Портретистка Кауфман предпочла живопись любви

Истории любви: страсть Ангелики Кауфман

Бог часто дает людям талант, деньги, но лишает их других возможностей. Вундеркинд, замечательный художник-портретист и подруга многих великих людей своей эпохи Ангелика Кауфман никогда не узнала ни счастья материнства, ни всепоглощающей любви. Вызывавшую восхищение современников, ее прочно забыли после смерти. И сейчас, проходя в музее мимо ее картин, скользнет равнодушным взглядом посетитель по табличке с ее именем. Ничего оно ему не говорит. Так проходит слава земная…

Зайдите в московский Пушкинский музей и там, среди многочисленных шедевров, вы наверняка не пройдете мимо "Автопортрета на распутье между музыкой и живописью" (Selbstbildnis am Scheideweg zwischen Musik und Malerei). В центре картины между музами изображена швейцарско-австрийская художница эпохи классицизма Ангелика Кауфман. А если вам посчастливится побывать в домике Гете в Веймаре, то увидите выполненный маслом портрет великого немецкого поэта. Изображение зрелого Гете (1787-1788) сама Кауфман оценивала весьма критически, полагая, что так и не смогла передать все многообразие гения, и оставила свою работу незавершенной. Это всего лишь две работы кисти некогда знаменитой Ангелики Кауфман.

Читайте также: Истории любви: талант и дворянка

Среди ее заказчиков были племянница Потемкина красавица графиня Скавронская, император Павел I, его супруга и сама Екатерина II. Она дружила с великими мужами своего века — Рейнольдсом, Винкельманом, Гете и Гердером. О ее произведениях с восторгом отзывался "русский путешественник" Николай Карамзин. Первый пиит России того времени Державин посвятил оду "живописице преславной, Кауфман, подруге муз". Почитателем ее таланта был французский скульптор Фальконе — создатель символа Санкт-Петербурга "Медного всадника". Подростком Ангелика получила свой первый заказ и продавала портреты богатым хозяевам роскошных итальянских вилл. Кроме портретов маслом, девушке удавались и увлекали ее и музыка, и пение. Как мы помним, две музы рвали на части талантливую девицу Кауфман.

Мария Анна Ангелика Катарина Кауфман (Maria Anna Angelica Catharina Kauffmann) родилась 30 октября 1741 года в семье живописца Йозефа Иоганна Кауфмана и акушерки Клеофеи Лутц (Cleophea Lutz). Ангелику, которая появилась на свет на территории нынешней Швейцарии, где традиционно проживали люди разных конфессий и национальностей, называли также на французский манер Анжеликой. Отец не хватал звезд с небес, но, будучи мастером по рисованию фресок, обладал превосходной техникой и, что особенно ценно, учительским даром. Для талантливой девочки больше ничего и не было нужно. Когда красивая крошка с папкой для рисунков под мышкой стучала в ворота обитателей роскошных предместий — ей трудно было отказать в просьбе позировать для портрета. Увидев готовый продукт, добродушные дяди и тети уже не могли ограничиться одними сладостями и платили девчушке-вундеркинду звонкой монетой.

Отец — живописец и педагог, написанные девической рукой портреты выходят превосходно и приносят доход, но Кауфман тянется к музыке и пению. Это только на полотне 1792 года Анжелика стоит на распутье между двумя музами. В реальной жизни прочь от кисти художника, от отца-живописца и заработка портретистки, ее тянула не женственная ручка музы Каллиопы, а рука влюбленного в нее музыканта. Его уговоры тем более были убедительны, что ей не только удавалось прекрасно петь и музицировать. Она всем сердцем полюбила своего трубадура.

Решиться на отчаянный шаг Анжелике мешала природная робость и набожность. Девушка обратилась к своему духовнику и тот ей живописал (видимо, в душе сам был прирожденным художником) все тернии и неверности карьеры певицы и все преимущества живописи. Не стоит забывать, что эпоха, когда жила Кауфман, была переходной. В шекспировском театре женские роли играли юноши, в театре Мольера уже были женщины, но их держали за падших. Стоящие за мольбертом имели уже то преимущество, что перед ними была модель, а не они сами были манекенщицами. Будьте скромнее — и люди к вам потянутся!

Историю девической влюбленности Анжелика отождествляла с древнегреческим мифом о певце Орфее, который пытался вызволить из преисподней свою возлюбленную Эвридику. Черты прекрасного музыканта, навсегда ушедшего от нее, остались на холсте. В отличие от сюжета своего знаменитого полотна о том, кому отдать предпочтение, Ангелика делает выбор в пользу музы Живописи. Кроме того, Кауфман отдает должное тому, что впоследствии назовут английским словом "дизайн". На ее глазах меняется мода, о которой остроумный Вольтер как-то заметил, что "гнаться за ней — сумасшествие, а пятиться от нее — смешно".

Ангелику Кауфман избирают почетным членом Accademia Clementina в Болонье и через пять дней она получила диплом в академии живописи — Accademia del Disegno. Успеху прославленной портретистки, которая в отсутствие фотошопа превращала чудовищ в красавиц и красавцев, сопутствовал успех у мужчин. Один пылкий итальянец оставил словесный портрет красавицы: "Ее фигурабыла очень пропорциональна, хотя и не очень высока. Цвет лица свежий и цветущий, черты правильные, милый ротик, ослепительные зубки. Особенно ее наивные, живые глаза обладали такой магической прелестью, что тот, кто ее не знал, не мог себе представить, как много говорил ее взгляд".

Читайте также: Истории любви: ангел Жюли и Шатобриан

Начиная с января 1763 года, она вместе с отцом проживала в Риме, где оставалась до 1766 года. В Вечном городе она рисовала портреты многих прославленных современников, таких как Иоганн Иоахим Винкельман (Johann Joachim Winckelmann), влияние которого Кауфман не могла избежать. Знаменитый муж тоже не остался холоден к прелестям портретистки. Однако путь отца и дочери Кауфман уже лежал далее, в Болонью и Венецию. Кроме того, их ждали в Англии. Там у искусствоведа Винкельмана появился соперник в лице первого художника Англии сэра Джошуа Рейнольдса (Joshua Reynolds). Президент художественной академии предложил Анжелике руку и сердце, а также свое немалое богатство.

Может быть, юная девушка испугалась могучего таланта гения, того, что ее творческая личность растворится в более сильной, а может, судьба-злодейка вовремя подсунула ей некоего субъекта, носившего громкую шведскую фамилию графа Фредерика де Хорна (Frederick de Horn). Меценат де Хорн тратил огромные суммы на покупку картин и считался видным покровителем искусства, перед которым заискивали многие английские художники. Когда он появился в лондонской мастерской Кауфман, уже привыкшая к похвалам и восторгам коллег и зрителей Анжелика была вне себя от лестных слов графа. На этом визиты спонсора не прекратились, вскоре Хорн сделал ей предложение.

Старик Кауфман, до которого дошли какие-то слухи о темном прошлом графа, пытался предупредить дочь от опрометчивого брака, но Анжелика по уши влюбилась, а препятствия лишь разожгли ее страсть. Однажды опечаленный граф пал перед нею на колени, сказав, что его подозревают в политическом преступлении и спасти его может только она, если станет его женой, потому что королевская семья ее любит и не допустит гибели ее супруга. Путанные и туманные объяснения жениха не смутили Анжелу и она поспешила обвенчаться с ним. Так наступил конец идиллии.

Когда светское общество стало проявлять повышенный интерес к личности графа де Хорна, тот решил покинуть ставший ему ненавистным Лондон. Муж начал уговаривать Кауфман уехать с ним, но Анжелика проявила непривычное для нее неповиновение. После грубой ссоры с мужем художница ушла к отцу и тут выяснилась правда. Авантюрист, живший под различными вымышленными именами, взял фамилию настоящего графа де Хорна, когда недолгое время служил у него в Германии. Анжелика послала бывшему супругу 300 фунтов и добилась от него развода.

Престарелый отец прекрасно осознавал, что после его смерти дочка останется одна, и решил устроить ее судьбу. Свой выбор он остановил на венецианском художнике Антонио Цукки (Antonio Zucchi), который тогда проживал в Лондоне. 14 июля 1781 года 55-летний Цукки женился на 40-летней Кауфман и на следующий день вся троица покинула туманный Альбион. Через полтора года старый Кауфман умер в Венеции. Дочери тяжело было оставаться в этом чудном городе и они с мужем решили уехать. Вопрос — куда? Королева Мария-Каролина настойчиво приглашала Анжелику в Неаполь. Поработав там, Кауфман уезжает в Рим. Здесь она рисует портреты графа Северного (под этим именем путешествовал будущий российский император Павел Первый), князя Понятовского, герцога Петра Курляндского и заочно — императрицы России Екатерины Великой.

Читайте также: Истории любви: Лавинги против Америки

Рим посетил Иоганн Вольфганг фон Гете. Пока он там гостил, его связывала с Кауфман дружба, после отъезда первого поэта Германии у него с Ангеликой завязалась оживленная переписка. Еще более близкого друга Анжелика обрела в другом выдающемся веймарце — Иоганне Готтфриде фон Гердере (Johann Gottfried von Herder). Своей жене Гердер в письме искренне признавался: "Она — верная, чистая, твердая душа. Я бываю у нее почти ежедневно. Она единственная душа для меня в Риме. Ее дружбу я считаю находкой, глубоко упрятанной жемчужиной. Но ничего не говори о ней Гете. Я не хочу, чтобы он знал, что я о ней думаю". Трудно сказать, ревновала ли при этом жена Гердера, поскольку дружба ее супруга очень смахивала на любовь к роскошной женщине.

После смерти Антонио Цукки для Анжелики наступили тяжелые времена. Революция во Франции, восходящая звезда Наполеона и длительная болезнь. 5 ноября 1807 года Анжелика скончалась. О ней какое-то время продолжали говорить, вспоминали, а потом… забыли. Последний долг ее памяти отдали в Австрии. С 1970-х годов в этой стране, вплоть до введения новой валюты — евро — ходила купюра достоинством в 100 шиллингов. На ней был изображен портрет Ангелики Кауфман кисти Рейнольдса.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить