Красные автобусы вернутся в Лондон

Тауэр, Биг-Бен и лондонский смог — отличительные особенности британской столицы. Но существует еще один символ города, который одинаково полюбился и туристам, и местным жителям — знаменитый "Рутмастер", двухэтажный красный автобус. Благодаря необычной конструкции он более полувека служил одним из самых популярных видов транспорта в Лондоне.

У каждого города мира есть свои особенности и красоты. Ко многим, казалось бы, простым вещам, жители привыкают настолько, что порой даже простой трамвай или автобус становится городской достопримечательностью. Так произошло в Англии.

Англичане часто называют свою столицу The Big Smoke (или The Great Smog). Дословно это значит "Большой дым", а в реальности связано с густым лондонским смогом XIX-XX веков. Туман, и столичная башня Биг-Бен — отличительные особенности британской столицы, но есть еще одна вещь, за которой крепко закрепилось право считаться народным символом города — двухэтажные красные автобусы.

Рутмастер (англ. Routemaster — Хозяин дорог) — или Даблдекер, созданный в 1954 году компанией AEC и эксплуатировавшийся в Лондоне с 8 февраля 1956 года по 9 декабря 2005 года является, пожалуй, самым узнаваемым автобусом в мире.

История Рутмастеров началась больше полувека назад, когда их начали вводить в строй для замены троллейбусов. Британцы быстро привыкли к нововведению и вскоре автобус побил все рекорды популярности среди общественного транспорта. Причиной тому послужила его необычная конструкция — вход и выход в Рутмастер осуществлялся через заднюю часть автобуса, где находилась открытая платформа для посадки. Пассажирам нравилось, что они могут садиться и покидать транспорт не только на остановках, но и на светофорах или в случае пробки. В народе даже появилось суждение, что Даблдекер соответствует английскому духу свободы.

Также еще одним неоспоримым удобством стало то, что экипаж "Рутмастера" состоял из двух человек — водителя и кондуктора. Простые автобусы, как правило, долго простаивали на остановках в ожидании пока водитель выдаст билеты всем пассажирам, "Рутмастер" же смело вмещал всех желающих и кондуктор продавал билеты во время пути.

Читайте также: Дворцы мира: как Тауэр превратился в воронье царство

Фото: AP

В 1982 году из-за технического износа началось списание "Рутмастеров". Однако к 1992 некоторые из них все же уцелели и прошли техосмотр. На них были установлены новые двигатели, соответствующие экологическим нормам и после модернизации срок службы автобусов продлили еще на десять лет. Но с 2003 года снова стали исчезать с улиц Лондона.

Небезопасность открытой платформы, неудобство автобуса для инвалидов, пожилых людей и пассажиров с детскими колясками, а также лишние затраты: потребность в кондукторе — все это стало причинами списания двухэтажных автобусов.

В свой последний рейс по Лондону "Рутмастер" вышел ровно 10 лет назад — 9 декабря 2005 года. Вдоль всего 159 маршрута, который пролегает от Оксфорд-стрит до вокзала Ватерлоо стояли толпы людей, которые пришли проститься с автобусом, а с частью жизни своего города.

За время использования автобусов, жители поделили этот вид транспорта на так называемые зоны. Например, первый ряд сидений на верхнем этаже считался "уголком влюбленных", а платформа для входа/выхода "взлетной полосой". Автобус как бы жил своей отдельной жизнью. Многие кондукторы любили подшутить над пассажирами, но при этом не пренебрегали своей работой и помогали входить и выходить из автобуса пожилым людям и инвалидам. Все это создавало комфорт и особую, дружелюбную атмосферу в салоне.

Хорошая вещь не может исчезнуть бесследно: исчерпав себя в первоочередной функции, "Рутмастер" обрел свою вторую жизнь в необычной трансформации. После того, как автобусы были сняты с рабочих маршрутов, их начали продавать всем желающим по цене от 2000 до 10000 фунтов стерлингов за штуку. Пять автобусов стали почетными экспонатами лондонского музея общественного транспорта. А многие вернулись на улицы Лондона для развлечения туристов. Сейчас существуют два обзорных туристических маршрута: от Трафальгарской площади до Тауэрского моста, и от Альберт-холла по Стрэнду до Олдвича, так что лондонцы и по сей день могут использовать полюбившиеся им автобусы для повседневных поездок.

У "Рутмастера" оказалось много фанатов, и некоторые из них оказались весьма предприимчивыми. Группа патриотов, в лице компании Double Decker Living выкупила около десятка и переоборудовала незатейливые автобусы в удобные компактные апартаменты с кухней, душем, гостиной и спальней с 5 кроватями, подарив ему второе рождение в виде гостиниц на колесах.

В условиях тотальной нехватки недорогих номеров в местных отелях, идея стала окупаться и приносить неплохой заработок новаторам.

"Мы гордимся, что старик Рутмастер все еще работает для Лондона", — говорят "реаниматоры" Double Decker Living.

Владельцы "Рутмастеров" даже создали свой собственный клуб, который называется "Routemaster Association". Эта организация была создана в 1988 году и объявила своей целью сохранение автобусов этой марки. Основными направление ее работы является распространение технической информации и налаживание связей с поставщиками компонентов и запасных частей.

А 11 ноября этого года в Великобритании на суд общественности был представлен усовершенствованный двойник знаменитого лондонского автобуса. Презентацию автобуса повел мэр Лондона Борис Джонсон.

Фото: AP

Разработанная модель имитирует дизайн культового красного "Рутмастера" — "Хозяина дорог". Только он стал длиннее и выше своего предшественника, а главное — безопаснее. В дизайне автобуса использовано много стекла и установлены более удобные сидения, а также появились места для инвалидов и пандус для заезда колясок.

Проект реализовали в рамках подготовки к Олимпиаде 2012 года. Так что в скором времени у британцев и гостей столицы появится возможность прокатится на модернизированном Даблдекере, оценив его преимущества.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комитет Генассамблеи ООН по социальным, гуманитарным и культурным вопросам принял проект резолюции Украины о ситуации в области прав человека в Крыму. 

ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Комментарии
Новый пресс-секретарь Шойгу "взорвала" соцсети
Ученые предупредили о катастрофе из-за экспериментов с ГМО
Новый пресс-секретарь Шойгу "взорвала" соцсети
Дежавю: гонщица Багдасарян, навсегда лишенная прав, попалась за рулем авто
Взвейтесь орлами: кремлевские звезды портят репутацию России
Ученые предупредили о катастрофе из-за экспериментов с ГМО
Новый пресс-секретарь Шойгу "взорвала" соцсети
Варшава уговаривает европейские страны отказаться от российского газа
Кто шатает рубль: на пятерку дороже — в чем тут паника?
Провинция злится: средняя московская заплата выросла до 90 000 рублей
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
В России хотят запретить дома с газовыми плитами
Смартфон станет для россиян полноценной заменой паспорта
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
В России хотят запретить дома с газовыми плитами
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Взвейтесь орлами: кремлевские звезды портят репутацию России
Взвейтесь орлами: кремлевские звезды портят репутацию России
Взвейтесь орлами: кремлевские звезды портят репутацию России
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
Взвейтесь орлами: кремлевские звезды портят репутацию России