Эволюция вампиров: от упырей до "сумеречных" красавцев

Горящий загадочный взор и алые губы, демонстрирующие в ласковой улыбке острые клыки — таков новый идеал красоты, навеянный нам фантастическими сагами и блокбастерами. Мир помешался от любви к вампирам — бледным юношам с холодной кожей и пылкими чувствами.

Миллионы юных девушек сочиняют стихи про кровь, луну, кладбища, а миллионы юношей по всему свету старательно работают над своим образом, пытаясь стать максимально похожими на вампиров… то есть, на таких вампиров, которые подмигивают нам с киноэкранов.

Современный мир, переживающий настоящий "вампирский бум", уже не помнит, что изначально вампиры не были такими лапочками — на тех кровососов и упырей, которые еще до нашей эры пугали жителей Земли, вряд ли кто захотел бы быть похожим. Уж больно неприятными созданиями являлись предшественники современных героев фильмов "Сумерки" и "Интервью с вампиром".

Так, например, с "кровососами" были знакомы еще жители Древней Греции. Существа, относящиеся к пантеону темных богов, назывались ламиями, эмпусами и мормоликами. Самыми известными были ламии — чудовища, которые имели внешний облик прекрасных юношей и дев. Ламии промышляли тем, что подкарауливали на дорогах неосторожных путников и высасывали у них кровь, а потом и пожирали трепещущие тела.

Само слово "ламия" означало "вампир, ведьма или ночной кошмар". Между прочим, сама Ламия, как персонаж мифов, была не кто-нибудь, а дочь Посейдона и возлюбленная самого Зевса. За то, что Ламией прельстился сам громовержец, Гера превратила соперницу в чудовище, и убила ее детей. Обезумевшая Ламия принялась бегать по лесам и горам, и похищать чужих младенцев.

Читайте также: Дракула: союзник русичей, вампир и герой анекдотов

Собственно, образ притягательной Красоты Зла как раз и пришел в мировую культуру из Древней Греции — помимо ламий у греков хватало прекрасных чудовищ: это и всем известные сирены, и медуза Горгона, и прочие мифические чудовища. Однако именно вампиры всегда описывались как мерзкие и отвратные твари, и никакой народной любви к ним не было и быть не могло.

Фото: AP

В Средневековье вампиры тоже не отличались привлекательностью — во множестве легенд, преданий и сказаний Европы и России встречается характерное описание ожившего мертвеца, именовавшегося "упырь" или "вурдалак". Упырь, при жизни бывший обычно колдуном или просто человеком со злобным и скверным характером, и после смерти продолжал проявлять свою склочную сущность. Он выбирался по ночам из могилы, не желая покоиться, как все порядочные люди, и таскался по окрестностям, нападая на случайных встречных. Упырь не только пил кровь, но и пожирал заживо своих жертв.

Избавиться от упыря можно было только, забив ему в грудь осиновый кол или предав сожжению. Что, кстати, крестьяне зачастую и проделывали, хороня деревенских колдунов. Описывали упырей как смрадных нечистых созданий с отталкивающей внешностью. И, понятно, такие мерзкие типы никак не могли завоевать девичьи сердца, юные девы тогда склонялись больше к рыцарям на белых конях, доблестным царевичам и прочим положительным персонажам.

О кровососущей нечисти снова активно заговорили, когда к легендам о вампирах (так назывались упыри в восточноевропейских легендах) проявили интерес писатели и поэты. Собственно, им было на что опираться — в VIII веке в Пруссии, Сербии и вообще Восточной Европе тоже прокатилась волна помешательства на вампирах, правда, с отрицательной окраской. Дело в том, что произошло несколько случаев, которые дали пищу слухам о реальном существовании вампиров, и дело дошло до того, что началась всеобщая паника.

Для восстановления порядка потребовалось личное вмешательство императрицы Марии Терезии, которая отправила расследовать происшествие своего личного врача, который осмотрел трупы и тех, кто жаловался на якобы произошедшее нападение кровопийц. В итоге врач официально заявил, что вампиров не существует, что и было задокументировано.

Но врачи и официальные заявление — одно, а творческая фантазия — другое. Когда началась эпоха романтизма, и в моду вошло все брутальное и инфернальное, то, разумеется, для авторов, воспевающих смерть и прочиезагробные прелести, вампиры оказались истинным подарком из прошлого.

Байрон, который вообще оказал колоссальное влияние как на передовые умы своего времени, так и на менее просвещенны элементы, воспел вампира в поэме "Гяур", а личный врач Байрона, доктор Полидори, написал рассказ, в котором также фигурирует вампир, списанный с самого поэта. Образ получился столь неоднозначный и колоритный, что послужил толчком к новому восприятию вампиров, которое и легло в основу моды на них.

Многие авторы того времени почуяли, что вот он — персонаж, который будет сводить с ума читателей, а особенно читательниц, и вскоре рассказы о вампирах стали появляться в разных уголках Англии, а затем и другой Европы. Кровососы в этих рассказах были уже не прежними "распухнувшими трупами" со всклокоченными волосами и перемазанными кровью губами, а интересные мужчины, обладающие аристократической внешностью — бледной нежной кожей, умным глубоким взглядом, правда, с одним существенным недостатком — едва помещающимися во рту клыками и длинными когтями.

Следующим "прорывом" вампиров к сердцам людей стал роман Брема Стокера "Дракула". Тут уж автор не только дал читателям внешний облик, но и описал с психологической достоверностью нравственные мучения отторгнутого богом и людьми существа, которое в силу своего заболевания оказалось вне социума и солнечного света.

Фото: AP

 

После романа "Дракула" образ вампира стал восприниматься исключительно как образ одинокого страдальца и скитальца, который тяготится своим бессмертием и с горя пьет кровь. Шарль Бодлер и другие "проклятые поэты" также способствовали поэтизации образа вампира, этого прекрасного Гения Зла, но все-таки именно кинематограф придал культу вампиров такой грандиозный масштаб.

Читайте также: За что мы платим кровью

Первые фильмы о Дракуле настолько впечатлили публику, что сразу стало ясно — вампиры, перебравшиеся на киноэкран, ни покинут его более никогда, а, напротив, будут отвоевывать на нем все больше и больше места. Внешний облик вампира еще больше изменился и "очеловечился".

Так, герои "Интервью с вампиром", которых сыграли три признанных красавца Голливуда — Брэд Питт, Том Круз и Антонио Бандерос — оказались причесанными, припудренными и изящно одетыми. Никаких когтей, а небольшие клыки только иногда выглядывают из прекрасных уст. Гробы и прочая атрибутика вовсе не воняют гнилью и прочей могильной дрянью — они обиты дорогими тканями и кружевами. В такой гроб приятно улечься после весело проведенной ночи и власть выспаться в шелковой ночной рубашке.

После этого фильма популярность кровососов захлестнула планету. О вампирах стали сниматься фильмы, писаться целые серии романов, выпускаться искусственные клыки, и прочая бутафория, ставиться мюзиклы и так далее. И, что примечательно — общественное сознание, раз и навсегда проникшееся любовью к вампирам, все больше переделывало их под людей.

Так, новые киновампиры из саги "Сумерки" отличаются и умом, и благообразием, и человечностью. Они не пьют человеческую кровь (те, что хорошие), не боятся солнца, и вообще несут культуру и просвещение. Этакие сверхлюди и полубоги, пищей которых является не амброзия, а кровь животных.

Секрет популярности "сумеречной саги" еще и в том, что здесь вампиры полностью "приручены" — то есть способны составить семейное счастье любой среднестатистической школьницы. И все это — без единого укуса.

В таких вампиров приятно играть — не нужно даже ложиться в гроб и сидеть по ночам на кладбище, достаточно наложить косметику и принять загадочный вид.

Если так пойдет дальше, то скоро образ вампира настолько "очеловечится", что они и вовсе перестанут пить кровь. Кстати, не зря все чаще героями "вампирских" фильмов становится не собственно вампир, а полувампир-получеловек, плод любви вампира и земной женщины, который, получив сверхъестественные способности и физическую силу отца питается не кровью, а нормальной едой и вообще является персонажем, приятным во всех отношениях.

Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры