Альберт Лиханов: переводчик с детского

Альберт Анатольевич Лиханов — один из "зубров" отечественной литературы, чье творчество неразрывно связано с "толстыми" журналами советской эпохи. Однако и сегодня этот писатель продолжает оставаться одной из знаковых фигур в российской современной словесности. Всю свою жизнь Лиханов писал о детях, точнее, о том, как тяжело им становиться взрослыми.

Альберт (настоящее имя Глеб) Лиханов родился в 1935 году в Кирове, в семье слесаря. Мать будущего писателя всю жизнь проработала сестрой милосердия. Однако предки Лиханова были вовсе не из пролетариев. В писателе течет кровь дворян из Санкт-Петербурга, которые перебрались в вятские края и постепенно утратили былой блеск.

Лиханов начал писать рано — еще в старших классах школы. И сразу после получения среднего образования он уехал поступать в Уральский государственный университет на отделение журналистики. Лиханов не только писал беллетристику, но и много работал в газетах - "Кировская правда", "Комсомольское племя", "Комсомольская правда". Как признавал сам писатель, именно работа журналистом помогала ему задумывать его художественные произведения.

Альберт Лиханов, в отличие от многих писателей, никогда не придерживался мнения, что писатель должен сидеть на даче, отгородившись от мира забором, и творить в отшельничестве. Его привлекали живые человеческие характеры, яркие события и вообще все новое. Не зря героями повестей и рассказов Лиханова всегда становились подростки — те, кто активнее всего познает мир, проводит переоценку ценностей и всегда старается бежать впереди паровоза.

Его первый рассказ "Шагреневая кожа" вышел в журнале "Юность" — одном из самых популярных журналов советской эпохи. Теоретически это издание было ориентировано на подростковую аудиторию. Поэтому и публиковались там, в основном, рассказы и повести о детях. Но "Юность" читали также многие взрослые, да и и печатались на страницах этого журнала уже зрелые писатели и поэты — Роберт Рождественский, Анна Ахматова, Василий Аксенов, Булат Окуджава, братья Стругацкие и многие другие.

Читайте также: Идеальная семья — без детей?

Собственно, именно после публикации в "Юности" Альберт Лиханов и стал признанным писателем. Этот журнал в те времена выходил огромными тиражами, раскупался моментально и обсуждался во всех кругах и слоях общества. Рассказ молодого журналиста из Кирова произвел сильное впечатление на всех — и на собратьев по перу, и на читателей, а сам Лиханов вошел в литературные круги полноправным и признанным писателем.

Фото: AP

Писал Лиханов легко, светло, радостно и понятно о тяжелых, сложных и темных вещах. И, самое интересное, понимали его и дети и взрослые.Писатель Анатолий  Алексин  очень верно подметил, что творчество Альберта Анатольевича "служит  весенней  поре   человеческой   жизни,   которая отличается от обыкновенной тем, что  никогда  уж  больше  не  возвращается".

Самое главное, Лиханову всегда удавалось избежать морализаторства. Советская литература, тем более литература для детей и старшего школьного возраста, обязана была не просто учить своих читателей жизни, а жизни правильной. Той, которая по плану ожидала их в светлом будущем. К сожалению, мораль, особенно ярко акцентированная, губит текст, как бы хорошо он ни был написан. А уж детский текст и вовсе. Основные претензии современных литераторов ко Льву Николаевичу Толстому касаются как раз его обязательного морализаторства. 

Произведения же Альберта Лиханова не содержат приторной назидательности, они полны внимания и человеческого участия к детям, которые живут в мире взрослых — мире, который не делает скидки на возраст. Столько всего делают взрослые на внимательных детских глазах: разводятся, совершают подлости, ругаются, и никто не думает о том, как эти их действия отразятся в душе ребенка.

Взять хотя бы повесть "Лабиринт". Мальчик вынужден присутствовать на суде, где разошедшиеся со скандалом родители делят его, словно "пирог", а посторонние люди — судья, свидетели, соседи, сослуживцы устраивают этот процесс, якобы заботясь о благе ребенка. Это произведение наглядно показывает, что больше всего страдает в подобной ситуации именно тот, ради чьего благополучия это все вроде бы и делается - сам ребенок.

Сегодня, когда дележ детей с привлечением телевидения, печатных и электронных СМИ стал чуть ли не модным, эта повесть остается актуальной, как никогда. И вообще, произведения писателя без всякого показного морализаторства заставляют обратить внимание на то, что дети чувствуют и воспринимают все по-другому, чем взрослые. Действительно, надо сначала научиться их понимать, а потом уже решать, что для них лучше, а что хуже.

К своим 75 годам Альберт Лиханов является не только писателем. Он - президент Международной ассоциации детских фондов, а также председатель Российского детского фонда. Как говорит сам Альберт Анатольевич, стыдно сострадать детским бедам на бумаге, ничего не делая в реальности. Альберт Лиханов участвовал в создании Научно-исследовательского института детства, с помощью Российского детского фонда добился создания приюта в Белгородской области и сделал много другого.

Книги Лиханова давно выходят целыми собраниями сочинений, по ним сняты фильмы и поставлены спектакли.

Все самое интересное читайте в рубрике "Жизнь"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *