Похищение детей по-скандинавски

Более тридцати юристов, судей, профессоров психологии и правозащитников подписали "Доклад о случаях изъятия детей из семей в Швеции и соседних скандинавских странах". Авторы документа заявляют, что речь идет о мощной "индустрии насилия над детьми и разрушения семей". Тех, кто пытается с этим бороться, подвергаются преследованиям и запугиваниям.

Правозащитная неправительственная организация "Комитет за права семьи в скандинавских странах" подготовила многостраничный доклад для представления Генеральному секретарю Совета Европы. Его авторы — судьи, юристы, врачи, психологи — требуют от Совета Европы провести тщательное расследование многочисленных случаев изъятия детей из семей в Швеции, а также Норвегии, Финляндии и Дании."Судя по нашему профессиональному опыту, ситуация выглядит так, что мишенью органов опеки становятся, в основном, молодые или неполные семьи, семьи с проблемами в плане достатка, образования или здоровья, а также семьи иммигрантов. Соцработники также зачастую считают неспособными выполнять свои обязанности тех родителей, чьи религиозные или философские убеждения кажутся им политически неприемлемыми", — говорится в докладе.

Однако немало фактов, когда опека вмешивается в дела тех семей, где родители имеют высшее образование или престижную работу. Именно по этой причине, констатируют авторы доклада, с начала 80-х многие шведские родители, дабы защитить своих детей от изъятия и помещения в замещающие семьи, вынуждены были бежать из страны. Законы, позволяющие изымать детей из родных семей, появились в Швеции еще в 20-е годы прошлого века. Но окончательно оформились в стройную систему в 90-х годах. Например, в качестве причины, по которой несовершеннолетних следует передавать под государственную опеку, называется следующий довод: "если недостаток заботы о них или иные домашние обстоятельства угрожают их здоровью и развитию".Авторы доклада подчеркивают, что такие размытые формулировки — "иные домашние обстоятельства" вместо защиты несовершеннолетних привели к абсолютно волюнтаристкому подходу соцработников в вопросах изъятия детей.

Напомним, что близкие по смыслу формулировки содержатся и в российском законопроекте "О соцпатронате". Впрочем, это неудивительно. Один из его ярых сторонников — член Общественной палаты Борис Альтшулер — в интервью финскому телевидению заявил, что российский закон — калька с финского. Также он пообещал финнам, что вскоре аналогичный документ будет принят и в России. При этом соцработники не только трактуют закон так, как им выгодно, они еще и откровенно нарушают его. В частности, ребенок после изъятия из семьи имеет право посещать свой дом и регулярно общаться с родителями.

Читайте также: Почему травят родную мать Максима Кузьмина

Однако в реальности, как говорится в докладе, опека и замещающие семьи не только ограничивают право ребенка и родителей на встречи, но даже запрещают любое общение — в частности, телефонные звонки, доступ к интернету и электронной почте, полностью изолируя детей от их родителей. Также по закону соцработники обязаны всячески способствовать возвращению детей в кровные семьи. На деле, как подчеркивают правозащитники, подобное происходит крайне редко.

Что же получают взамен дети, насильственно лишенные родной семьи? После долгой борьбы правозащитникам удалось добиться, чтобы в 2006 году была учреждена правительственная комиссия по расследованию обращения с находящимися на государственном попечении детьми. Были заслушаны около 400 пожелавших дать показания. Как говорится в докладе, председатель комиссии и его следователи были шокированы тем, что услышали от свидетелей, прошедших через детские дома и замещающие семьи.

"Их изъяли из семей, обстановку в которой власти сочли неблагоприятной, но вместо этого они попали не только в худшую обстановку, но и подвергались жестокому обращению, запугиванию, оскорблениям, психологическому, физическому и даже сексуальному насилию".

При этом государство платит замещающим родителям и частным приютам баснословные суммы, благодаря чему индустрия замещающих семей разрастается с головокружительной скоростью. В докладе ее называют "индустрией похищения и опеки", а также системой насилия над детьми и разрушения семей. Неслучайно фирмами по подбору замещающих семей обзавелись многие чиновники и даже члены парламента. Это оказалось очень выгодным бизнесом, хорошую прибыль в котором обеспечивает постоянный приток изъятых из семей детей. И как следствие, те юристы, что пытаются противостоять подобной порочной системе и защищать кровные семьи, подвергаются запугиванию и преследованию со стороны чиновников административных судов, говорится в докладе.

При этом родителям, которые пытаются отстаивать свои права, чинятся всевозможные препятствия. В частности, по закону им с детьми государство обязано предоставлять одного адвоката. В реальности опека не только дает им разных адвокатов, но и сама выступает в качестве истца вместе с детьми. Родители в данном случае оказываются однозначно обвиняемыми. Тот факт, что адвоката оплачивает государство в лице опеки, также не дает родителям никакого шанса выиграть дело.

Но больше всего в этой ситуации страдают сами дети — насильственное изъятие из семьи неизбежно скажется на их жизни в будущем. Авторы доклада ссылаются на многочисленные исследования ученых, которые подтверждают, что разлучение ребенка с родителями повышает у него риск развитие тяжелой формы депрессии (часто уже во взрослом возрасте), психоза и других психических и соматических расстройств. Шанс заболеть у таких детей в 2-3 раза выше, чем у тех, кто не переживал у детстве подобной травмы.

Читайте также: В Финляндии исчезли россиянка и две ее дочери

"Получается, что ребенок, постоянно находящийся в разлуке с родителями, ничуть не благополучнее ребенка, находящегося в любой другой "неблагоприятной обстановке", и даже подпадает под определение "заброшенный ребенок", — подчеркивается в докладе. То есть изъятие из семьи должно быть крайней мерой для исключительных случаев.

Как показывает практика авторов, много лет защищающих кровные семьи, реальная необходимость изъятия детей случается очень редко. В большинстве случаев этого легко можно было бы избежать. В этой связи авторы доклада задаются резонным вопросом: "Действительно ли расследования обращения с детьми, которые проводят органы опеки, служат интересам детей?" Ответ очевиден.

Остается добавить, что доклад был переведен российским аналитическим центром "Семейная политика. РФ". Его генеральный директор Павел Парфентьев уверен, что "информацию, вошедшую в это серьезный документ, необходимо учитывать в законодательной работе в России. Нельзя повторять в нашей стране трагические ошибки, допущенные в скандинавских странах, в результате которых пострадали множество детей и взрослых". Поэтому копии доклада будут направлены в МИД РФ, а также в органы законодательной и исполнительной власти.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру