Трын-трава для "зайцев" за 4 млрд

Вчера на российских вокзалах прошла акция ОАО "РЖД" "Добро пожаловаться". Главная ее цель — привлечь внимание к масштабу и последствиям безбилетного проезда. Между тем, в интернете создан специальный форум "Зайцы, вперед! или Как проехать бесплатно". Почему же 60 процентов россиян считают, что в электричке за проезд платить необязательно?

На 22 железнодорожных вокзалах страны — от Владивостока до Калининграда — пассажирам была предоставлена возможность выразить свое отношение к проблемам пригородного железнодорожного сообщения, высказаться об уровне комфорта в электричках и предложить свои варианты того, как сделать путешествие в пригородных поездах комфортнее и безопаснее. Участники акции "Добро пожаловаться!" ответили на самые злободневные вопросы.

Анкета была разделена на два блока: первый посвящен безбилетным проездам, второй — предложениям по улучшению качества перевозок. Полученные данные будут проанализированы и переданы руководству железной дороги и представителям региональных властей. Сотрудники компании смогут собрать пожелания пассажиров в отношении оптимальной стоимости проезда, а также обобщить жалобы.

Ведь, согласно результатам исследования ВЦИОМ "Почему россияне не платят за проезд", проведенного в июле-августе 2011 года, более 60 процентов россиян считают, что в электричке за проезд платить необязательно. Подобное небрежное отношение пассажиров к пригородным поездам стало поводом для выяснения причин такого восприятия.

Хотя поводы и причины — налицо. В интернете существует даже специальный форум "Зайцы — вперед. Или как проехать бесплатно". На нем написано все о "комфорте" проезда в электричках, за что приходится платить пассажирам: за непонятно как и зачем работающие турникеты, за содержание дежурных и охранников у этих турникетов, за холодные вагоны с грязными сиденьями, пропахшими бомжами, за новые заборы и пропускные пункты.

Читайте также: Кондукторы — враги человечества?

Итак, если раньше приличным гражданам было стыдно ездить "зайцем" и бегать от контролеров, то сейчас вполне себе респектабельные дамочки и приличного вида мужчины, не стесняясь, вдруг резко встают со своих мест в вагонах электричек и спокойно переходят в другой вагон при приближении контролеров. Причем человеку, который не сталкивается с надобностью ездить в электричках, случайно попавшему туда — будет многое сначала непонятно.

Вообще, пассажиры делятся на три категории — те, кто честно покупает билет до станции назначения, те, кто не покупает билет, но не бежит при виде контролера, а платит негласный тариф в размере, как правило, 50 рублей и едет дальше, и те, кто предпочитает гуляние из вагона в вагон, перемежающееся небольшими перебежками, скучному сидению на одном месте. Главное — знать правила и знать, как существующие правила правильно обойти. Первый раз увидев этот дружный спектакль, я была несколько шокирована. Но для тех, кто ездит постоянно на электричках, такая практика в порядке вещей.

Причем, на станциях, где расположены турникеты на выход (это когда для того, чтобы выйти с перрона, нужно провести посадочный билет сквозь турникет), предусмотрительно имеются кассы на выход. Вот уж воистину — все для удобства безбилетного пассажира! То есть, по сути это специальные кассы для "зайцев". Кассиры при этом даже не спрашивают, а какой вам нужен билетик, от какой станции ехали-то? Это если предположить, что кассы сделаны для пассажиров, которые не успели купить билет на станции посадки. В эти кассы всегда стоит огромная очередь таких "якобы не успевших обилетиться". Причем все они, как ни странно, якобы сели в электричку на станции предыдущей, а кассир читает это по их лицам, выдавая билетики за 27 рублей — цену проезда от последней станции.

Про "выход в город" для непосвященных — это отдельная тема, доходящая подчас до абсурда. Так, будучи не искушенными поездками в электричках, мы с подругой вынуждены были воспользоваться этим замечательным транспортом. Купили билеты, как полагается, до станции "Курская", а подруге надо было на Казанский вокзал. В процессе поездки оказалось, что поезд идет до Каланчевской, а это как раз "площадь трех вокзалов" и есть. Ну, мы обрадовались (а стоимость проезда, насколько я понимаю остается та же самая) и решили сойти на следующей станции.

Идем с чемоданами к выходу, с билетиками, суем их в чудесные автоматы, дабы они нас выпустили наружу, но они не срабатывают. Обращаемся к молодцеватому парню: мол, что-то не в порядке, вот у нас билетик, а выйти не можем! Важный молодой человек вынес нам приговор: "Так вы же проехали свою станцию!" "И что же нам делать?", на что был ответ, что нам нужно ехать теперь в обратную сторону или же идти в кассы и покупать билет на выход! Ну, тут уж я не выдержала: "Как, мы, честно заплатившие за проезд, должны еще идти покупать билет для "зайцев"?! Ну уж нет!" Подозвав, видимо, старшую по званию дежурную, которая недоумевала и говорила, что не знает, что с нами и делать теперь, я ей подсказала вариант выхода из "тупика", не приходивший, видимо, доблестным служащим на ум: "А ну-ка быстро выпустите нас отсюда!".

Понаблюдав за этим "театром абсурда", невольно напрашиваются выводы: а может, те 50 рублей контролеру плюс "билеты на выход" и есть реальная сумма, которую и надо платить, раз все так официально устроено? Ну, и всегда найдется 20 процентов законопослушных граждан, которые будут платить по полной, какие бы тарифы ни назначили перевозочные компании, вот с них и сдирается немаленькая сумма, остальные же платят реальные деньги.

Читайте также: Новые цены на проезд в электричке сочли "издевательством"

С января 2010 года действуют новые тарифы на перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом в Москве и Московской области. Так, в соответствии с постановлением областного правительства от 18 декабря 2009 года, в области тариф на проезд в пригородном сообщении по одной тарифной зоне (10 километров) вырос с 14 до 16,5 рублей. Далее стоимость разового билета для области меняется в зависимости от расстояния проезда (например, от зоны 1 до зоны 2 — 16,5 рубля; от зоны 1 до зоны 7 — 99,0 рубля; и так далее).

Нетрудно посчитать, какие суммы нужно выкладывать тем жителям, которые ежедневно вынуждены ездить на работу из Подмосковья в Москву. Так, проезд из Чехова до Курского вокзала стоит 132 рубля. Итого — 264 плюс две поездки на метро, получается 300 с лишним рублей в день. В месяц набегает шесть тысяч рублей. Люди ездят и из более дальних мест, и тогда расходы могут увеличиться вдвое — до 10-12 тысяч рублей в месяц! Поневоле тут приобщишься к армии "косых".

Да к тому же изменения для граждан вылились не просто в увеличение стоимости зонового тарифа. Цена билета для пересекающих границу субъекта РФ (то есть. Москвы и Московской области, по распоряжению подмосковных властей складывается из двух составляющих: стоимости проезда по области и тарифа по Москве. В пределах столицы, согласно постановлению правительства Москвы от 19 января 2010 года, новый тариф на проезд в электричках приравнен к расценкам метрополитена и составляет 26 рублей. Например, стоимость проезда на электричке от подмосковных Люберец доВыхино (через две остановки) вместо 14 рублей обойдется теперь в 42,5 рубля в одну сторону (16,5 рублей за одну зону по области плюс 26 рублей — проезд по Москве).

Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль" в 2010 году подало даже исковое заявление в Савеловский районный суд Москвы против ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Центральная пассажирская пригородная компания". Третьим лицом по делу было привлечено Правительство Москвы.

Общество защиты прав потребителей предупреждало, что: "Цены на проезд в пригородных поездах доведены до такого уровня, при котором пользоваться ими становится невыгодно, а для людей с низкими доходами — попросту невозможно. Видимо, следует ожидать снижения пассажиропотока, увеличения количества безбилетных пассажиров и стремительного роста предложений купли-продажи поддельных документов, дающих право льготного проезда".

Так и получилось, о чем и свидетельствуют данные ВЦИОМ. Согласно опросу, проведенному им в июле — августе 2011 года, каждый шестой (18 процентов) пассажир пригородного поезда — безбилетник.

Читайте также: Песня о "зайцах" и потерянных льготах

Похоже, РЖД всерьез обеспокоила такая ситуация, и монополия намерена сдерживать темпы роста тарифов на пригородные пассажирские перевозки. Письмо с просьбой содействовать в данном вопросе руководство железнодорожной монополии направило в Министерство транспорта, Министерство регионального развития, Министерство здравоохранения и социального развития и Федеральную службу по тарифам, передает ПРАЙМ. Компания просит ведомства повлиять на регионы в части политики сдерживания темпов роста тарифов на пригородные пассажирские перевозки, "максимально учитывающей интересы граждан России".

Определено 66 регионов, в которых население расходует выше 10 процентов денежных средств от своих среднемесячных доходов на проезд в электропоездах. Среди таких регионов компания называет Еврейскую автономную область (население которой тратит более 43,1 процентов от среднемесячных доходов), Удмуртию (33,3 процента), Амурскую область (33,1 процента), Курганскую область (30,8 процента), республику Марий Эл (30,0 процентов).

Президент РЖД Владимир Якунин в личном блоге в ЖЖ сообщил, что безбилетный проезд пассажиров электропоездов ежегодно лишает бюджет перевозчиков четырех миллиардов рублей. Причем он сетовал, что "зайцы" "не видят (или не хотят видеть!) связи между стабильностью оплаты за проезд и качеством парка общественного транспорта, хотя эта связь очевидна". Но покамест тарифы у нас растут в разы, а качество оставляет желать лучшего.

Борцы с безбилетниками прорабатывают различные методы воздействия на нарушителей. Среди предложений — десятикратное увеличение штрафа за безбилетный проезд, а также передача полномочий по отлову "зайцев" транспортной милиции.

А в итоге получается какой-то замкнутый круг: пассажирские компании возводят турникеты для того, чтобы через них не прошли безбилетники, увеличивают штат контролеров, привлекают милицию, в итоге многократно возрастают расходы, которые выливаются в подорожание билетов. В результате чего армия "зайцев" неуклонно растет, так как все меньшее число россиян способно ежедневно платить не маленькую сумму за проезд. Может быть, РЖД и пригородным пассажирским компаниям стоит пойти от обратного — снизить свои расходы, и не перекладывать все на несчастных пассажиров?

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Арестованы убийцы 93-летней блокадницы из Мариинки
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Посольство США обиделось на Сергея Лаврова
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Арестованы убийцы 93-летней блокадницы из Мариинки
Конец "меркелизма": Spiegel объяснил, почему Ангела скоро уйдет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
США взорвали атомную бомбу неизвестно где. Видео
Вице-премьер Голландии поверила в суперспособности русских
Вице-премьер Голландии поверила в суперспособности русских
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Ленивый ли вы человек? (Тест)
Ленивый ли вы человек? (Тест)

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры