Бывший военный ищет Янтарную комнату в Дании

Следы Янтарной комнаты ведут в Данию

Бывший военнослужащий кригсмарине 90-летний Вильгельм Крафт ищет на севере Дании легендарную Янтарную комнату. Крафт утверждает, что был свидетелем закапывания ценностей, однако точные координаты за давностью времени были подзабыты. В настоящее время местные жители скупили в районе почти все металлодетекторы. Однако поиски пока не дали результатов.

Янтарная комната, которую иногда называют восьмым чудом света, знаменитый шедевр барочного искусства XVIII века, бесследно исчезла в годы Великой Отечественной войны. Подаренная в 1716 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом I (Friedrich Wilhelm I) Петру Великому, она более 200 лет украшала Екатерининский дворец в Царском Селе. В 1941 году военнослужащие вермахта демонтировали ее, упаковали в ящики и отправили в Кенигсберг (ныне Калининград). В 1944 году следы Янтарной комнаты, находившейся в Восточной Пруссии, окончательно затерялись.

Летом 1944 года морской пехотинец Вильгельм Крафт (Wilhelm Kraft) служил на немецкой подводной лодке, которую союзники потопили в норвежском фьорде недалеко от Бергена. С легкими ожогами его доставили в лазарет датского города Скаген (Skagen), а когда раны зажили, Крафта вместе с 47 другими молодыми военнослужащими в хаосе отступления погрузили в поезд и отправили подальше от фронта в район неподалеку от ныне захолустной датской деревни Асаа (Asaa).

Асаа — это медвежий угол на севере Дании. Асаа — это деревня без будущего, в которой сейчас живет 1100 человек. Молодежь уехала на учебу и работу в города. Старики в лачугах, которые клонятся от яростных порывов ветра, пьют жидкий кофе. Местные машиностроительный завод и текстильная фабрика уже давно закрыты.

Глава поселения Хильдо Расмуссен (Hildo Rasmussen) тяжело ступает своими сабо по подлеску, из которого выпрыгивает пара испуганных косуль. Остановившись на пригорке у окраины деревни Асаа, 71-летний старик говорит: "Пулеметная огневая позиция точно была здесь. Деревца тогда еще не успели подрасти и немцы простреливали территорию вплоть до побережья". После войны шестилетним мальчишкой он играл в окопах, находя патроны и штыки. И сегодня из земли торчат железные надолбы и противотанковые ежи. "Они обнесли это место колючей проволокой и огородили этот район", — рассказал он корреспондентам немецкого журнала Focus. Если сокровище где-нибудь и лежит, то точно здесь".

В своем доме, находящемся на расстоянии броска ручной гранаты от бывшей огневой точки, Расмуссен с улыбкой открывает домашнюю страничку стокгольмской газеты Expressen: "Даже шведы пишут о нас!" Общедатская газета BT (уже после того, как в этих краях побывали корреспонденты "Фокуса") тоже вышла с заголовками: "Теперь и немцы ищут сокровища нацистов" и "Золотая лихорадка продолжает неистовствовать". Изборожденное морщинами лицо Крафта, проживающего в Валлерфангене (Wallerfangen) в Саарланде, напечатала на своей обложке "Политика", самая влиятельная в Копенгагене газета. Вильгельм Крафт в капитанской фуражке сидит в деревянном домике на кемпинге Асаа. На саарском диалекте он объясняет немецким журналистам, что у него все пришло в негодность: тазобедренные кости, мочевой пузырь, уши и глаза. Но несмотря на старческие хвори, немец отправился в столь дальнее путешествие. Кстати, чтобы добраться до этой датской деревушки, он "должен был пересаживаться пять раз".

Читайте также: Заказчик творений архитектора Гауди — бог

Его долг заключается в том, чтобы уведомить датчан о несметных сокровищах, которое он закапывал, когда был 21-летним юношей: "В Асаа находится Янтарная комната, благородные металлы из церквей России или золото убитых евреев", — говорит он.

Поздней осенью 1944 года Крафт и 47 других немецких солдат были расквартированы в местной школе, рядом с железнодорожной станцией. Каждый день, начиная с 10 утра и всю первую половину дня, они рыли ямы шириной 4 метра, длиной 6 метров и на глубину 4 метра. "Все делалось в величайшем секрете, — сказал Крафт. — Наш старший лейтенант даже не знал, для какой цели они были нужны". Однажды Вильгельм Крафт увидел зорко охраняемый поезд с тремя или пятью товарными вагонами, остановившегося на местной станции. Дверь одного из вагонов оказалась слегка приоткрытой. "Я подкрался к нему и увидел в щель большие деревянные ящики, уложенные один на другой, — рассказал он немецким журналистам. — Они напоминали ящики с ценным грузом. Но когда часовые меня заметили, они сразу закрыли дверь и сказали, чтобы я убирался".

Археолог Сидсель Волин (Sidsel Wåhlin) не верит, что тут можно найти какие-то сокровища. Она объясняет это изменившимся ландшафтом: "Я сравнивала аэрофотоснимки, сделанные немецкими военными летчиками в 1944 году, с сегодняшними очертаниями берегов". Не очень помогает в поисках и высказывание Вильгельма Крафта о том, что пеший переход от школы до места раскопок занимал по времени переход, в течение которого бойцы успевали спеть две песни. Кроме того, Крафт описывает грунт как очень глинистый, что, скорее всего, исключает близость песчаного пляжа.

"Я предполагаю, — утверждает Волин, — что ямы ликвидировали для строительства бункера в связи с испытаниями мини-субмарин". На побережье немцы испытывали одну из своих технических новинок, носящих пропагандистское название "чудо-оружие". По железной дороге в Асса доставили дюжину подводных лодок с торпедами, управляемых одним моряком (Ein-Mann-Torpedo-Booten). Ее утверждение можно было проверить, используя дорогостоящие методы геофизической разведки. "Однако для этого у нашего музея нет средств, — признается Волин. — Но мы готовы помогать и координировать поиск, если найдется спонсор".

Точку зрения археолога не разделяет шеф Военно-исторического института датских вооруженных сил Нильс Бо Поулсен (Niels Bo Poulsen), который в беседе с "Фокусом" озвучил совсем иную версию: "Может быть, Вильгельм Крафт участвовал в том, чтобы делать склады для проведения позднее акций саботажа". В таких подземных лагерях, согласно немецкому плану, датские нацисты должны были хранить оружие и взрывчатые вещества для ведения партизанской войны, после высадки союзников.

Читайте также: У России должна быть предсказуемая история

Эта вполне вероятно, поскольку здесь было сосредоточено немалое количество датских нацистов. Историк-любитель Мартин Сковгард (Martin Skovgaard) в небольшом портовом музее Асаа показал журналистам фотоальбом, где на снимке изображены 60 мужчин, женщин и детей в нацистской форме. Над ними плакат со свастикой с надписью на датском языке: "Дания, пробудись!" Снимок сделан в соседнем населенном пункте Агерстед (Agersted) — логове датских сторонников Гитлера.

Местный старожил, рыбак Вигго Мартинсен (Viggo Martinsen), на обоих запястьях которого красуются браслеты из янтаря, говорит, что "это помогает против подагры". Деньги его не интересуют. "Я просто нахожу янтарь прекрасным и, словно ребенок, собираю его. При сильном восточном ветре волны выбрасывают на побережье кусочки янтаря", — рассказывает рыбак.

Порой он переходит на шепот: "Недавно почивший старый крестьянин еще давно поведал мне, где немцы закопали кое-что. По телевизору сказали, что в нашем регионе на 50 процентов вырос спрос на металлические детекторы. Я жду пока не уляжется вся эта суета и тогда я найду Янтарную комнату".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *