Оплачивать замену лифта теперь будут жильцы?

Оплачивать замену лифта теперь будут жильцы?

За российские лифты теперь никто не отвечает. Вступивший в силу регламент Таможенного союза освободил от выполнения этой функции Ростехнадзор. Но новое ответственное ведомство пока не назначено. Не исключено, что это будут сразу две структуры. Между тем большая часть лифтов в нашей стране уже отслужили свой срок и нуждаются в массовой замене.

Как рассказал "Российской газете" член Совета Национального лифтового союза (НЛС) Алексей Захаров, решение по этому вопросу до сих пор не принято. Хотя проблема обсуждалась еще до вступления в силу технического регламента.Вероятнее всего, контролем за эксплуатацией лифтов будет заниматься все же Ростехнадзор. А вот проектирование, выдачу сертификатов могут возложить на Росстандарт.

Что касается опыта наших соседей, то после вступления в силу нового техрегламента в Белоруссии ведомственная принадлежность лифтового хозяйства пока тоже не определена, а вот в Казахстане подъемники передали в ведение МЧС.Учитывая состояние большинства российских лифтов, передача их в ведение МЧС видится в чем-то логичной: ведь это механизмы массового использования, где с гражданами могут случаться небольшие ЧП.

На сегодняшний день в России насчитывается порядка 530 тысяч подъемных механизмов для использования в домах и строениях. Примерно 420 тысяч из них — это лифты в жилых многоквартирных домах.Только по официальным данным не менее 150 тысяч лифтов уже отработали свыше 25 лет. Они уже выработали свой ресурс. Это означает, что около трети лифтов и подъемников в стране потенциально опасны для пользователей и нуждаются в замене.

На рынке присутствуют три производителя из стран бывшего СССР, которые в основном и оснащали многоэтажки своими лифтами. Это Карачаровский механический завод, Щербинский завод, а также Могилевское лифтостроительное предприятие. Они выпускают продукцию собственной разработки.Имеется и ряд сборочных производств, который на месте собирает лифты из иностранных комплектующих. Преимущественно такие лифты используются в офисных и торговых центрах и новостройках бизнес-класса. Это не самый массовый сегмент, где пока еще нет проблемы морального и технического износа техники.

Читайте также:   Тарифы ЖКХ сначала поднимут, потом заморозят 

А вот замена лифтов в многоквартирных домах по всей России станет еще одним интересным сюжетом из длинного и захватывающего сериала о взаимоотношениях между жителями России и монстром ЖКХ.Вступивший в силу технический регламент отменяет продления срока службы лифта за счет модернизации. Теперь лифт надо менять после того, как он отслужил заявленный срок. Наверное, это правильно, так как слишком часто "модернизация" заключалась в покраске дверей и замене кнопочек. Основные узлы механизма не менялись, а деньги успешно осваивались.

Стоимость нового изделия — немаленькая. На рынке есть китайские лифты. Они стоят меньше отечественных, но купившиеся на дешевизну затем сталкиваются с проблемами при поиске и приобретении запасных частей, на которых китайцы отбивают свой демпинг.

Кто должен выделять деньги на замену лифта в России так и не решили. Цена вопроса — порядка 1,5-2 миллионов рублей за подъемник. Понятно, что потянуть такой объем средств жители среднестатистического подъезда многоэтажки просто не могут. В то время как чиновники от ЖКХ в некоторых регионах настаивают — лифты являются общедомовым хозяйством, а значит платить за их установку должны жильцы приватизированных квартир. 

Впрочем, вступивший в силу в декабре 2012 года закон о капитальном ремонте, ограничивает вклад собственников в замену электрооборудования, лифтов и установку общедомовых счетчиков, в 15 процентов от стоимости. Остальные деньги должны выделять региональный и муниципальный бюджеты. Но и 15 процентов — это порядка 300 тысяч рублей, что также немало.

Зато в январе прошлого года было введено страхование лифтов в рамках обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов (ОПО). Расходы жильцов на доходы страховых компаний отныне вписаны в квитанции, а договора заключали непосредственно управляющие компании.

До сих пор непонятно, что можно считать страховым случаем (например, можно ли считать таковым ситуацию, когда человек застрял в лифте, но физически не пострадал), к кому идти за деньгами и как их можно получить. И самое интересное, как доказать, что вы не прыгали в лифте или иным способом не ломали его? И ведь прекрасно известно, что стопроцентные страховые случаи, такие как падение лифтов — это очень большая редкость.

Понятно, что в интересах страховщиков сохранять полную неопределенность в этих вопросах. Столь же очевидно, что именно страховые компании в счет своих будущих доходов должны быть привлечены для финансирования тех самых 15 процентов от стоимости нового лифта, которые успешно переложили на собственников квартир.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить