших мертвецов" скрыт тончайший подтекст антивоенного протеста? А о том, почему одни монстры на киноэкране страшные, другие противные, а третьи и вовсе вызывают презрительный смех? Этими и другими вопросами озаботился преподавательский состав американского Университета Балтимора, который открывает авторский курс для студентов — зомбоведение.

Официально эта сенсационная программа именуется "Образы массовой культуры: зомби". Вести ее будет профессор Арнольд Блумберг, который давно специализируется на изучении массовой культуры в целом и фильмов о зомби в частности. Целый семестр студенты Балтиморского университета посвятят изучению живых мертвецов как художественного явления. Автор курса уверен в том, что режиссерский и зрительский интерес к сюжетам, связанным с зомби, обусловлен определенной ситуацией в обществе.

Читайте также: "Зомби" угрожает телевизионным спутникам

За последние годы ожившие мертвецы прочно укоренились в массовой культуре за счет активной эксплуатации их на экране — в первую очередь тружениками фабрики грез, не жалеющими миллионов на бюджет "зомбированных" блокбастеров. Ренессанс жанра начался, пожалуй, с 2002 года, когда англичане сняли фильм под названием "Двадцать восемь дней спустя". В 2004 году Зак Снайдер выпустил ремейк знаменитого "Рассвета мертвецов", снятого в 1978 году Джорджем Ромеро. Тогда же британский режиссер Эдгар Райт повеселил публику жанровой пародией "Shaun of the Dead", а год назад вышел не менее пародийный "Добро пожаловать в Зомбилэнд" Рубена Флейшера — самый кассовый фильм о зомби.

Зомбимания не ограничилась одним кинематографом. И если появление живых мертвецов в телесериалах было вполне предсказуемо, то издевательство над образцом классической литературы, каковое позволил себе американский писатель Сет Грэм-Смит в романе "Гордость и предубеждение и зомби", поразило читателей до глубины души. Это сразу же сказалось и на объемах продаж, и на прибыли: доход от издания провокационного романа намного превысил ту сумму, которую некогда получила создательница оригинала Джейн Остин.

"Сейчас мы находимся на пике популярности сюжетов, связанных с зомби, в массовой культуре, — утверждает Арнольд Блумберг. — На самом примитивном уровне эти существа являются одним из мощнейших стимулов чувства страха, потому что они являются видоизмененными людьми. Фактически зомби — это мы сами, весь вопрос в одном укусе". Свою теорию профессор несколько лет назад изложил в книге "Зомбимания", в которой исследовал около восьми десятков жанровых фильмов.

Фото: AP

В программу его авторского курса войдут, увы, далеко не все примеры из книги — только 16 "классических" образцов жанра. "Мы проследим, как изменялся и развивался образ зомби в течение последних десятилетий и как в нем отражалась наша меняющаяся культура", — поясняет Блумберг.

Еще задолго до того, как фильмы о зомби стали изобиловать поражающими воображение спецэффектами, они отражали наиболее распространенные в обществе иррациональные страхи. На заре своей кинокарьеры живые мертвецы восставали из могил по зову злых колдунов, а иногда даже священнослужителей-отступников. Потом появились зомби, порожденные плохо захороненными ядерными отходами и символизирующие ужас холодной войны.

Читайте также: Христианство — это вера в воскресение мертвых

В образцовом хорроре Ромеро американцы 1960-х отчетливо увидели намек на документальный фильм о резне во Вьетнаме, ранее показанный в ночном телеэфире и поразивший нацию до глубины души. Зомби миллениума не вылезают из-под земли на кладбищах, а появляются в результате распространения вируса-мутанта. И тут прослеживается явный отзвук панических настроений, возникших после печально известных терактов 9/11, когда население США боялось атаки с применением биологического оружия.

Впрочем, программа Арнольда Блумберга не беспрецедентна. Четыре года назад английский ученый Брендан Райли, работающий в Колумбийском университете (Чикаго), читал курс "Зомби в масс-медиа", завоевавший умы и сердца студентов. "Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы курс с неакадемичной тематикой был зарегистрирован как официальный, — признается Райли. — Поначалу, конечно, я столкнулся с непониманием со стороны администрации. Многим казалось, что мой курс одним своим названием испортит имидж университета. Но потом, когда я все-таки отстоял его право на существование, произошло с точностью до наоборот: другие вузы начали нам подражать, вводя в программу нетривиальные курсы, дабы привлечь студентов".

Преподаватель Гарвардской медицинской школы Стивен Шлосмен, написавший шуточную научную статью о нейрофизиологии зомби, считает живых мертвецов единственным видом кинематографических монстров, достойным стать предметом изучения на отдельном курсе занятий.

"Тут целый спектр проблем. Например, какими должны быть зомби — медлительными и неуклюжими, как в "Ночи оживших мертвецов", или стремительными, как в фильмах "Двадцать восемь дней спустя" или "Я — легенда"? Студентам интересно, как бы двигался труп, если бы по каким-то причинам ожил, — объясняет Шлосмен. — Вампиры и оборотни при всей своей суперпопулярности среди зрителей-тинейджеров длятакого пристального изучения не подходят, тут все линейно и просто, как дважды два".

 

По словам одного из руководителей балтиморского университета Джонатана Шорра, студенты рвутся к Арнольду Блумбергу как за горячими пирожками, рассчитывая на интересное и не изобилующее трудной работой времяпрепровождение.

"Они не учитывают того факта, что этот курс, как и любой другой связанный с масс-медиа, предполагает кропотливое изучение не только предмета, но и сферы его существования, а в данном случае это кинематограф, средства массовой информации, массовая культура и общество в целом. Сидеть и смотреть по два ужастика в день — это немного не то, чего ждет от своих учеников профессор Блумберг. Он заставляет их писать исследовательские работы, собирать информацию о состоянии социума в то время, когда выходил тот или иной фильм о зомби, и искать параллели между фильмами и социумом. Это невероятно интересно. Но и невероятно трудно".

Самые интересные новости читайте на главной странице

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

Благодаря "оперативному сигналу ФСБ" президентом РФ Владимиром Путиным была остановлена приватизация корпорации "Роснано". К которой уже всё было почти готово.

В последний момент: как Путин и ФСБ спасли "Роснано" от Чубайса
Комментарии
В последний момент: как Путин и ФСБ спасли "Роснано" от Чубайса
Почему Русская Церковь не защищает паству на Украине
Чего ждет Трамп от встречи с лидером КНДР Ким Чен Ыном
Чего ждет Трамп от встречи с лидером КНДР Ким Чен Ыном
Турция золотой запас из США вывезла. А что Россия?
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
В последний момент: как Путин и ФСБ спасли "Роснано" от Чубайса
Бунт районного масштаба
В последний момент: как Путин и ФСБ спасли "Роснано" от Чубайса
В последний момент: как Путин и ФСБ спасли "Роснано" от Чубайса
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Подлодка США ушла от российской субмарины и ударила по Сирии
В последний момент: как Путин и ФСБ спасли "Роснано" от Чубайса
Советник президента заявил о полном провале России на Олимпиаде
Депутат из Львова назвала Гитлера "великим" и отметила день рождения фюрера
США напуганы отсутствием ответа России на удары по Сирии
Бунт районного масштаба
Это всерьез: Россия резко начала выводить деньги из США
Американские демократы подали в суд на Россию
Портам Латвии предрекли еще один мощный удар из России
В последний момент: как Путин и ФСБ спасли "Роснано" от Чубайса