Автор Правда.Ру

Всегда ли прав педагог? Заметки психолога

За школьной партой - Я работаю в школе больше 20 лет и, лишь взглянув на детей, могу сказать, кто из них будет отличником, а кто троечником.
- Валера 1-й класс закончил очень прилично, во 2-м начал учиться неплохо, а к концу года съехал на одни тройки. Я пыталась как-то увещевать его, не помогает. А начинаю ругать, он плачет, убегает из комнаты, бьет себя по голове и кричит: "Да, я у вас тупой, тупой!".
Сегодня мы поговорим о функциональных и интеллектуальных возможностях ребенка, которые меняются в процессе развития.
К началу обучения успешность усвоения учебного материала определяется готовностью к школе. Поэтому учителя сразу выделяют ребят, которые активно включаются в работу, стараются как можно лучше усвоить новые сведения, тщательно выполняют задания на уроке и дома. Это уже своеобразный резерв, из которого появятся будущие отличники. Все мы люди и поэтому не лишены пристрастного отношения к окружающим, а тем более к детям. Но не так страшно, что ребенок попадает в категорию сильных или недостаточно сильных, сколько пугает убежденность некоторых педагогов в непогрешимости своей первоначальной оценки возможностей школьников.
В ряде случаев накопленный педагогический опыт влечет за собой и появление жестокости педагогических установок. Приведенное в начале статьи высказывание как раз из числа подобных примеров. Уметь распознать возможности ребенка очень важно, но не менее важно уметь видеть и перспективу. Многие ребята, не имевшие должного внимания со стороны взрослых, попав в школу, начинают быстро догонять своих сверстников. Их возможности либо не были своевременно развиты, либо их психическое развитие пришлось на более позднее время, чем у других.
Крайне важно, чтобы педагоги, работающие с такими детьми, умели вовремя заметить и поддержать эти позитивные тенденции, а не ставили на ребенке клеймо вечного троечника.
Еще один из возможных вариантов описан во втором приведенном отрывке из беседы с мамой. Здесь мы можем говорить о тенденции истощения интеллектуального потенциала ребенка и, как следствие, элементы негативной самооценки.
У младших школьников все компоненты психики и личности достаточно подвижны. Могут происходить изменения в мотивации учения, приобретаемые умения могут вступить в противоборство друг с другом (это явление называется интерференцией и приводит к резкому снижению успеваемости). Например, хорошо усвоив правила умножения, учащиеся испытывают существенные трудности при переходе к теме "Деление", или, заучив назубок окончания существительных мужского рода в различных падежах, они не могут справиться с той же задачкой в отношении существительных женского и среднего рода или существительных во множественном числе. Здесь необходим максимум терпения. Всякий нажим может привести к эмоциональным вспышкам и даже срывам. Упреки, ругань, нелестные сравнения и эпитеты приводят лишь к формированию у ребенка стойкого убеждения, что он лишен способностей, а вслед за этим учащиеся перестают стремиться к повышению учебных результатов.
Для младших школьников и учителя, и родители входят в категорию "значимых других". Оценки взрослых, укореняясь в сознании школьников, становятся их собственными оценками. Поэтому общая рекомендация здесь такова: нельзя оставлять без внимания позитивные моменты личностного и интеллектуального роста младших школьников, не следует выражать свое недовольство их временными неудачами.
Деление на троечников, хорошистов и отличников можно рассматривать, на наш взгляд, в качестве своего рода социальной сегрегации. Любой школьник должен быть уверен, что результат работы определяется его собственными усилиями и не зависит от отношения к нему окружающих, даже если эти окружающие — учителя.
Большинство ребят учится неровно: то увеличивается их работоспособность, появляется желание заниматься, то вдруг — истощение и спад. Любому педагогу знакомы такие феномены, как "раскачка" детей в начале года или четверти. Продолжительность ее определяется индивидуально-психологическими особенностями школьников, а не учительскими призывами. Еще одно распространенное явление — это "концевой прорыв", когда дети к концу определенного этапа работы (обычно четверти, полугодия, года) мобилизуются и относительно короткое время занимаются очень продуктивно. В это время исправляются "неуды" и тройки, растет активность на уроке и во внеурочное время.
Педагогическая оценка оказывает стимулирующее воздействие на младших школьников. Похвала, поощрение, ободрение, раскрытие перспектив, дозированная помощь, наконец, положительные отметки повышают самооценку учащихся, вселяют в них уверенность. И, напротив, постоянные упреки, указания на ошибки и недочеты, выражение неудовольствия, негативная критика, стабильно низкие и неудовлетворительные отметки ведут к снижению уровня самооценки детей, формированию стремления минимизировать свои усилия, преобладанию установок на избежание неудачи. Такие ребята начинают относиться к себе как к неспособным, "тупым", неудачникам, вечным троечникам. Психологи советуют в таких случаях применять "Я-высказывание". Это словесное утверждение дает в специфической форме информацию о ваших чувствах, о том, какое впечатление на вас произвело то или иное событие. Например: "Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что я теряю мысль. "Я-высказывание" сообщает ученикам только то, что мы чувствуем. Если, используя "Я-высказывание", вы будете искренни в словах и в интонациях, вы сможете подействовать на многих учеников.
Низкие оценки очень скоро становятся привычными, расхолаживают учеников. Чтобы избежать этого, и учителя, и родители должны сравнивать успехи каждого школьника только с его собственными успехами, а не с результатами других детей, поддерживать в них мотивацию достижения. Возможность стать отличником должна завоевываться в соревновании с самим собой. А отметки — вовсе не самоцель, гораздо важнее получать удовольствие от процесса учебы, а не от заработанной пятерки. Тетрадки с пятерками рано или поздно будут заброшены, а чувство удовлетворения от проделанной работы навсегда останется в прошлом опыте личности.

С. РОГАЧЕВА,
ведущий специалист центра человековедческой компетентности педагогов проф. В.М. Шепеля,
"Волга".

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Потерпевшей потребовалась госпитализация, а злоумышленников полиция задержала полиция по горячим следам: они оказались безработными выходцами с Ближнего Востока

Четверо беженцев изнасиловали пожилую немку

В самое ближайшее время для развития успеха в Дейр эз-Зоре, сирийской армии остро необходимо в ближайшее время переправиться на левый берег Ефрата. В этом им помогает авиация ВКС России.

Уникальные видеокадры уничтожения "флота" ИГИЛ* на Евфрате
Комментарии
Ходорковский предложил отдать Россию продажным "боярам"
Социологи: большинство россиян отказалось голосовать за президента Семенова
"Яблоко" предлагает России смириться
Сегодня Киев должен выплатить Москве 1,4 млн фунтов
Нападение на главу московского штаба Навального могло быть постановочным
Сегодня Киев должен выплатить Москве 1,4 млн фунтов
"Яблоко" предлагает России смириться
"Северный поток — 2" уже не остановить
Европа охнула: в одну лишь Польшу рванул работать миллион украинцев
Эксперт: боязнь прививок — следствие нашего провала
"Жги, Натаха, раскачивай трон"
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
"Яблоко" предлагает России смириться
"Яблоко" предлагает России смириться
Турция посоветовала Евросоюзу быть поскромнее с Россией
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Китайский вечный двигатель "убьет" нефть и газ
Погибнут миллионы: пророки и ураганы раздули панику в США
Европа охнула: в одну лишь Польшу рванул работать миллион украинцев
Европа охнула: в одну лишь Польшу рванул работать миллион украинцев
Турция посоветовала Евросоюзу быть поскромнее с Россией