Кто и как наживается на "натаскивании" к ЕГЭ

В "теневом" образовании виноват ЕГЭ?

Более 70 процентов школьных учителей подрабатывают сегодня нелегальными репетиторами, теневой рынок образования в России (по приблизительным, естественно, оценкам — на то он и теневой) составляет около 40 миллиардов рублей, идут разговоры о том, что качество школьного образования падает. Что создало этот порочный круг и как его разорвать?

Обычно всплеск интереса к образовательной теме поднимается весной — по понятной причине: в школах близится сдача единого государственного экзамена (ЕГЭ), по итогам которого будущим абитуриентам предстоит поступать в вузы. Кстати, нынешний год особый, юбилейный — закон о ЕГЭ вступил в силу десять лет назад, в феврале 2007 года, хотя обязательным для всех стал только в 2009 году.

При этом споры о плюсах и минусах ЕГЭ идут до сих пор. Не будем вдаваться в тему ЕГЭ вообще, возьмем один-единственный аспект — репетиторство.

Это пресловутое репетиторство было бичом советских и постсоветских лет. Чтобы обеспечить своему ребенку поступление в более-менее приличный вуз, родителям необходимо было нанять группу репетиторов, преподающих в этом вузе, которые якобы "натаскивали" чадо перед поступлением, а фактически — используя свое служебное положение, гарантировали это поступление независимо от уровня знаний. Плата за занятия с репетиторами (слово это впору взять в кавычки, поскольку качество занятий, как уже сказано выше, мало что решало — важна была степень влияния данного преподавателя на процесс приема), таким образом, во многих случаях являлась не чем иным как растянутой во времени взяткой. Одним из главных аргументов в пользу внедрения в России ЕГЭ его сторонники выдвигали как раз то обстоятельство, что новая система разрушает этот подпольный бизнес и тем самым предоставляет равные шансы на поступление в вузы всем абитуриентам, независимо от места их проживания и учебы.

Одну "бизнес-концепцию" разрушили — и что же? Как показала практика, на ее месте появилась другая, более разветвленная. В конце февраля "Независимая газета" обнародовала результаты исследования, в котором приняло участие 129 педагогов региональных школ. Девяносто четыре (или 72 процента) опрошенных признались, что подрабатывают репетиторством. Впрочем, "подрабатывают" — это, наверное, мягко сказано, поскольку доля "репетиторских" денег в их совокупном доходе порой доходит до половины основного заработка. В Москве эта цифра предположительно гораздо выше: репетитор по математике, русскому или иностранному языку (основным направлениям ЕГЭ) может заработать в три раза больше учителя, причем кризис ненамного повлиял на ситуацию. Оно и понятно: родители, нацеленные на то, чтобы их сын или дочь поступили в вуз, а значит, набрали по ЕГЭ не ниже определенного количества баллов, в "финальный" год учебы ребенка в школе готовы отказывать себе в чем угодно, но оплатить услуги "натаскивателя".

По оценкам экспертов, не менее трети из упомянутых в начале статьи 30-40 миллиардов приходятся именно на подготовку к ЕГЭ, причем с 2010 года цифра выросла более чем в полтора раза — с восьми до 12-13 миллиардов рублей. Да, школьный учитель не может напрямую повлиять на результаты ЕГЭ, а институтский преподаватель — на результат отбора в вуз, но добросовестные родители все равно хотят подстраховаться. И платят — в надежде на то, что занятия "сверх программы" позволят написать ЕГЭ на более высокий балл.

В больших городах выбор платных помощников и разброс цен на услуги огромен — стоит только выйти в Интернет и вбить соответствующий запрос в любую поисковую систему.

"В качестве репетиторов на сайтах сегодня регистрируются и студенты, и аспиранты, и вообще все кому не лень, — предупреждает читателей "Правды.Ру" президент Всероссийского фонда образования, академик Международной академии педагогических наук, доктор педагогических наук, профессор Сергей Комков. — Нередки случаи, когда свои услуги предлагают люди, никакого отношения к системе образования не имеющие. А бедные несчастные родители, которые не знают в какую сторону им шарахнуться, чтобы спасти свое дитя, попадаются на удочку этих мошенников. Всё это — следствие предэкзаменационного ажиотажа.

В населенных пунктах помельче "спаситель", как правило, один — школьный учитель, который обязан дать ученику соответствующие знания во время занятий в классе, но сам же уверяет родителей, что для проходного балла в хороший вуз этих знаний будет недостаточно — по разным причинам. Родители покорно соглашаются и просят его позаниматься с ребенком индивидуально. Парадоксально, не правда ли?".

"Беда в том, что расходы на систему образования сегодня не соответствуют выдвинутым запросам, — считает Сергей Комков. — Во всех развитых странах уровень этих расходов, как правило, не ниже семи процентов ВВП, в России же он в два раза меньше — около 3,5 процента ВВП. Об этом недавно говорилось во время попытки принятия закона о всеобщем образовании. Зарплаты у педагогов, особенно в провинции, нищенские. И вот здесь под руку подворачивается злополучный ЕГЭ — дополнительный кусочек хлеба.

Никакие запреты на совмещение основной преподавательской деятельности в школе и репетиторства не помогут. Опыт других сфер (например, ограничение на оборот алкогольной продукции) уверенно доказывает: чем больше государство вводит запретов, тем больше находится механизмов их обойти. Найдутся тысячи вариантов. Как минимум, педагоги будут работать перекрестным методом — бегать из одной деревни в другую.

Разорвать этот замкнутый круг можно только одним способом — серьезно пересмотреть систему финансирования в образовательной сфере и отказаться от ЕГЭ в том виде, в котором он сегодня существует. Пока этого не случится, педагоги будут заниматься нелегальным "натаскиванием" учеников и фактически продолжать вести губительную политику в системе образования".

Как трансформировать ЕГЭ? Как "гуманизировать" систему поступления в российские вузы, чтобы она не выкачивала деньги из карманов родителей будущих абитуриентов? Редакция "Правды.Ру" планирует продолжить этот непростой разговор в ряде статей и эфиров с привлечением новых экспертов. Следите за нашими анонсами!

Читайте также:

Реформы образования укрепляют характер

Школа сегодня — танк без руля и башни

"ЕГЭ — отличный способ разрушить страну"

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *