"Морская лисица" открыла страшный счет

Эта катастрофа стала самой первой в мире на атомной подводной лодке. Ровно 49 лет назад во время испытательного погружения в 220 километрах от северо-восточного побережья США бесследно канула в бездну американская атомарина "Трешер". Остатки подлодки до сих пор лежат на глубине около двух с половиной километров. Ученые все еще спорят о причинах катастрофы.

Но причины так и не названы… В половине восьмого утра 10 апреля 1963 года субмарина "Трешер" (по-русски, "Морская лисица" — род акул — Ред.) начала глубоководное погружение в Атлантике. На ее борту, кроме штатного экипажа, находились 17 гражданских специалистов — представители завода-строителя и некоторых промышленных фирм, а также четыре работника Портсмутской верфи, где лодку только что отремонтировали. Цель погружения состояла в испытаниях лодки на предельной для этого проекта глубине — 360 метров.

Читайте также: Последнее плавание невезучей субмарины

Подлодку "Трешер" сопровождало в походе спасательное судно "Скайларк", оборудованное приборами звукоподводной связи и спасательным подводным колоколом. В составе его экипажа были также водолазы, которые могли выполнять работы на глубинах до 30 метров. Это нормальная практика для всех без исключения флотов мира. Обычно в первый после ремонта выход в море на борту военного корабля всегда бывает немало специалистов без погон. На всякий случай только что отремонтированные корабли сопровождают специально оборудованные вспомогательные суда.

В половине седьмого утра 10 апреля субмарина всплыла на перископную глубину, чтобы определить свое географическое место перед глубоководным погружением. К этому моменту она уже прошла континентальный шельф и вышла в район впадины Уилкинсона, где глубина Атлантического океана резко увеличивается с 300 до 2400 метров. То есть практически подошла к месту, где можно выполнять погружение, не боясь врезаться в дно. Море в это время было спокойным, видимость отличной, скорость ветра не превышала 3,5 метров в секунду. Связь лодки со спасательным судном "Скайларк" лодка держала по так называемому гидроакустическому телефону.

Около восьми часов командир подлодки отдал приказ начать глубоководное погружение. По гидроакустическому каналу он должен был выходить на связь с обеспечивающим погружение "Скайларком" каждые 15 минут. В 7.54 с борта подлодки было принято первое сообщение: "Все в порядке, продолжаем погружение". А уже в половине десятого утра "Скайларк" принял последнее сообщение, из которого удалось разобрать только два слова "…предельная глубина…".

Проблемы начались в 9.10: подводная лодка не ответила на вызов. Не было ответа и на повторный вызов через одну минуту. Обеспокоенный штурман "Скайларка" взял микрофон у гидроакустика и прокричал в него: "У вас все в порядке? Отвечайте! Отвечайте, ради бога!". Но ответа не последовало.

В 9.11 с борта лодки поступило крайне неразборчивое сообщение, из которого удалось уяснить, что возникли какие-то неполадки. На судне-спасателе поняли сообщение так: лодка имеет дифферент на корму, подводники пытаются продуть цистерны главного балласта. Через пару секунд послышался шум сжатого воздуха, поступающего в цистерны, продолжавшийся в течение 20-30 секунд. Судя по звукам, подводники действительно пытались продуть балластные цистерны. А еще через несколько секунд после этого раздался приглушенный неясный грохот. У штурмана "Скайларка" зашевелились волосы на голове. Впоследствии он охарактеризовал слышанный шум как "треск ломающихся отсеков прочного корпуса", знакомый ему по опыту Второй мировой войны… О том, как опасна глубина, он знал очень хорошо.

Автору этих строк в 80-х годах прошлого века довелось участвовать в глубоководных испытаниях атомной подлодки, построенной на верфи "Севмаш" в Северодвинске. Огромное напряжение всего экипажа прошло лишь тогда, когда лодка после погружения на предельную поднялась на обычную, рабочую глубину. Помнится, в самый-самый пиковый момент погружения раздалось что-то вроде выстрела в седьмом, реакторном отсеке. Оказалось, страшным давлением срезало один из болтов, которыми крепился съемный лист прочного корпуса. Ясно, что окажись кто-то в то мгновение рядом, ему бы не поздоровилось.

Читайте также: Гимн безалаберности: авиакатастрофа на земле

Опытный мичман еще до начала погружения протянул от борта до борта суровую нитку. Когда лодка дошла до предельной глубины, нитка сильно провисла — корпус лодки сжало огромным давлением воды. На предельной глубине мичман вновь протянул нитку от борта до борта. Когда подвсплыли на рабочую глубину, нитка лопнула — давление воды "отпустило" субмарину. Прочный корпус издавал скрипы или скорее стоны — явление, прямо скажем, незабываемое… Можно себе представить, что чувствуют люди, которые находятся в проваливающейся на глубину субмарине.

Полтора часа "Скайларк" безуспешно ждал всплытия подводной лодки. Напряжение на борту спасательной лодки возрастало по мере того, как один за другим проходили 15-минутные периоды, а ответных сигналов с "Трешера" все не было. В 10.40 командир "Скайларка" решил перейти к более действенным мерам: в воду полетели гранаты, взрывы которых должны были послужить "Трешеру" сигналом к немедленному всплытию. Однако и это не дало никакого результата.

Окончательно убедившись, что связь с "Трешером" потеряна, командир "Скайларка" передал в штаб скорбную радиограмму. На следующий день в районе исчезновения субмарины в воде были подобраны куски пробки и пластмассы, пластмассовые бутылки и стаканы, а также несколько резиновых перчаток, которые подводники обычно надевают при работе в реакторном отсеке. Стало ясно, что подлодка "Трешер" погибла, а вместе с ней и 129 человек, находившихся на ее борту

В 1963–1964 годах на грунте были найдены и многократно сфотографированы обломки легкого корпуса, установлено, что это остатки "Трешера". Было выдвинуто несколько версий случившегося. Первая: субмарина вследствие ошибки личного состава проскочила предельную глубину погружения и была раздавлена огромным давлением воды. Вторая: лодка потеряла плавучесть из-за поступления внутрь прочного корпуса воды через поврежденную арматуру или разорвавшийся трубопровод. Однако истина не установлена до сих пор…

Но все это официальные версии. Кроме них, в зарубежной печати высказывались и другие предположения. Например, не исключалась и возможность взрыва подводной лодки, в том числе в результате боевого воздействия "неизвестного подводного противника". Вспомните тот год — разгар Карибского кризиса, ядерное противостояние и так далее. Поэтому версия о "боевой" потере "Трешера" воспринималась тогда американцами как весьма реалистичная.

А некоторые ученые из США предполагали, что причиной гибели подводной лодки стали так называемые внутренние волны. В тот день в районе испытаний действительно свирепствовал циклон, который и мог их вызвать. Советские же ученые отмечали еще одну возможную причину. Циклон вызвал сильное вихревое движение океанских вод в районе погружения лодки, а это способствовало интенсивному перемешиванию верхнего слоя океана. В результате более легкая теплая вода из верхнего слоя могла быть затянута вниз. Если "Трешер" неожиданно попал в слой теплой воды вблизи предельной глубины, то он мог попросту провалиться ниже максимально допустимой отметки. Экипаж не успел продуть балластные цистерны, и "Трешер" затонул на глубине около 2800 метров.

Читайте также: "Курск": за 11 лет разгадка так и не всплыла

Через пять лет, 21 мая 1968 года, при столь же загадочных обстоятельствах в 400 километрах от Азорских островов затонула АПЛ "Скорпион". Погиб 91 человек. Лодка до сих пор лежит на глубине около трех километров. Военно-морские силы США так и не смогли установить причину инцидента, но старое морское предание зачислило злосчастную судьбу и этой подводной лодки на счет Бермудского треугольника. Это была вторая и последняя крупная катастрофа в подводных силах США. Больше американские атомные подлодки не тонули. Зато, начиная с 1970 года, погибло шесть советских и российских…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Посольство США обиделось на Сергея Лаврова
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Кошачьи поцелуи и прочие нежности: как на самом деле относится к вам ваша кошка
Кошачьи поцелуи и прочие нежности: как на самом деле относится к вам ваша кошка
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Россиянам запретят превращать охоту в истязание
Литва лишится белорусского транзита в пользу России из-за "говорливых" политиков
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Су-30СМ: Фантастический трюк русских летчиков
Кравчук: Советский Союз развалили украинцы
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры