Чиновники закрывают лучшие школы страны

Новогодние праздники у большинства из нас ассоциируются со временем школьных каникул — школьники отдохнут от учебы, учителя от школьников, а родители от учителей. Однако не во всех, как выяснилось, школах могут с достаточной долей оптимизма думать о будущем. В десяти школах Москвы, Московской области и Петербурга 1 января ожидают с ужасом.

Для семи тысяч учащихся новогодние праздники станут непростым рубежом, который будет обозначать полное прекращение занятий в школах и возможную ликвидацию самих учебных заведений. Притом, что все эти школы — экспериментальные площадки Российской Академии образования.

Ситуация, в которой оказались элитные школы, где год за годом отрабатываются новые методы преподавания, апробируются новые учебники, где учатся самые способные дети, часть из которых готовится получить летом аттестат, абсурдна. В 2003 году был принят закон, по которому образовательные учреждения, учреждения культуры и здравоохранения передаются из федерального бюджета в региональный. Задача понятна — разгрузить федеральный бюджет. Что ж, мера оправданная.

Апробация новых методов преподавания имеет федеральное значение — вопросы, которые решает Российская Академия образования, транслируются на все регионы. И Академия образования объявила совету директоров школ, что будет бороться за сохранение их в своей структуре, на федеральном финансировании. Однако в принятом бюджете страны не оказалось строки, посвященной 13 школам, входящим в структуру Академии. А распоряжение правительства РФ о передаче школ регионам — Москве и Петербургу — до сих пор не подписано, и регионы просто не могут принять учебные заведения под свое крыло. Таким образом, с первого января школы окажутся и без регионального, и без федерального финансирования.

Однако эти тринадцать школ даже между собой поставлены в неравное положение. Трем из них выделены средства хотя бы на год существования. А единственное учебное заведение, находящееся в Санкт-Петербурге, и девять школ Москвы и Подмосковья остаются за бортом уже с 1 января 2005 года. Школы не могут перейти на самофинансирование, даже имея возможность попросить у родителей деньги — по закону они обязаны предоставить детям бесплатное образование. Но это еще не все.

— С другой стороны, — объясняет мне директор 204 школы г. Москвы Галина Михайловна Клименко, — подписание распоряжения о передаче школ Москве тоже гибельно для наших учебных заведений. С января мы теряем федеральный статус, а нового статуса не успевает приобрести. Нам необходимо создать новое юридическое лицо. Ведь происходит смена учредителя. Значит, требуется новый устав, который предстоит зарегистрировать. Затем пройти лицензирование, новую аккредитацию, оформить здание, землю, войти в единый региональный реестр как юридическое лицо, открыть счета в московском казначействе для ведения хозяйственной деятельности... Мы не успеем сделать это за один месяц.

Совет директоров экспериментальных школ пытается как-то разрешить кризисную ситуацию. Галина Михайловна обращалась к чиновникам — помощникам министра образования, руководителям агентства среднего и начального образования.

— У нас две просьбы. Либо включить учреждения РАО в федеральный перечень образовательных учреждений, либо, если передавать их региону, то не ранее первого сентября, — чтобы дать нам возможность закончить учебный год, выдать аттестаты и подготовить всю документацию, — поясняет директор пока еще существующей школы.

Чиновники, однако, не предлагают никаких решений.

Наши экспериментальные школы имеют несомненное значение для образования, — с гордостью подчеркивает Галина Клименко. — У меня в школе, например, пять заслуженных учителей России, тринадцать "отличников просвещения", три кандидата наук. А главное -956 учеников. Но чиновников раздражает, когда говоришь им о проблемах детей, а ведь любой счел бы это решающим аргументом. Да и телеграмма, которую мы послали Владимиру Путину, пока остается без ответа.

Почему в такой шаткой ситуации оказались школы, можно сказать, стратегического значения, понять сложно. По идее, на фоне постоянных разговоров о реформировании образования проблемы в этой сфере должны быть сведены к минимуму. Но на поверку выходит: проблем — тьма, а чиновникам, как всегда, от того ни жарко, ни холодно.

Лариса Андреева

Обсудить