Органы опеки Краснодарского края не разрешили многодетной семье усыновить двух мальчиков

Опека не разрешает усыновлять близнецов

Органы опеки Краснодарского края не разрешили многодетной семье усыновить двух мальчиков из дома ребенка. Мотив — приемным родителям будет тяжело воспитывать близнецов и это может ущемить интересы других детей в семье. Но сами супруги Клименко уверены, что им хватит и сил, и любви еще на двоих детей. Как до этого хватало на воспитание 11 детей, девять из которых приемные, причем большинство из них с синдромом Дауна, ДЦП и умственной отсталостью. Если близнецов не отдадут на усыновление, их придется разлучить: один мальчик отправится в детский дом, другой в психоневрологический интернат.

Вообще-то, Наталья и Александр Клименко не планировали становиться многодетными родителями. Но когда двое сыновей подросли, они решили удочерить девочку. Обратились в органы опеки Приморского края (они тогда жили в этом регионе), но им отказали: у нас нет подходящих для усыновления детей. Но поскольку супруги оказались настойчивыми, их в конце концов все-таки пустили в один из детских домов. Скорее, чтобы отделаться: мол, убедитесь сами — здоровых детей здесь нет, а инвалиды вам точно не подойдут.

Но именно там они увидели свою будущую дочку, точнее, сразу двух — сестер-близняшек с диагнозом детский-церебральный паралич и глубокой умственной отсталостью. Больше года они добивались разрешения на удочерение. "Администрация детского дома категорически сопротивлялась: зачем вам такие дети? Аргумент: одна девочка еще более-менее, а вторая — вообще растение", — вспоминает Наталья. Но потом, видя упорство родителей, махнули рукой — мало вам трудностей в жизни, получите.

Районный педиатр, к которому Наталья приехали с девочками, искренне удивилась: "а зачем таких выхаживать? Их надо сразу уничтожать при рождении". Наталья вспоминает, что поначалу они мужественно настраивались на худшее, но оказалось, что не все так страшно, как пугают чиновники.

Читайте также: Что нам мешает усыновлять сирот?

Девочки, оказавшись в любящей семье, быстро росли и менялись на глазах. Конечно, все происходило не само собой — с близняшками много занимались, даже возили к специалистам в Китай, благо от Приморья это недалеко. И в результате, психоневролог, когда ему в очередной раз привезли одну из сестер — ту, которой в детдоме ставили диагноз "растение", даже растерялся: "А вы того ребенка мне показываете? Может, это ее сестра?".

Сегодня Наталья гордится своими дочками, называя их "мои красавицы". Девочки благополучно закончили школу, правда, на домашнем обучении, потому что директор школы отказалась их брать, назвав необучаемыми. Но ничего, справились и с этой проблемой. Одна из сестер поступила в индустриальный техникум на отделение "правоведение". Другой родители пока дали год отдыха, решив, что поступит позднее.

Вслед за девочками в семье появилось еще семеро детей — с синдромом Дауна, умственной отсталостью, диагнозом ДЦП. На вопрос, почему усыновляли именно таких, "особых", Наталья отвечает просто: "Они были никому не нужны". В прошлом году семья переехала в Красноармейский район Краснодарского края, где у них большой дом (255 квадратных метров) с игровыми комнатами и спортзалом, сад, хозяйство — куры, кролики — в общем, все условия для жизни большой семьи. Старший сын, которому 36 лет, со своей семьей остался в Приморье. Средний (29 лет) живет с родителями, получил педагогическое образование и работает воспитателем в детском санатории.

Однажды, на одном из сайтов, посвященных усыновлению, Наталья увидела фотографию четырехлетнего мальчика из дома ребенка в Великом Новгороде. Его разместила общественная организация "Петербургские родители". Они пытались найти ребенку семью, но потенциальные родители, узнав, что у малыша есть брат-близнец, который не может ходить и сильно отстает в развитии, отказывались от усыновления.

Читайте также: Российским детям объявлена война

И тогда Наталья и Александр Клименко, посоветовавшись с детьми, решили усыновить близнецов. Но неожиданно этому решению воспротивились в местном отделе опеки. На опекунском совете было признано, что семье будет тяжело воспитывать еще двоих детей, и это может ущемить интересы других малолетних членов семьи.

Глава органа опеки и попечительства Красноармейского района Светлана Бонадысенко заявляет, что ее служба действует исключительно в интересах детей и объясняет свой мотив для отказа: "Приемные родители должны рассчитывать свой человеческий ресурс — хватит ли у них сил на воспитание такого количества детей. Их же нужно не только накормить, но и обнять, поцеловать каждого. Ребенок должен чувствовать тепло в семье. А если родители не справятся и решат вернуть детей обратно?"

Кроме того, по словам главы опеки, в районе нет ни одной семьи с таким количеством детей. И хотя в законе не прописано, сколько именно детей можно усыновлять, по ее мнению, их должно быть не больше восьми.Наталья и Александр Клименко, конечно, не в курсе насчет "лимита". Как и их дети, которым в жизни, безусловно, крупно повезло. Даже несмотря на их серьезные диагнозы.

По словам Лады Уваровой, председателя совета движения "Петербургские родители", семья Клименко известна в кругах родителей детей-даунят своими успехами в реабилитации "особых" детей. Их труд оценило и государство: Наталья награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" и медалью Патриарха "Золотое сердце".

Читайте также: Из детдома - на улицу или в тюрьму?

"Нам в опеке сказали: "Вы не будет успевать присматривать за всеми детьми". Неужели они лучше меня знают — буду я успевать или нет?" — удивляется Наталья. Да, зато в детском доме, не говоря уж про психоневрологический диспансер, прекрасно успевают присматривать за всеми. Что получается в результате такого "присмотра", объяснять никому не надо.

Клименко решили не сдаваться (им не впервой биться в бюрократические стены). Они написали в прокуратуру, в департамент образования, уполномоченному по правам ребенка, президенту РФ. Пока те ответы, которые пришли, в точности копируют заключение органов опеки. Глава опеки в свою очередь советует супругам обращаться в суд: "Если будет соответствующее решение суда, будем его исполнять".

Тем временем письмо в поддержку семьи Клименко, опубликованное на сайте движения "Петербургские родители", поддержали уже почти девять тысяч человек. Посмотрим, что в итоге окажется решающим для судьбы близнецов.

Читайте также: Ирина Бергсет: "Опека подобна Брейвику"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить