День весны и труда начался с американской забастовки с бомбой и жертвами

Первомай - мир, труд, забастовка

Если бы мы с вами жили в XIX веке, причем в Европе, то предстоящий Первомай был бы для нас кануном Вальпургиевой ночи, а если бы в Древнем Риме, то готовились бы чествовать добрую богиню. Но и Первомай — День труда — не выпадает на эту дату в США, где он появился. А еще не так давно он вообще назывался День международной солидарности трудящихся.

Старую, но верную мысль, что все течет, все изменяется, подтверждают и все вариации в традициях празднования Первомая. Однажды в праздник Bona dea — Доброй богини, которая была не только покровительницей плодородия, но целомудрия, и женской добродетели, в покои жены Цезаря Помпеи забрался переодетый женщиной юноша. Молодого человека схватили, и он предстал перед судом за проступок. Утверждают, что именно тогда Юлий Цезарь и произнес свой знаменитый афоризм: "Жена Цезаря должна быть выше всех подозрений".

Читайте также: Последний побег с Острова пеликанов

Минули века, и Первомай стали ассоциировать с пробуждением весны. Европейская традиция приурочивала главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников, посвященных плодородию, к ночи с 30 апреля на 1 мая. Его название происходит от дня святой Вальпурги (Walpurgis или Walburga), которую принято поминать 1 мая.

Девять дней до этого назывались Вальпургиевыми днями, когда звон колоколов охранял от ведьминых проделок. Английская аббатиса, в честь которой они были названы, жила в VIII столетии, а в XV-XVI веках, по народным поверьям, на горе Брокен в Германии происходила Вальпургиева ночь, где резвилась нечистая сила и ведьмы.

Традиция отмечать в Первомай праздник труда или День международной солидарности трудящихся появилась с изменением условий жизни. Бэкграунд будущих демонстраций и митингов относится к 1880-м годам, когда на призывы профсоюзов США и Канады о сокращении 12-часового рабочего дня до восьмичасового откликнулись тысячи пролетариев.

В это и следующее десятилетие в Новый свет увеличился поток иммигрантов из Европы. В 80-е годы прибыло 5,5 миллиона человек, в 90-е годы — 4 миллиона. Среди них уже преобладали уже не ирландцы и немцы, как было ранее, а выходцы из стран Южной и Восточной Европы. К ним вполне применимо немецкое слово "гастарбайтер", которое в русском языке относится к еще более южным и восточным народам.

Среди этнических групп доминировали итальянцы и евреи-ашкеназы — впрочем, последние начали пересекать Атлантику еще вместе с немецкими переселенцами. Теперь к ним присоединились евреи из Польши и России. Стало больше греков. К тягостям потогонной системы труда прибавились конфликты на национальной почве.

К 1880 году в Калифорнии насчитывалось до 75 тысяч китайских иммигрантов, ввезенных в страну для выполнения самых тяжелых работ. Летом 1885 года в штате Вайоминг белые напалина500китайскихшахтеровизарезали 28 человек. Увы, своя Кондопога может случиться в любой стране и во все времена.

Тяжелые условия труда и скудная его оплата вынуждали иммигрантов бунтовать, а порой приводили к восстаниям. В форменном рабстве оказывались не только взрослые, но и дети. Часть детей, понукаемых своими "наставниками", вынуждены были еще и подрабатывать уличными музыкантами. Приезжих, так же как и несовершеннолетних, было намного проще контролировать и использовать в качестве штрейкбрехеров.

В апреле 1886 года в Ист-Сент-Луисе произошли столкновения между забастовщиками и полицией. Семеро рабочих было убито, в отместку их товарищи сожгли депо железной дороги "Луисвилл-Нэшвилл". Тогда губернатор объявил военное положение и направил в город 700 национальных гвардейцев.

Первого мая Американская федерация труда (American Federation of Labor), существовавшая к тому времени уже пять лет, призвала к общенациональной стачке в случае отказа кого-либо из работодателей установить восьмичасовой рабочий день. В ней, по различным оценкам, приняли участие от 300 до 500 тысяч людей в разных городах. В самой крупной забастовке, прошедшей в Чикаго (штат Иллинойс), насчитывалось 90 тысяч участников. В городе остановились все железные дороги, большая часть промышленных предприятий и все скотобойни. Ситуация грозила выйти из-под контроля.

Власти призвали милицию штата, полиция была приведена в состояние боевой готовности. В тот же день чикагская газета Mail назвала "прямыми виновниками всяческой могущей возникнуть смуты" анархистов Альберта Парсонса (Albert Parsons) и Августа Шписа (August Spies) — вожаков Международной рабочей ассоциации — и призвала "расправиться с ними в назидание другим".

Третьего мая у ворот завода McCormick Harvesting Machine Company во время стычки между бастующими и штрейкбрехерами полиция открыла огонь по толпе. В результате множество получили ранения, а четверо скончались. Шпис, который был главным редактором одной из газет, опубликовал на английском и немецком языках призыв к рабочим взяться за оружие.

Вечером 4 мая на площади Хеймаркет (Haymarket Square) в Чикаго состоялся митинг, в котором приняли участие около 3 тысяч человек. Он проходил спокойно; сгущались предгрозовые тучи, толпа постепенно стала сокращаться. Когда действо уже подходило к концу, к платформе с ораторами подтянулось подразделение, состоящее из 180 полицейских. Неожиданно в рядах стражей порядка взорвалась бомба: 66 полицейских получили ранения, семеро позднее скончались. Полиция открыла огонь по собравшимся, застрелив и ранив несколько человек. Не найдя виновников теракта, полиция схватила восьмерых местных вожаков анархистов.

Кроме газетных публикаций, предъявить им было нечего, но все равно их приговорили к смертной казни. Апелляции были отклонены, а Верховный суд США заявил, что данное дело не относится к его юрисдикции. В поддержку обвиняемых прошли митинги в разных странах, в том числе и в России. В характерной для себя манере выступил Джордж Бернард Шоу: "Если мир должен потерять восемь человек, то мы можем позволить себе потерять восьмерых членов верховного суда Иллинойса".

Читайте также: Звезда и смерть Валерия Ободзинского

Через год после завершения судебного процесса четверо осужденных были повешены, один покончил с собой в камере, подорвав у себя во рту трубку с динамитом. Трое остались в тюрьме. Кто в действительности метнул в полицейских бомбу, так и осталось невыясненным. Вот так зачинался праздник Первомая в том виде, в каком мы его знаем.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить