44 процента россиян готовы пойти на фронт

Воевать готовы, но не за Родину

Накануне 22 июня, Дня памяти и скорби, социологи "Левада-центра" попытались выяснить, сколько россиян пошли бы на Отечественную войну, начнись она прямо сейчас. Оказалось, что меньше половины. Трактовать результаты опроса можно по-разному: некоторые сочли 44-процентный показатель пугающе низким, а другие, наоборот, усмотрели в нем обнадеживающее проявление патриотизма. Впрочем, идея такого опроса, мягко говоря, не нова. Редкая годовщина нападения гитлеровских войск на Советский Союз обходится без интернет-дискуссий на тему: а ты готов отдать жизнь за… Родину?

Спор-то разгорается, как правило, не о готовности граждан современной России принять участие в боевых действиях — будь то по призыву или добровольно. Вопрос в том, какими соображениями эта готовность подкреплена. И вот тут прослеживается закономерность, которую социологи почему-то из года в год обходят своим вниманием при составлении "военных" опросников. В бой "за Родину", как в сороковые годы, идти не хочет практически никто. Вот за семью, за родителей, за любимую девушку/женщину — пожалуйста, хоть завтра на амбразуру. А Родина такой жертвы не заслужила.

Юные посетители интернет-форумов излишне подробно растолковывают друг другу, почему Россия нынче не достойна того, чтобы ради нее рисковать жизнью. Вспоминают, как наши деды шли под фашистские пули со словами "За Родину! За Сталина!", — и пытаются язвить, мол, кто ж нынче пойдет на смерть со словами "За Родину! За Путина!" на устах… Да и в том, что на Великую Отечественную кто-то шел по доброй воле, откровенно сомневаются. Современным молодым людям, в списке ценностей которых патриотизм числится со знаком минус, не верится, что относительно — по меркам истории — недавно наши соотечественники искренне соглашались отдать жизнь за родную страну.

Читайте также: Евгений Федоров: Проигравшие победители

Между тем, именно так оно и было. Хотя, конечно, не следует обобщать народные настроения в разные периоды Великой Отечественной. "В первые дни войны многие настолько верили в сталинский план (победим быстро, малой кровью и на чужой территории), что спешили записаться в армию, чтобы успеть поучаствовать в боевых действиях до победного конца, — объясняет историк Дмитрий Лысков, автор книги "Сталинские репрессии. Великая ложь ХХ века". — Это очень хорошо прослеживается в воспоминаниях многих, кто тогда записался добровольцем. Когда же стало ясно, что кампания затягивается, а советская армия несет серьезные потери, настроения изменились".

Зазвучал призыв "Спасти Отечество", апеллировавший к патриотическим чувствам граждан. Ему вняли многие, потому что слово "Отечество" в советском государстве связывалось не с абстрактным, а с вполне конкретным, понятным каждому, чуть ли не осязаемым содержанием. Это было государство рабочих и крестьян, ими же управляемое, для большинства воплощенное в образе "отца народов" Иосифа Сталина.

Читайте также: Советский солдат - чудовище или герой?

Не одно поколение наших предков было воспитано на патриотических идеалах, в хорошем смысле "приземленных", то есть привязанных к реальности, не отвлеченных. В понятие Родины входил и родной дом, и близкие люди, и сам мирный образ жизни, — то есть все то, что требовало защиты от захватчиков.

Сейчас государство устроено иначе, жизнь другая, воспитание иное и приоритеты, соответственно, радикально отличаются. Участники интернет-форумов всерьез и глубокомысленно цитируют Оскара Уайльда, называвшего патриотизм "религией бешеных". Считают верхом остроумия и красноречия высказывания типа "Перейду на сторону врага, чтобы обеспечить безопасность своих близких, воевать за якобы мою страну я не буду 100 процентов" (орфография и пунктуация оригинала сохранена).

У большинства — утробная и всеохватная мстительная злость на страну, которая для одних чего-то не сделала, а другим, наоборот, что-то сделала. "Если у меня будет выбор, и если альтернатива фронту будет более приятная, чем расстрел или тюремный срок, то [воевать] не пойду. Эта страна ничего не сделала для меня, чтобы я чувствовал свой долг перед ней. А если отказ от мобилизации будет преступлением… Что ж, тут деваться некуда. Пойду, конечно. Но только не добровольцем! Пущай сами поищут".

Читайте также: Казакам вернут боевое оружие

Психологи, комментируя подобные высказывания, напоминают и еще об одном факторе — инфантильности современной молодежи, размывании представлений о типичном "мужском" характере с такими присущими ему чертами, как смелость, решительность, мужество, сила. На первый план вылез "бутылочный патриотизм", ограничивающийся полупьяными разговорами на лавочках, где каждый участник готов рвать майку на толстеющем пузике и с пивной пеной у рта доказывать, что вот так же он порвет любого врага голыми руками.

И, конечно, модный антипатриотизм, сторонники которого почитают наивысшим человеческим достоинством умение "вовремя свалить" за пределы нелюбимой Родины. Великая Отечественная для многих стала просто страницей в книжке по истории, где, к тому же, нынче могут запросто написать, что Вторую Мировую выиграли американцы.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Ольга Лазарева
Ольга Лазарева — выпускающий редактор Правды.Ру *
Обсудить