Раздельное обучение полезно, уверены в московской гимназии

Переменки - вместе, а уроки - врозь

Может ли обучение в обычной государственной школе быть элитным? Вполне. Если учителя заинтересованы научить детей мыслить самостоятельно. Без индивидуального подхода к школьникам, с учетом особенностей их психики, тут не обойтись. Неслучайно раздельное обучение мальчиков и девочек заняло важное место в системе элитного образования в Европе и США.

Когда в московской гимназии №1257 20 лет назад решили перевести мальчиков и девочек на раздельное обучение, первым делом начали с "разделения" учителей. "Мы провели психологическое исследование наших педагогов, чтобы выяснить, кто из них предрасположен к работе с девочками, а кто с мальчиками. Дело в том, что это очень зависит от индивидуальных особенностей мышления каждого человека", — говорит директор гимназии Людмила Григорьева.

Читайте также: Раздельное обучение: тупицы станут умниками?

Предрасположенности выявились очень четко. Например, некоторые женщины-педагоги "не готовы" работать с девочками, тогда как с мальчиками им легче и интереснее. А вот педагог-мужчина вряд ли приспособится к ученицам. Из-за особенностей мозга женщины способны переходить на другой тип мышления — в частности, мужской, а мужчины — нет. Такая вот "половая дискриминация".

Наши ученые-нейропсихологи еще в советское время доказали, что темп развития детей напрямую зависит от их половой принадлежности. Особенно четко это проявляется к моменту поступления в школу, когда девочки по развитию, как правило, на два года обгоняют мальчиков. Дело в том, что у них к семи годам ужк начинает работать левое полушарие мозга, отвечающее за логику и внимание к деталям. А мальчики остаются "правополушарными", то есть ориентированными на творчество и воображение.

Школьная же программа построена таким образом, что усваивать ее легче именно левым полушарием — поэтому понятно, что девочки и мальчики в смешанных классах изначально поставлены в неравные условия. Можно не сомневаться, что многим потенциально талантливым паренькам педагоги приклеят ярлык "тупица" или "лентяй". И избавиться от этого клейма им вряд ли удастся.

Тот факт, что мозг девочек и мальчиков работает по-разному, легче понять на простом примере диктанта для запоминания приставок "пре" и "при". "Для развития письменной грамотности у человека задействованы три канала: слух, зрение, рука. Если учитель будет диктовать нейтральный текст про природу, его никто "не услышит" и "не увидит" — детям это неинтересно. Если же мы хотим, чтобы ученики усвоили информацию, то на мальчиков подействует такая фраза: "Преступник нарушил закон, приступим к суду". А на девочек — такая: "Прекрасная принцесса прихорашивалась перед зеркалом". В этом случае учителя услышат все", — поясняет Людмила Григорьева.

На уроке физики девочкам сначала нужно объяснить правила, а потом показать, как это работает во время эксперимента. Мальчикам же ровно наоборот — начать нужно именно с эксперимента, во время которого ребята сами должны вывести физический закон.

"Мальчики не любят долгие вступительные беседы, им нужно сразу начать рисовать. А вот девочкам нужно предварительно объяснить весь порядок действий", — делится свои опытом учитель рисования Марина Резникова. По ее ощущением, мальчики рисуют чувством и настроением, а девочки — строго по линейке, используя уже полученный опыт. И подтолкнуть их к чему-то новому часто бывает непросто, тогда как мальчишки всегда готовы экспериментировать. Зато девочки лучше заучивают правила и более четко и аккуратно выполняют требования педагогов.

Результат подобного подхода к обучению вполне убедительный. По словам директора гимназии, за последние 20 лет все без исключения ее выпускники получили высшее образование, причем многие — в лучших московских вузах.

Много лет гимназия №1257 служит экспериментальной площадкой для НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН. Специалисты учреждения изучают, в частности, последствия гендерного подхода к образованию. В результате мониторинга здоровья выяснилось, что к концу года у учащихся заметно выросли показатели физического здоровья и работоспособности.

Но есть еще один важный момент — отношения между девочками и мальчиками в школах с раздельным обучением. По словам Людмилы Григорьевой, благодаря тому, что они занимаются в разных классах, учащиеся не видят противоположный пол в ситуации неуспеха, а тем более провала. В смешанных классах конкуренция за оценки и внимание учителя между мальчиками и девочками неизбежна. И девочки часто выигрывают эту "гонку" просто в силу своих физиологических особенностей.

В раздельных же классах им не нужно тратить силы на самоутверждение друг перед другом. А значит, будет меньше поводов для обид во время общения в свободное время. "Наши дети общаются между собой на уроках танцев, переменах, на школьных праздниках. То, что общение в свободное время, а не на общих уроках более гармоничное и в дальнейшем лучше влияет на отношения полов — мнение не только педагогов, но и врачей. Они отмечают значительное снижение уровня тревожности, характерного для подростков, у учащихся раздельных классов", — говорит Людмила Григорьева.

В этом году в электронной очереди на запись в первый класс гимназии было 130 заявок. Принять сумели только 79 человек. Сюда приезжают практически со всех районов Москвы. Родителей не пугает необходимость рано вставать, чтобы успеть проскочить до пробок. Они четко знают, чего хотят от школы, где будут учиться их дети. По словам учителей, современные папы и мамы очень хорошо информированы, поэтому и приводят детей именно на раздельное обучение.

Несмотря на всю очевидную пользу такого подхода к образованию, вряд ли его введут указанием сверху во всех школах. Можно представить, какой крик поднимется среди педагогов — для них это дополнительная нагрузка и необходимость переучиваться. Действительно, раздельное обучение — в определенном смысле элитное. Неслучайно его практикуют во многих частных школах Великобритании, Германии, Японии, США.

Читайте также: "Железные леди" из школ "для настоящих принцесс"

Но никто не запрещает самим школам вводить подобную систему "снизу". Неслучайно в России по этой методике работают уже несколько сотен школ. Родителям, которые хотят, чтобы их дети обучались в раздельных, а не смешанных классах, можно посоветовать пытаться влиять на школьную систему изнутри — с помощью тех же родительских коллективов или советов самоуправления.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру