Недетские скандалы в детском доме 

Равнодушие взрослых плодит монстров

Очередное ЧП с участием детей произошло в Челябинске. Несколько месяцев назад 9-летняя сирота Настя осталась без опеки: ее тетя после ссоры с мужем получила условный срок наказания и была лишена опекунства над племянницей. Из родных осталась лишь бабушка, по состоянию здоровья не имеющая возможность воспитывать внучку. И девочку отдали в детдом.

Известно, что любой детский коллектив настороженно, а порой и агрессивно принимает новеньких. Поэтому среди сотрудников детского учреждения было проведено специальное совещание, на котором их призвали максимально бережно отнестись к новой девочке. Настя училась по общей программе, но наблюдалась у невролога, будучи инвалидом. Увы, педагоги пустили все на самотек.

Тогда в "воспитательный процесс" включились старшие школьницы. Настя стала подвергаться форменному "прессингу" со стороны других детей. В июле девочку затолкали в мешок с мусором, жертва с трудом смогла выбраться из ловушки, прорвав мешок изнутри. Добравшись до школы, встретила преподавательницу, рассказа о происшедшем, но услышала лишь холодное: "Разбирайся сама!". Спасибо, что хотя бы ссадины на теле обработали и перевязали.

Читайте также: За халатное отношение к детям - статья

Детские разборки спустя месяц закончились тем, что ребенок-инвалид попала в больницу с нервным срывом. Историю своей жизни в детском доме Настя рассказала бабушке, именно благодаря ей она стала известна детскому омбудсмену Челябинской области Маргарите Павловой. Лишь после вмешательства Павловой закрутились все "шестеренки" механизма положенного в таких случаях расследования. В дело вмешались Уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов и начальник Управления Следственного Комитета РФ по Челябинской области Павел Чеурин.

Думается, теперь ситуация разрешится не только кабинетными разносами, но и уголовными делами. Тем более, что медицинская, психологическая и другая экспертизы уже подтвердили — пострадавшая девочка не лгала о своих злоключениях. Пока же Маргарита Павлова в своем блоге пообещала приложить все усилия, чтобы помочь Насте обрести семью. Правда, не конкретизируя, каким способом — то ли возвращением девочки под опеку тети, то ли оформлением в семью приемную.

О детской жестокости написано много. О том, как несладко приходится новеньким не только в детских домах, но и в самых обычных школах — знает, наверное, каждый. Увы, детские коллективы — всего лишь "зеркало" общества, которое не всегда живет по христианским заповедям.

Просто у взрослых эксцессы конкуренции приглушаются законами и моралью, а у молодняка порой последние отсутствуют. Вот и проходят в детских коллективах выяснение отношений — кто главнее. А если в сложившуюся иерархию попадает новичок — его сразу начинают проверять на прочность.

Думается, полностью игнорировать наличие среди детей лидеров и аутсайдеров со стороны педагогов, наверное, не стоит. Очевидно, что именно педагоги, имеющие профессиональные навыки, опыт да и человеческие качества, призваны контролировать ситуацию, использовать неформальное ребячье самоуправление для нормализации конфликтной ситуации.

Частная ситуация в челябинском детском доме усугублялась еще и тем, что Настю третировали не одноклассницы, а старшие девчонки. Сверстницы ее, наоборот, жалели и помогали. Увы, в современном мире, да еще лишенные родительского воспитания, девочки довольно часто забывают о том, что физическое насилие — неподобающий для "прекрасного пола" способ самовыражения. Итогом является форменная "дедовщина" — точнее, "бабовщина".

Читайте также: Жесть: дети издеваются над сверстниками

В описанном случае просчет сотрудников детского дома очевиден. И пример в Челябинске не единичный, когда равнодушие взрослых дети расценивают как своеобразную команду: "Фас!". Допустить не просто иерархизацию внутри отдельных классов, а возможность возникновения настоящего "рабства" старших над младшими — это грубейшая педагогическая несостоятельность. А в терминах уголовного законодательства — халатность, имеющая упоминание в конкретных статьях УК РФ. Потому что произошедшее — не разбирательства сверстников за лидерство, а тупое угнетение слабых сильными — не по личным качествам, а по возрасту.

В то же время, нельзя не заметить, что и попытка руководства скандального детдома "не выносить сор из избы" достаточно объяснима. Омбудсмен Маргарита Павлова не сообщает о возрасте обидчиц Насти. Но если им меньше 14 лет — то "дедам в юбке" практически ничего не грозит. В крайнем случае — поместят в специальную школу закрытого типа, которая принципиально ничем от детдома не отличается. Так что детдомовских этим и не напугать.

Несовершеннолетние мелкоуголовные личности могут чувствовать себя до 14 лет совершенно спокойно — в случай чего, за них будут отвечать взрослые. Так чему же удивляться, если дирекция этого детского учреждения не хотела привлекать к разбирательству правоохранительные органы, пока скандал не приобрел слишком уж большой размах?

В заключение хочется процитировать слова Уполномоченного по правам детей Челябинской области: "Уверена, что эта история далеко не единичный случай. Нужно пресекать эту порочную практику и ликвидировать эту систему, где царят цинизм и невыносимая жесткость". Хотелось бы быть оптимистами — но, пока в близкий успех этого благородного замысла верится с трудом.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру